Фото: vk.com/theatrenaliteinom

В Театре на Литейном представят спектакль о блокаде Ленинграда

Версия для печати Версия для печати

Написанные в самую суровую зиму блокады Ленинграда дневники детей и взрослых легли в основу спектакля «Гекатомба» режиссера Яны Туминой. Премьеру покажут 5 июня в Театре на Литейном.

В античности слово «гекатомба» означало жертвоприношение из ста быков, в средневековье так называли гибель большого количества от эпидемий и войн, а XX век добавил новые пугающие ассоциации этому слову. Писатель Наталия Соколовская, редактор книг о блокаде и соавтор инсценировки спектакля, рассказывает, где впервые возникло это слово в связи с блокадой: «Слово «гекатомба» появляется в дневнике Софьи Казимировны Островской, она пишет: «Какую великую гекатомбу принес Ленинград!». Мы понимаем, что имеется ввиду невероятное человеческое жертвоприношение, подобное средневековым эпидемиям. В одном из словарей на «Академике» «гекатомба» встречается именно в контексте Блокады. Самое большое количество жертв было в первую блокадную зиму и весну. Это время называли в Ленинграде «смертным временем»».

Режиссер Яна Тумина и Наталия Соколовская отобрали большое количество редких документальных свидетельств жизни города в то тяжелое время. «Мы работали с дневниками, люди писали во время блокады, можно сказать, онлайн. Имена этих блокадных людей известны историкам, но не известны большинству петербуржцев. Мы постарались возродить к жизни малоизвестные имена. В спектакле использован, конечно, блокадный дневник Ольги Берггольц, также три дневника шестнадцатилетних подростков — Лены Мухиной, Юры Рябинкина, Бори Капранова, а также врача Израиля Назимова, архитектора Льва Ильина, скрипача Льва Маргулиса и других людей, переживших и не переживших блокаду. Использованы воспоминания Лидии Яковлевны Гинзбург и "Блокадная книга" Д. Гранина и А. Адамовича», — рассказывает Яна Тумина.

Наталия Соколовcкая поясняет, что «время действия спектакля ограничено именно зимой 1941-1942 года. Сами дневники подвели нас к этому. В этом времени их авторы не только выживали или умирали, у них происходили невероятные прозрения и такие прорывы духа, которые, может быть, в нормальное время никогда бы не случились. Блокада оказалось колоссальным инструментом самопознания человека как в его низших, животных проявлениях, так и в высших. Для всех, кто занят в спектакле, это возможность на несколько мгновений слиться с авторами дневников и отдать дань уважения, понять ту невероятную ситуацию, в которой они оказались».

Для Театра на Литейном новый спектакль будет необычным: наравне с актерами на сцене возникают куклы и объекты.Яна Тумина считает, что «без кукол эту историю не рассказать, история блокады и блокадных людей лежит вне обычных человеческих представлений о жизни и смерти». На сцену выйдут актеры разных театров: народный артист России Ефим Каменецкий, заслуженная актриса России Марина Солопченко, Ольга Иванова, Александр Безруков, Виталий Гудков, Александр Кошкидько, Ренат Шавалиев и Андрей Шимко. Сценографию создал Эмиль Капелюш, а куклы — Кира Камалидинова и Татьяна Стоя.

Рекомендуемый возраст зрителей – старше 16 лет.

Начало спектакля 5 июня в 19:00.

Софья Козич

 

Опубликовано 16 мая 2018, 19:03

Другие события

«Песни группы «Кино» – наша Марсельеза». Участник записи «Группы крови» Андрей Сигле - о том, как это было

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автомобильной катастрофе. Незадолго до годовщины, кинопродюсер, композитор Андрей Сигле рассказал «Фонтанке» о том, как он ненадолго становился «участником» группы «Кино», почему песни Цоя актуальны 30 лет спустя, и что может оправдать концерт легендарной группы без солиста на сцене.

Статьи

>