«Мстители. Финал»: Конец парада
На три дня позже, чем во всем мире, в российский прокат выходят «Мстители. Финал». Последняя часть главной киносаги двадцать первого века.
Прокат новых «Мстителей» перенесли с обычного четверга на понедельник по убедительной просьбе Минкульта. Чтобы освободить залы и сосредоточить зрительское внимание в уик-энд на отечественной ленте «Миллиард». «Мстителям» от этого не горячо и не холодно: новый фильм саги Marvel, в любом случае, будет идти при полных залах всё время проката (в мире он уже побил рекорды и собрал больше миллиарда долларов). А вот зрителям подложили свинью.
Отодвинутая премьера сгубила интригу: даже в русской «Википедии» имеется весьма подробный пересказ сюжета «Финала», рассказано, кто с кем схлестнется, кто умрет. В Гонконге, говорят, зрителя в кинотеатре избили — за то, что на выходе с сеанса выложил все секреты. Отечественной публике остается только смириться. Поредевшая армия супергероев (в предыдущей ленте погибли Человек-паук, доктор Стрэндж, Черная пантера и еще множество персонажей) решает исправить ошибки и попытаться вернуться в прошлое, чтобы победить своего врага Таноса, ставшего всемогущим. А заодно воскресить тех, кто с прошлой битвы не вернулся.
«Финал» оркестрован, как и полагается завершающим частям любого эпического художественного произведения, мощно. Тут хоть на секунду появляются все персонажи вселенной Marvel — включая второстепенных. Как следствие, с новыми «Мстителями» мало какая лента сравнится по актерскому составу: тут есть не только дежурные Роберт Дауни, Том Хиддлстон и Джон Бролин в образе злодея, но и Натали Портман, и Тильда Суинтон, и Майкл Дуглас, и Роберт Редфорд. Режиссеры предыдущих «Мстителей» братья Руссо и сценаристы Кристофер Маркус и Стивен Макфили смогли довести градус пафоса до определенного максимума: «Финал» получился громким. Хотя с фирменной иронией перегнули палку, тут и есть и слишком комические элементы. Скажем, Тор вовсе превратился в уморительного двойника Лебовского, толстяка, помешанного на пиве и спутниковом ТВ (прошедшее в праздности время героя не пощадило).
Но пафос, серьез и размах тут не слишком важны. «Финал» впечатляет не ими, а, как ни странно, финальностью. Спасибо Минкульту и «Википедии» — можно спокойно рассказать, что здесь гибнут два ключевых супергероя вселенной Marvel, а значит, сагу покидает два самых известных ее актера. Здесь впервые посреди финальных титров не обещают скорого продолжения: в конце ставится жирная точка. Да весь фильм, в общем — подведение итогов. Не «Мстителей» и даже не золотого века комиксов от Marvel, а большой эпохи увлекательного и яркого кино о богах и героях, суперменах и вселенских масштабов злодеях. По форме явление всех героев комиксовой вселенной напоминает финальное парад-алле: все выходят только затем, чтобы собрать последний урожай аплодисментов.
В «Финале» очень много цитат, тут постоянно вспоминают о массовом и всеми любимом кино. О «Назад, в будущее» и «Терминаторе», «Безумном Максе», сам сюжет о камнях, правящих миром, отсылает к «Властелину колец». Этот парад цитат выглядит вовсе не как умничанье или подмигивание зрителю. Он только предлагает вспомнить все те ленты, которые делали нашу жизнь ярче, которые заставляли верить в потрепанные идеалы, воспитывали наивных романтиков. Их эпоха была длинной — и Marvel’у принадлежит огромная часть золотого века блокбастеров, студия его продлила лет на десять, вывела из кризиса, подарила жанру супергеройского кино, фантастическим сагам новую жизнь, современную, яркую, ироничную.
Теперь и этот век подошел к концу. Конечно, супергерои никуда не уйдут. Может, что-то снимут про Халка, обещают новые похождения Человека-паука. Конечно, массовая культура не исчезнет с экранов: сказки никогда не останутся в прошлом, красочная фантастика не может потерять зрительского интереса. Но все это обретет какие-то другие формы. И начнется новая страница в истории героев и романтиков.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Как зарубежное кино сдвигали ради российского. В одной картинке
От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019
«Метод», «Обнальщик», «Очень странные дела»: 15 телесериалов ноября — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 01 ноября 2025 - «Большая книга» открыла бесплатный доступ к книгам-финалистам — за них можно проголосовать
- 31 октября 2025 - Вуди Аллен до конца 2027 года выпустит фильм про Мадрид
- 30 октября 2025 - Warner Bros. рассказала, когда выпустит первый фильм о Hello Kitty
- 30 октября 2025 - Сергей Шнуров рассказал о новом альбоме «Поролоновая свадьба»
- 29 октября 2025 - Запрещенный в России якутский фильм «Айта» приобрел стриминг Amazon
Статьи
-
30 октября 2025, 17:23Казалось бы, ничто не предвещало трагедии. Обычный европейский гражданин, крепко стоящий на ногах и уверенный в завтрашнем дне, едет со своим сыном и собачкой на машине в Марокко, чтобы на тамошнем рейве в пустыне найти свою дочь. Ребенок уверен: сестра будет рада их увидеть. Отец выглядит почти отчаявшимся, но настойчиво обращается то к одним танцующим, то к другим, показывая фотографию дочери. У зрителя закрадываются мысли, что мы видим стадию отрицания в принятии неизбежного, и девушки уже нет в живых, — и наверняка по ходу действия будут находиться этому подтверждения, а интрига будет в ее судьбе. Но сюжет оказывается гораздо сильнее.
-
29 октября 2025, 13:30Более 500 произведений искусства — скульптуру, живопись, ритуальные предметы и маски мистерии Цам — можно увидеть до 2 февраля на новой выставке «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» в Манеже Малого Эрмитажа. Куратор Юлия Елихина — ведущий научный сотрудник Отдела Востока — рассказала «Фонтанке» об экспонатах, прошедших через огонь, о демонах, вызывающих болезни, и о драгоценности, исполняющей желания.
-
26 октября 2025, 12:20
-
23 октября 2025, 13:19