«Если обойдется без жертв — я удивлюсь». Чем впечатлило открытие Театральной олимпиады в Петербурге

16 июня 2019, 11:12
Версия для печати Версия для печати

Гигантские инопланетяне, стимпанковые изобретатели и летающие барабанщики десантировались 15 июня в центре Петербурга, показав городу шоу масштаба, какого он давно не видел.

К церемонии открытия международной Театральной Олимпиады петербургскую площадь Островского готовили несколько дней. Устанавливали краны, монтировали леса и дисплеи, трибуны для зрителей и сцены для коллективов, закрывали большим занавесом фасад Александринского театра. В итоге грандиозное шоу, срежиссированное Николаем Рощиным, превратилось в целый фестиваль уличных театров длиной в один вечер — и превзошло все ожидания.

Самые смелые задумки — те, для которых и возводились конструкции — реализовали на площади зарубежные коллективы, но отечественные создавали настроение, пока народ собирался. По площади прошествовали «Странствующие куклы господина Пэжо», проплывал «Цветочный корабль» «Огненных людей». Караван из верблюдов, крылатый Пегас, восточные повозки, запах манящих благовоний и цветной дым из кувшина («Эскизы в пространстве»), собрал вокруг себя целую процессию.

— Пропустите павлина, друзья! Аккуратнее, будьте внимательны, берегите глаза! — приучали публику к новому, тесному формату общения с театральным миром сопровождающие труппу.

Растерянные уборщики пытались собрать разлетевшиеся по площади разноцветные бумажки пневмосалюта — их усилия казались каплей в море посреди хаоса.

 В означенный час площадь услышала стук метронома, нагнетающую тревожность музыку и увидела часы с обратным отсчетом.

— Как будто конец света! — забеспокоились зрители.

На красном занавесе на фасаде театра, будто ища себе места, мелькали звезды. На люльке подъемного крана на высоту кровли Александринского поднялся канатоходец-скоморох. В его руках появились цветные дымовые шашки, он — под взглядами замершей публики — пересек расстояние практически от здания Российской национальной библиотеки до театра.

— Настоящее средневековое шоу! — оценили в толпе.

Достигнув цели, артист прошелся по строительным лесам, скрывшими фасад Александринки, приблизился к квадриге, закрытой механизмом с шестеренками, и заставил его вертеться. Шоу началось! В народ вышли знаменитые «летающие барабанщики» французского коллектива Transe Express. Поиграв со зрителями и поблуждав среди них, они взмыли в небо, подвешенные на подъемном кране, и продолжали все это время барабанить. «Гирлянду» из барабанщиков венчала девушка-гимнастка.

Вслед Transe Express явило себя начальство со словами приветствия петербуржцам — зрители радостно встречали худрука Александринского театра Валерия Фокина, классика греческого театра и основателя Театральной Олимпиады Теодороса Терзопулоса и японского режиссера Тадаси Судзуки (параллельно с Петербургом Театральную Олимпиаду принимает Япония); слова приветствия сказали глава минкульта Владимир Мединский и врио губернатора Петербурга Александр Беглов.

Публика заспешила к первой из обозначенных на карте площадок, слева от здания театра, — чтобы занять места поближе к действию. Так началось безумное стимпанк-шоу немецкого коллектива Titanick. Cпектакль Firebirds посвящен незадачливым пионерам авиастроения, собравшимся на конкурс из разных стран. Французская Мэри Поппинс, Мистер и Миссис из Англии, немецкий барон, русские «братья Гагарины» и примкнувший к ним позже Джимми из США («Американцы как всегда опаздывают», — пошутил в духе времен Первой мировой войны ведущий «соревнований»). Навороченные «летательные аппараты» на колесах, шипящие, гремящие, исторгающие пламя и дым, показавшись на сцене, отправились, буквально, давить толпу, вынужденную добрую половину спектакля от них уворачиваться. Особенно усердствовали комичные «братья Гагарины» со своим полувертолетом-полумопедом, расплескивавшие «водку» с верхнего яруса.

— Если сегодня обойдется без жертв — я удивлюсь! — выдохнув, заметил молодой человек из зрителей.

Понять правила игры и привыкнуть к специфике европейского уличного театра у зрителей получалось не сразу — в Петербурге просто нет такой привычки: тот Фестиваль уличных театров, что ежегодно проводится в ЦПКиО, предполагает, как правило, некую условную сцену (открытое пространство, окруженное публикой), на которой происходит действо. Просто находится она на свежем воздухе. Тут же основной особенностью оказалось то, что шоу шло в нескольких точках площади одновременно и прямо среди зрителей. Иногда — над их головами. При этом бегать от одной сценки к другой, от одной группы актеров к другой не было необходимости: перемещались сами артисты, а сценарий был задуман так, что где бы вы ни находились, действо «находило» вас само и «втягивало» в себя.

Cпектакль Firebirds театра Titanick
Cпектакль Firebirds театра Titanick

Фото: Сергей Михайличенко

Английская Миссис умудрилась, воспользовавшись отсутствием супруга, прихватить к себе на ретрофутуристическую конструкцию симпатичного юношу из толпы (Мистер, вернувшись, устроил «сцену ревности» на потеху публике). А Мэри Поппинс, подвешенная на подтяжках, со своим зонтиком болталась вокруг катящегося барабана-колеса. Естественно, были и злодеи — и речь не о карикатурной «бабке-уборщице», наоравшей из окна театра на шумящую толпу и рухнувшей оттуда, с высоты десятка метров, в контейнер с «мусором». А о «Черном ангеле», чинившем препятствия конкурсантам — в результате лишь одному летательному аппарату удалось взмыть над Александринкой.

Второй спектакль показывал голландский театр Gajes — это была полноценная «Одиссея»: с кораблем, испытаниями для главного героя и встречей с Пенелопой в конце. При этом спектакль также игрался среди толпы, которую время от времени герои пересекали на ходулях или платформах, управляемых помощниками (охрана помогала «раздвигать» зрителей). Тесно стоящие горожане и туристы стали тем самым морем, по которому странствовал главный герой.

Третье шоу также «завезли» из Нидерландов — театр Close Act показал спектакль Malaya, часовую зарисовку из мира космических существ, появляющихся в видениях человека. Фантазия без четкого сюжета, но красивая и пугающая, наполненная инопланетными персонажами — то летающими на металлической конструкции, то перекатывающимися по площади, а то, подобно стражам порядка или злым пришельцам, наступающим на зрителей с рупорами и светящимися трубками.

Дождь, моросивший уже в середине церемонии и почти в полную силу разыгравшийся в конце, не смог испортить представления. Хотя некоторые гости и ретировались, так и не увидев, что сценарий был, на радость перфекционистам, закольцован: скоморох, шедший в начале по канату, снова появился на здании — с молотком в руках. И парой ударов остановил вращение шестеренок — спектакль окончен! На красный занавес рухнула, распрямляясь, синяя афиша Театральной олимпиады, а на экранах появилась надпись об ее официальном открытии.

Теперь остаётся только следить за спектаклями олимпиады: о представлениях, которые можно будет увидеть в Петербурге уже этим летом, «Фонтанка» написала в своём гиде.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>