Директор ГМИИ имени Пушкина объяснила «Фонтанке», хочет ли она забрать в Москву импрессионистов из Эрмитажа

22 июня 2019, 11:58
Версия для печати Версия для печати

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак рассказала «Фонтанке», что имела в виду, прося президента создать музей Щукина в Москве. Предложение учредить эту новую институцию прозвучало во время «Прямой линии» с россиянами и получило поддержку Владимира Путина. В музейных кругах Петербурга это спровоцировало новый виток разговоров о том, что часть произведений импрессионистов из собрания Государственного Эрмитажа собираются передать в Москву.

«Конечно, ничего похожего у меня нет в голове и не будет никогда, — отреагировала Марина Лошак на вопрос «Фонтанки». — Как я могу, директор музея, вообще ставить условия, чтобы из другого музея передали вещи? Это даже этически невозможно себе представить»

Марина Лошак отметила, что, в первую очередь, нужно вернуть в культурное поле сам бывший особняк Сергея Щукина в Москве, который сейчас находится в управлении Минобороны. После этого можно будет думать о наполнении здания, учитывая общественное мнение.

Однако название Государственного Эрмитажа в связи с перспективами создания Музея Щукина все же прозвучало. «Кому будут принадлежать эти метры физически — вообще не играет никакой роли, — сказала Марина Лошак. — Важно, чтобы это место стало местом культуры и местом Щукина. Будем ли мы этим управлять сами или, возможно, вместе с Эрмитажем, — сейчас сказать нельзя. То, что Эрмитаж должен будет, при его желании — а я уверена, что такое желание будет — участвовать в жизни этого дома, — мне кажется, однозначно. Потому что половина коллекции (Сергея Щукина — Прим.ред.), как мы знаем, находится в Эрмитаже».

Мария Лошак задает вопрос Владимиру Путину
Мария Лошак задает вопрос Владимиру Путину

Фото: скриншот видео

Марина Лошак подчеркнула, что ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажу «друг без друга не обойтись», и они — «абсолютно сиамские близнецы в случае с определенными коллекциями».

«Все зависит от того, каким будет предназначение этого дома, оно может быть очень разным, — допустила Марина Лошак. — Просто мир Щукина связан не только с той коллекцией вещей, которые он приобретал, и которые могут оставаться в музее. Идея Щукина была о том, что необходимо поддерживать современное искусство, западное искусство, двигать его, работать с художниками и находить лучших, давать возможность развиваться и знакомить мир с ними. Может быть, такая версия развития музея будет наиболее органичной, может быть — другая. У нас много идей. Естественно, когда наступит этот момент, мы будем обсуждать все вместе, выслушаем все и выберем наилучшую».

При этом Лошак заверила «Фонтанку», что ее принцип — в том, «чтобы все происходило по любви». «Все эти вещи нужно обсуждать только в том случае, когда полная готовность со всех сторон уже существует», — пояснила она.

Напомним, в 1930-е годы Эрмитажу передали часть картин из собрания московского Музея нового западного искусства, который, в свою очередь, был составлен из коллекций дореволюцинных меценатов Щукина и Морозова. Это стало частичной компенсацией того разорения, что петербургский музей пережил в ХХ веке в результате музейных распродаж, а также в итоге переформирования коллекций, когда сотни картин старых мастеров (в том числе работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Тициана) уехали из Ленинграда в Москву. Наш город, кроме того, лишился десятков скульптур и гравюр, сотен рисунков и десятков произведений прикладного искусства, но в результате получил легендарных импрессионистов, которых уже не первое десятилетие столица хочет заполучить назад. В ходе прямой линии 2013 года бывшая директор ГМИИ Ирина Антонова уже просила главу государства воссоздать Музей нового западного искусства, для чего бы потребовалась передача произведений импрессионистов из эрмитажного собрания. Тогда Петербург отстоял свою коллекцию, а Музей нового западного искусства «восстановили» в Сети в виртуальном виде.

«Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>