«Мстители. Финал»: Конец парада

29 апреля 2019, 12:37
Версия для печати Версия для печати

На три дня позже, чем во всем мире, в российский прокат выходят «Мстители. Финал». Последняя часть главной киносаги двадцать первого века.

Прокат новых «Мстителей» перенесли с обычного четверга на понедельник по убедительной просьбе Минкульта. Чтобы освободить залы и сосредоточить зрительское внимание в уик-энд на отечественной ленте «Миллиард». «Мстителям» от этого не горячо и не холодно: новый фильм саги Marvel, в любом случае, будет идти при полных залах всё время проката (в мире он уже побил рекорды и собрал больше миллиарда долларов). А вот зрителям подложили свинью.

Отодвинутая премьера сгубила интригу: даже в русской «Википедии» имеется весьма подробный пересказ сюжета «Финала», рассказано, кто с кем схлестнется, кто умрет. В Гонконге, говорят, зрителя в кинотеатре избили — за то, что на выходе с сеанса выложил все секреты. Отечественной публике остается только смириться. Поредевшая армия супергероев (в предыдущей ленте погибли Человек-паук, доктор Стрэндж, Черная пантера и еще множество персонажей) решает исправить ошибки и попытаться вернуться в прошлое, чтобы победить своего врага Таноса, ставшего всемогущим. А заодно воскресить тех, кто с прошлой битвы не вернулся.

«Финал» оркестрован, как и полагается завершающим частям любого эпического художественного произведения, мощно. Тут хоть на секунду появляются все персонажи вселенной Marvel — включая второстепенных. Как следствие, с новыми «Мстителями» мало какая лента сравнится по актерскому составу: тут есть не только дежурные Роберт Дауни, Том Хиддлстон и Джон Бролин в образе злодея, но и Натали Портман, и Тильда Суинтон, и Майкл Дуглас, и Роберт Редфорд. Режиссеры предыдущих «Мстителей» братья Руссо и сценаристы Кристофер Маркус и Стивен Макфили смогли довести градус пафоса до определенного максимума: «Финал» получился громким. Хотя с фирменной иронией перегнули палку, тут и есть и слишком комические элементы. Скажем, Тор вовсе превратился в уморительного двойника Лебовского, толстяка, помешанного на пиве и спутниковом ТВ (прошедшее в праздности время героя не пощадило).

Но пафос, серьез и размах тут не слишком важны. «Финал» впечатляет не ими, а, как ни странно, финальностью. Спасибо Минкульту и «Википедии» — можно спокойно рассказать, что здесь гибнут два ключевых супергероя вселенной Marvel, а значит, сагу покидает два самых известных ее актера. Здесь впервые посреди финальных титров не обещают скорого продолжения: в конце ставится жирная точка. Да весь фильм, в общем — подведение итогов. Не «Мстителей» и даже не золотого века комиксов от Marvel, а большой эпохи увлекательного и яркого кино о богах и героях, суперменах и вселенских масштабов злодеях. По форме явление всех героев комиксовой вселенной напоминает финальное парад-алле: все выходят только затем, чтобы собрать последний урожай аплодисментов.

В «Финале» очень много цитат, тут постоянно вспоминают о массовом и всеми любимом кино. О «Назад, в будущее» и «Терминаторе», «Безумном Максе», сам сюжет о камнях, правящих миром, отсылает к «Властелину колец». Этот парад цитат выглядит вовсе не как умничанье или подмигивание зрителю. Он только предлагает вспомнить все те ленты, которые делали нашу жизнь ярче, которые заставляли верить в потрепанные идеалы, воспитывали наивных романтиков. Их эпоха была длинной — и Marvel’у принадлежит огромная часть золотого века блокбастеров, студия его продлила лет на десять, вывела из кризиса, подарила жанру супергеройского кино, фантастическим сагам новую жизнь, современную, яркую, ироничную.

Теперь и этот век подошел к концу. Конечно, супергерои никуда не уйдут. Может, что-то снимут про Халка, обещают новые похождения Человека-паука. Конечно, массовая культура не исчезнет с экранов: сказки никогда не останутся в прошлом, красочная фантастика не может потерять зрительского интереса. Но все это обретет какие-то другие формы. И начнется новая страница в истории героев и романтиков.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Как зарубежное кино сдвигали ради российского. В одной картинке

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>