«Вниз по кроличьей норе»: Что привезет в Петербург фестиваль Dance Open

02 апреля 2019, 16:37
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге с 17 по 29 апреля пройдёт международный фестиваль балета Dance Open. Спектакль для взрослых по мотивам «Алисы в стране чудес»; хрустальная хореография «Коппелии» от Венского балета; «Щелкунчик», чьё действие перенесено в дореволюционный Петербург. Чем ещё удивит фестиваль, рассказывает критик Анна Гордеева.

«Зимний путь»

Кто: Балет Цюриха. Обычно репертуар старых европейских театров рос так: слой классики, потом уже — увлечения неоклассикой, модернистскими и постмодернистскими сочинениями. Балет Цюриха — исключение: как только он выбрался из оперных пеленок XIX века, то кинулся искать все новое, не оглядываясь на Жизелей и Сильфид. Новая музыка, экспрессионистская хореография — вперед и выше. Лишь после войны, когда труппу возглавил Николай Березов, в Цюрихе заплескалось «Лебединое озеро». Затем Нуреев встряхнул труппу своей «Раймондой», после к власти пришла баланчинская балерина Патриция Нири — и теперь в биографии Цюрихского балета есть все необходимые исторические слои — правда, в непривычном порядке. Сейчас труппа может практически все, но предпочитает неоклассику.



Фото: Gregory Batardon; предоставлено творческим брендом Dance Open

Хореограф: Кристиан Шпук. Ему 49, возглавляет Цюрихский балет с 2010 года. До того учился и танцевал в Штутгарте, там же начал сочинять танцы и стал штатным хореографом. Громким выходом на мировую арену стал балет «Лулу» в 2001-м. С тех пор Шпук делал спектакли для Шведского королевского балета и New York City Ballet, Берлинского балета и балета Фландрии. В Петербурге его труппа еще не была — а вот одно смешное па де де (где балерина во время танца не расстается с дамской сумочкой, опасаясь за ее сохранность) исполняла Ульяна Лопаткина. Отличительная черта спектаклей Шпука — сочетание неоклассической хрустальной лексики и эффектной «картинки», оформители у него всегда работают на совесть. Так и в этом «Зимнем пути», где рассказывается мрачная история о путешествии одинокого героя по заснеженной равнине (любовь в прошлом, весна никогда не настанет, вот это все — точнейше воплощенная интонация Густава Малера в редакции Ханса Цендера). Снег, мистические вОроны, героя страшно жалко — а мы сидим и восхищаемся тем, как красив спектакль.

Когда и где: Александринский театр, 17 апреля.

«По ту сторону»

Кто: критик Лейла Гучмазова. Обозреватель «Российской газеты» и один из самых чутких авторов в отечественной балетной критике расскажет, как балет заглядывает за грань реальности. Как он убегает в сон и в мечту, запросто вызывая духов и устраивая свидания героев с персонажами потусторонними. Как ни старались хореографы ХХ века отправить балерин и танцовщиков на заводы, митинги и поля сражений (не только у нас, Европа также пыталась «приземлить» балет) — танец все уходил от обыденности. И в XXI веке делает это все чаще — интересно, почему?

Когда и где: Arts Square Gallery (Итальянская, 5), 18 апреля.

«Щелкунчик»

Кто: Пермский балет. Театр, понятное дело, в представлении не нуждается: о том, что Пермский балет фактически обязан своим существованием и уж точно качеством — эвакуированному в войну на Урал Мариинскому театру — знают абсолютно все. Но что такое нынешняя пермская труппа? В нее совсем недавно пришли совершенно новые люди — когда театр в поисках лучшей жизни оставили ведущие артисты, главный балетмейстер Алексей Мирошниченко не впал в отчаяние, а пригласил на работу ярко выступивших на конкурсе «Арабеск» бразильцев — выпускников бразильской школы Большого театра. Плюс дал шанс вчерашним выпускникам пермского училища, карьерная лестница задвигалась со скоростью эскалатора. Стиль сохраняется, а вот темперамент теперь так и пышет — молодежь рвется в бой.

