‘ото: постер фильма

Ђѕо воле божьейї: „то роднит фильм ќзона о св€щенниках-педофилах и Ђѕокида€ Ќеверлендї

25 апрел€ 2019, 18:35
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ћинкультуры попросило отложить в прокате фильм «ѕо воле божьей». ¬место 25 апрел€ картина о религии и насилии выйдет на экраны 29-го числа, в аккурат после православной ѕасхи.  инокритик «‘онтанки» »ван „увил€ев успел посмотреть новую ленту ‘рансуа ќзона и сравнивает еЄ с прогремевшей документалкой «ѕокида€ Ќеверленд» о ћайкле ƒжексоне.

«¬ол€ божь€...» мэтра французского кино ‘рансуа ќзона вышла на экраны почти одновременно с документальным «ѕокида€ Ќеверленд». » эти фильмы грех не сравнить. ќба расследуют случаи насили€: в «¬оле...» — со стороны св€щенников, в «Ќеверленде» — со стороны корол€ поп-музыки ћайкла ƒжексона. ќба очевидно созданы на волне движени€ #metoo и пытаютс€ отрефлексировать те вопросы, которые оно поставило перед обществом. ќба, наконец, не став€т перед собой задачи обвин€ть или взывать к справедливому наказанию. » ќзона, и создателей «Ќеверленда» волнует другое: что происходит с ребенком, который подвергс€ насилию? „его лишает его преступник? ¬ чем его преступление в куда более глобальном, духовном, а не уголовном смысле?

ќзон дл€ поиска своих ответов выбирает сюжетную схему юридического триллера — истории о том, как довод€т до суда бесперспективное дело. √ерой решаетс€ требовать наказани€ дл€ св€щенника, от чьих домогательств когда-то страдал. ¬ отча€нии ищет таких же, как он — жертв. Ќаходит, они объедин€ютс€. Ќо стоит сразу сказать: преступлени€ ќзон не показывает. ќн избегает сентиментальных флэшбеков — только короткие сценки из скаутского лагер€, где работает св€щенник-педофил. ћы не увидим и суда: действие фильма завершаетс€ еще до начала прений.



‘ото: кадр из фильма

—ам св€щенник-педофил здесь только эпизодический персонаж, он по€вл€етс€ лишь в двух сценах, во врем€ очных ставок со своими жертвами. » совсем не выгл€дит таким уж пугающим или коварным. “ак, жалкий старик с седыми п€тнами щетины на дрожащем подбородке. √лавный антагонист «¬оли...» — не он, а его непосредственный начальник, кардинал. »ерарх все знал, ему множество раз сообщали о случа€х насили€. Ќо он ничего не предпринимал, а если наказывал своего подчиненного — то чисто формально.

¬ «¬оле...» вообще трудно вычленить отдельных персонажей: это не сольна€ парти€ и не концерт дл€ инструмента с оркестром, а симфони€. ≈е звучание складываетс€ из множества скорбных голосов — еще одно родство с «Ќеверлендом», там тоже был хор несчастных жертв, которые не могут жить после встречи со своим кумиром и страданий, которые он им причинил. ” ќзона всем жертвам даны сольные партии. ќдин вырос примерным католиком, другой — атеистом, третий вообще к вопросу религии относитс€ невн€тно. ќдного родители отговаривают от борьбы, другого поддерживают, у третьего папа с мамой не разговаривают. ќзоновский премьер ћельвилль ѕупо (он уже с режиссером работал во «¬ремени прощани€»), восход€ща€ звезда французского кино —ванн јрло и прославившийс€ благодар€ тарантиновским «Ѕесславным ублюдками» ƒени ћеноше эти образы создают старательно, детально, драматично. –ежиссер дает им нюансы, детали, микротравмы — а они их донос€т до зрител€ м€гко и из€щно, осторожно, интимно.

ќбъедин€ет этот хор одно — кризис веры. ≈го переживают все персонажи без исключени€. ¬еры — в самом широком смысле, не только религиозным. ¬се жертвы насильника перестали чувствовать свою принадлежность к какому-либо сообществу, перестали довер€ть своим близким и вообще кому бы то ни было. –ухнула велика€ иллюзи€ — и заполнить пустоту, образовавшуюс€ после этой катастрофы, нечем. ”дивительно, но ќзон в итоге сн€л очень религиозное кино, тут — тоже родство с «Ќеверлендом»: только там персонажи разочаровывались, тер€ли иллюзию относительно своего кумира и вообще взрослых, которые не могут врать и причин€ть боль.

Ќе зр€ все-таки ќзон планировал снимать «¬олю» как документальный фильм — и уже потом перешел в игровой формат. –азными пут€ми «¬ол€» и «Ќеверленд» наход€т один ответ на главный вопрос: что сделали насильники со своими жертвами, чего их лишили? ∆ить без веры в двадцать первом веке всЄ так же больно и невыносимо, как во все времена и во всех странах.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>