«Девочка на шаре» и другие: 10 шедевров на выставке Морозовых, которые привезли в Петербург из Москвы

23 июня 2019, 10:52
Версия для печати Версия для печати

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». «Фонтанка» рассказывает, какие шедевры приехали в Петербург из Москвы специально для этого проекта.

Ради выставки Михаила и Ивана Морозовых в Эрмитаж из московского ГМИИ им. А.С. Пушкина привезли 31 картину. Кроме того, портреты самих коллекционеров предоставила Третьяковская галерея. В Главном штабе открыли музыкальный салон, воссоздающий интерьеры одноименного зала в особняке Ивана Морозова в Москве. «Фонтанка» предлагает вспомнить главные шедевры собрания Морозовых, которые обычно можно увидеть только в столице.

1. «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне. 1873.



Фото: newestmuseum.ru

Картину, передающую вид из окна ателье Надара, показали на первой выставке импрессионистов в 1874 году — той самой, что была разгромлена критикой, и после которой появился сам термин «импрессионизм». Иван Морозов приобрел «Бульвар Капуцинок…» на три десятилетия позже у торговца картинами Поля Дюран-Рюэля, изначально верившего в новое художественное направление, и потому торговавшего импрессионистами по цене уже признанных художников. В 1907 году картина обошлась русскому коллекционеру в 40 тысяч франков.

2. «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара. 1877.



Фото: newestmuseum.ru

Молодая актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и нередко позировала художнику. В Эрмитаже есть другой ее портрет, ростовой, написанный годом позднее — на выставке братьев Морозовых они экспонируются вместе. Полотно из ГМИИ до 1903 года находилось в собрании Поля Лагарда (мужа актрисы, сына биржевого брокера) в Париже, потом картину приобрел коллекционер Поль Дюран-Рюэль за 13 тысяч франков. А уже в 1904 году за 25 тысяч франков картину купил Иван Морозов.

3. «Кафе в Арле» Поля Гогена. 1888.



Фото: newestmuseum.ru

Картина появилась после того, как Гоген и Ван Гог отправились вместе в привокзальное кафе, где уговорили хозяйку заведения мадам Жину выпить с ними кофе. Естественно, лишь для того, чтобы нарисовать женщину за столиком. Гоген угольной палочкой (для скорости) зарисовал портрет, а сюжет вокруг выстроил уже свой — о жизни ночного кафе. Хозяйка заведения в его интерпретации сыграла роль своего рода «любительницы абсента» — но об этом она вряд ли узнала, потому что картина в окончательном виде была создана уже после отъезда Гогена из Арля. Коллекционер Иван Морозов приобрел полотно в Галерее торговца искусством Амбруаза Воллара, поддерживавшего неизвестных художников, в 1908 году. Где находилась работа до той поры — неизвестно.

4. «Девочка на шаре» Пабло Пикассо. 1905.



Фото: newestmuseum.ru

Картина написана в период творчества художника, переходный от «голубого» к «розовому»: речь как о предпочтительном выборе красок, так и о характере тем — после изображения печали и нищеты, человеческих страданий, художник обнажается к миру театра и цирка, одиночества странствующих комедиантов. Хрупкая фигура гимнастки, неустойчиво держащейся на шаре, противопоставляется грузной фигуре атлета, сидящего на кубе.

Произведение приобрела у художника в Париже в 1907 году американская писательница Гертруда Стайн, у которой картину выкупил галерист и историк искусства Даниэль Анри Канвейлер. Он в 1913 году перепродал ее в своей галерее Ивану Морозову — вместе со «Стволами деревьев» Андре Дерена.

5. «Арлекин и его подружка» («Странствующие гимнасты») Пабло Пикассо. 1901.



Фото: newestmuseum.ru

Герои картины — циркачи, пришедшие в парижское кафе, где их нанимали на работу. Их трагический образ — символ нелегкой судьбы людей, посвятивших себя творчеству. Картину у художника приобрел Амбруаз Воллар, а у того в 1908 году ее купил Иван Морозов. Цена полотна была удивительно низкой — всего 300 франков.

6. «Марокканский триптих» Анри Матисса, включающий в себя «Вид из окна. Танжер», «Зору на террасе» и «Вход в касбу». 1912.



Фото: newestmuseum.ru

Этот триптих художник составил непосредственно для коллекционера Ивана Морозова из своих картин, написанных во время путешествия в Северную Африку. Героиня центральной картины — сотрудница марокканского отеля по имени Зора, часто позировавшая художнику. Картины Морозов приобрел в апреле 1913 года близ Парижа, в Исси-ле-Мулино.

7. «Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)» Эдварда Мунка. 1902-1903.

Сюжет, написанный в городке неподалеку от Осло, — один из самых популярных в творчестве художника. Всего было написано семь авторских версий картины, они находятся по всему свету, первый вариант автор создал в 1900-1901 годах. Работа из собрания ГМИИ написана специально для парижского Салона Независимых 1903 года. На этом салоне картину и приобрели для российской коллекции.

8. «Лето в Нормандии» Пьера Боннара. 1912.



Фото: newestmuseum.ru

Эту работу художник написал на своей вилле «Ма Рулетт» неподалеку от Вернона, изобразив своих домашних, включая питомцев (например, собачку на руках у дамы в шезлонге зовут Убю). В 1913 году у художника эту картину приобрела парижская галерея Бернхейм-Жён. Холст еще пару раз перешел из рук в руки в течение года, и, наконец, в галерее Дрюэ его нашел Иван Морозов, купив за шесть тысяч франков.

9. «Портрет Ивана Абрамовича Морозова» Валентина Серова. 1910.

Знаменитому живописцу Валентину Серову, давно создавшему к тому моменту уже и «Девочку с персиками», и другие работы, портрет Ивана Морозова никак не давался. Понадобилось 16 сеансов, чтобы поймать особенности модели — позу, мягкость черт, усталое выражение глаз. При этом за спиной коллекционера автор изобразил одну из его покупок — натюрморт «Фрукты и бронза» Анри Матисса. Скорее всего, на его фоне Морозов, и правда, позировал.

10. «Портрет Михаила Абрамовича Морозова» Валентина Серова. 1902.

Михаила Морозова, промышленника, коллекционера и литератора, старшего брата Ивана Морозова, Серов писал на фоне мраморного камина в особняке на Смоленском бульваре. Двухметровая работа обошлась заказчику всего в одну тысячу рублей, притом портрет был написан, как отмечали современники, фактически накануне кончины коллекционера — в 1903 году того не стало в возрасте всего 33 лет.

Выставка с участием московских произведений пробудет в Петербурге до 6 октября. Параллельно в Москве проходит выставка, на которую произведения из своей коллекции предоставил Эрмитаж: на ней показывают собрание коллекционера Сергея Щукина. Туда, в частности, уехал «Танец» Анри Матисса. Известно, что после этого музеи выставками «поменяются», но сроки приезда щукинской выставки в Петербург пока не анонсированы.

Узнать подробности о собраниях Щукина и Морозовых и побывать в виртуальном Музее нового западного искусства, где предметы коллекции выставлялись с 1923 по 1948 годы, можно на сайте.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

Директор ГМИИ имени Пушкина объяснила «Фонтанке», хочет ли она забрать в Москву импрессионистов из Эрмитажа

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>