Хореограф: Алексей Мирошниченко. 44 года, выпускник Академии русского балета, затем танцовщик в Мариинском театре, где состоялись и его хореографические дебюты. С 2009 года — главный балетмейстер в Пермском балете. Умеет рассказывать истории на сцене. Чтит классику, но не до дрожи в коленях — его ведет любовь к старинным балетам, а не страх перед легендами. Его «Щелкунчик» вырос из «Щелкунчика» Василия Вайнонена, чуть не все роли в котором Мирошниченко перетанцевал, будучи учеником АРБ — и хореограф перенес действие в дореволюционный Санкт-Петербург. При открытии занавеса публика увидит нежно выписанный знакомый пейзаж (в спектакле замечательно поработали художники). В сюжете лишь одно отличие от знакомой с детства балетной истории — герои отправляются не в Конфитюренбург, а в Блюменбург, город цветов. Ну понятно — это же личный спектакль, а балетным нельзя есть сладкое.

Когда и где: Александринский театр, 19 апреля.

Public Talk с Алексеем Мирошниченко

А вот тут можно расспросить автора, как ему живется-работается в Перми. Что значит «быть главным» и отвечать за всю работу труппы, как сочиняется, что мешает (если мешает) и не скучает ли он по Санкт-Петербургу. (Впрочем, ответ на этот вопрос точно есть в спектакле).

Когда и где: Arts Square Gallery (Итальянская, 5), 20 апреля.

«Алиса»

Кто: Балет Дортмунда. Самая молодая из балетных трупп, приглашенных Dance Open в Петербург —ее имя на балетной карте мира стало заметно лишь в начале нашего века, когда балет Дортмунда возглавил выпускник пекинской балетной академии Син Пэн Ванг. И это самая безбашенная труппа — артисты без проблем существуют в виртуальных декорациях, взаимодействуют с певцами в спектакле и так движутся по сцене, будто костей у них в принципе нет. Все это происходит и в «Алисе» —отчаянной фантазии на тему кэролловской книжки, которая не клянется в верности сюжету, но стопроцентно выдерживает дух сумасшедшего приключения. Меж тем за качеством танца в труппе следит вагановский выпускник Вячеслав Тютюкин; даже падая в кроличью нору, ноги надо держать в правильной позиции.

Хореограф: Мауро Бигонзетти. 58 лет, окончил балетную школу при Римском оперном театре, поработал там четыре года, а после ушел в компанию Aterballetto. Перетанцевал там многие сочинения мастеров ХХ века — от Алвина Эйли до Уильяма Форсайта, а затем, начав сочинять хореографию, эту компанию возглавил и прославил. Ставит спектакли по всему миру — от Ла Скала до New York City Ballet, от Балета Аргентины до English National Ballet. Восемь лет назад поставил в Большом балет Cinque — и увез из России «Золотую маску» за лучшую работу хореографа. Отличительные черты его работ — яркая театральность и нестеснительная сексуальность. Нет-нет, никто голым на сцену не выйдет (наоборот, костюмы в спектакле можно рассматривать долго и с удовольствием), но детей на эту «Алису» брать не стоит.

Когда и где: Александринский театр, 21 и 22 апреля.

«Коппелия»

Кто: Венский балет. Старинной труппой (начало ее истории — в XVII веке) вот уже девять лет руководит Мануэль Легри — один из лучших парижских танцовщиков конца ХХ – начала XXI века. Знаток и фанат французской школы, он выстраивает труппу и ее репертуар по парижским жестким и возвышенным законам — и добивается фантастического качества работы театра. «Коппелия», восстановленная Пьером Лакоттом, — еще один образец «хрустальной» французской классической хореографии в репертуаре.

Хореограф: Пьер Лакотт. 87 лет. Лакотта можно назвать «человеком, с которого все начиналось» — он первым в Европе стал вытаскивать из забвения старинные балеты, сюжеты, партитуры. Но никогда не занимался точной реставрацией: его спектакли — хоть «Сильфида» Филиппо Тальони в Парижской опере, хоть «Дочь фараона» Мариуса Петипа в Большом — стилизации и фантазии балетмейстера, а не плод работы ученых. Стилизации эти захватывающи, танцы виртуозны, а французская мелкая техника явлена в силе своей и славе. В Мариинском театре он ставил «Ундину» — и это был сложнейший экзамен по «технической мелочевке» для наших артистов, который они выдержали с честью. Теперь парижский экзамен сдает Венский балет.

