Спектакль об убийстве и Петербург через телескоп: юбилейный фестиваль «Точка доступа» объявил программу

Международный летний фестиваль искусств «Точка доступа» объявил расширенную юбилейную программу, в спектаклях которой зрители станут свидетелями почти настоящего судебного процесса, посмотрят северную столицу через телескоп, прогуляются по городу воспоминаний вместе с легендарным Антоном Адасинским и станут участниками перформанса, состоящего из запахов. Фестиваль пройдет в Петербурге с 15 по 30 июля.

В 2019 году фестиваль проводится в пятый раз, и в центре внимания по-прежнему сайт-специфическое искусство — спектакли, инсталляции и перформансы, которые развернутся в городской среде (например, на вокзалах, в заброшенных зданиях). Программа впервые состоит из трех частей: основной, образовательной и новой «свободной программы».

В афише основной программы «Точка доступа» покажет четыре премьеры от постановщиков из России, Нидерландов, Швейцарии и Франции, каждый из которых представит свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее Петербурга.

На Ладожском вокзале с 15 июля по 30 июля продемонстрируют спектакль «Прощай! / Fare Thee Well!» голландского художника Дриса Верхувена. С помощью телескопа режиссер покажет Петербург как некую «тягучую субстанцию» с ее обитателями и урбанистическими особенностями.

Fare Thee Well!
Fare Thee Well!

Фото: предоставлено организаторами

19 — 20 июля горожане не только увидят спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)» швейцарского режиссерского дуэта — Яна Дюйвендака и Роже Берна, но и примут в нем непосредственное участие. В основе — реальное преступление молодого человека, убившего отца девушки в одном из районов Петербурга. Авторы рифмуют историю с пьесой Шекспира «Гамлет» — все участники получат имена персонажей пьесы. Действо будет выстраиваться как судебный процесс, в котором примут участие не только профессиональные актеры, но и настоящие юристы. Зрителям предстоит стать присяжными заседателями и, выслушав доводы и аргументы прокуроров и юристов, самим решить, виновен ли принц в преступлении.


"Пожалуйста, дальше (Гамлет)"

Фото: предоставлено организаторами

«Мы хотим показать в этом спектакле, что правосудие — это не каста, не клан, к которому все боятся приблизиться. Право — часть общества. Цель проекта — не иронизировать над правосудием, не исказить его, а показать всю его сложность, какую-то его красоту и ответственность, которой каждый подвергается ежедневно. Это возможность максимально открыто и увлекательно поговорить о том, что такое правовое государство и правовой нигилизм», — рассказал на пресс-конференции куратор проекта в Петербурге, музыкальный критик Антон Флеров.

Третий проект основной программы сочинен специально для Петербурга французской командой «Энциклопедия слова» (при поддержке Французского института в России). Спектакль «Jukebox Петербург» — это театральный аналог музыкального автомата из 1960-х. «Вместе с курсом драматургов РГИСИ под руководством Натальи Степановны Скороход мы собираем образцы речи города и его звуки: публичные выступления чиновников, рэп-баттлы, пьяные разговоры на кухне, забавные видео и все то, что позволит создать всю палитру звуков Петербурга», — поделился замыслом куратор проекта Олег Христолюбский.

Этот спектакль, как обещают организаторы, даст точное представление о звуковом пейзаже Петербурга. Постановку покажут 24 по 28 июля в большой химической аудитории Политехнического университета имени Петра Великого.

Одним из самых ожидаемых участников фестиваля станет основатель театра DEREVO Антон Адасинский. Он представит на фестивале театральную акцию, которая одновременно будет и авторским концертом, и экскурсией по Петербургу. Маршрут и финальную точку путешествия режиссер не раскрывает, но обещает переместить зрителей в эпоху «молодости» визуального театра и перформанса, познакомить с её героями и главными событиями.


"Город теней"

Фото: Елена Яровая, предоставлено организаторами

«Я посажу вас в черный кубик своих спутанных воспоминаний. Я покажу вам город, пропитанный загадками и счастьем. Проведу вас по уголкам коридора с соседом Михаилом Архиповичем, который пугал меня на кухне тараканами. Покажу дворы и подворотни, в которые можно войти и выйти с другой стороны земли. Я буду петь, читать стихи, говорить, а танцевать будут мои пальцы в виде семи людей», — поделился в своем видео, представленном на пресс-конференции, Антон Адасинский. Место старта — Новая сцена Александринского театра 16 и 17 июля.

Что касается образовательной программы «Точки доступа», то фестиваль подготовил образовательно-практический курс для отобранных 60 режиссеров, актеров, художников, менеджеров из России, Украины, Литвы и Латвии. Также пройдут лекции, мастер-классы и воркошопы от теоретиков и практиков театра мировой величины, которые никогда еще не выступали в России. Среди них Арнольд Аронсон (США) — доктор наук, профессор Колумбийского университета, автор более чем десяти книг по истории американского театра и мировой сценографии, главный редактор научного журнала Theatre and Performance Design. Большая часть лекций будет открыта для слушателей, нужно будет лишь зарегистрироваться на событие на сайте «Точки доступа». Кроме того, в образовательной программе будет представлена лаборатория: после теоретической подготовки участники объединятся в группы и сами подготовят эскизы новых театральных проектов в пространстве РГПУ им. А. И. Герцена.

Свободная программа — новые экспериментальные постановки молодых режиссеров Петербурга, Москвы, Тулы, Краснодара, Архангельска и других регионов, прошедших отбор по заявкам. Зрители увидят спектакль Ильи Мощицкого по мотивам романа Жозе Сарамаго «Слепота» (Новая сцена Александринки, 15 июля), спектакль-фильм Степана Пектеева «Увидеть Неаполь» (театр «ЦЕХЪ», 16 июля), проект звукового театра «Фазы быстрого сна» Екатерины Лопатиной (Музей звука, 17 июля), спектакль Петра Чижова «Там был мой Дом», который сыграют в одной из жилых квартир Петербурга (17 – 18 июля), «CALL TУ GODOT» по тексту Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» в постановке Артема Томилова («Театр поколений», 18 июля), проект московской Школы Эстетического Экстремизма и Театра людей — спектакль «Агрегация» Юрия Сорокина (Новая сцена Александринки, 18 июля), спектакль «ЛАВ — Летучие ароматические вещества», состоящий только из запахов, в постановке Элины Куликовой и Всеволода Лисовского (Музей стрит-арта, 18 июля) и многое другое.

С подробной афишей всех трех программы можно ознакомиться на сайте «Точки доступа». Как фестиваль проходил в 2018 году, читайте по ссылке.

Мария Францева, специально для «Фонтанки.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>