Когда и где: Александринский театр 24 и 25 апреля.

Masters

Кто: Introdans (Нидерланды). Образцовая неоклассическая труппа, вот уже почти полвека базирующаяся в голландском Арнеме. Если балет в Амстердаме периодически заходит и на территорию старой классики, а Нидерландский театр танца в Гааге без опаски кидается и в современный танец, а не только в современный балет. Introdans хранит верность неоклассическим авторам, а среди танцовщиков старается выбирать тех, что получили классическое образование. Руководит театром хореограф Тон Виххерс, и его выбор репертуара практически безупречен. Три одноактовки, которые Introdans везет в Петербург — Cantus Нильса Кристи, «Польские пьесы» Ханса ван Манена и Conrazoncorazon Каэтано Сото — представляют три поколения мастеров неоклассики.

Хореографы: Нильс Кристи, 70 лет. Его хореография — буквально перелитая в танец музыка. Его спектакли — счастье для тех зрителей, что ходят не только на балет, но и на филармонические концерты. Удивительная чуткость автора к каждой ноте, к каждой интонации — при этом Кристи не следует буквально за музыкой, но вступает в диалог. Его Cantus поставлен на музыку Арво Пярта — и это трагический реквием молодым солдатам, погибающим в разных войнах на Земле.

Ханс ван Манен, 86, он — отец-основатель самого понятия «голландская неоклассика». Его музыкальнейшие сочинения (в том числе бессюжетные «Польские пьесы» на музыку Хенрика Гурецкого) мудры, спокойны и полны ясной красоты.

Каэтано Сото — 44 года. Испанец, учившийся танцам в Барселоне и Гааге, и начавший ставить спектакли в Мюнхене. Раньше, чем в Арнеме Сото появился в Перми, — и вечер под названием «Видеть музыку», в который вошла его одноактовка Uneven, в 2012 году получил специальный приз музыкального жюри «Золотой маски». Для Introdans хореограф сочинил стремительную и веселую одноактовку Conrazoncorazon (если переводить — «Разумичувство», в одно слово) — о том, как нынешний темп жизни не позволяет человеку прислушаться ни к собственной голове ни к собственному сердцу.

Когда и где: Александринский театр, 27 апреля.

Гала юных звезд

Кто: ученики, посещавшие мастер-классы Dance Open. Вот это самое особенное событие фестиваля. Билеты на него не продают — надо спрашивать приглашения у дирекции. Это то, с чего давным-давно начинался Dance Open — выступления детей и подростков, что в эти дни приехали в Петербург брать уроки у петербургских педагогов. Такие занятия проходят каждый год, в 2019-м мастер-классы дают Эльвира Тарасова, Татьяна Линник, Леонид Сарафанов, Антон Корсаков и Никита Щеглов.

Можно ли за неделю сделать из ученика звезду? Нет, конечно. Но можно показать путь, по которому следует идти, выбрать самые важные шаги для конкретного подростка, вдохновить — и вдруг выясняется, что движение, с которым долго мучался юнец, выходит теперь легко и просто. На этом гала вы не увидите сегодняшних звезд — уже гастролирующие вундеркинды на школу Dance Open не приезжают. Но завтрашние будут обязательно.

Когда и где: Эрмитажный театр 28 апреля.

Гала Dance open

Кто: звезды со всего мира. А вот здесь — цвет профессии, гордость мировых театров, артисты хай-класса. Dance Open никогда не говорит заранее, кто именно приедет на финальный гала — но никогда и не подводит публику, выдерживает уровень. И, по опыту прошлых лет, ему стоит доверять.

Когда и где: Александринский театр 29 апреля.

Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

«Даешь приключение!» В Петербург везут балет по «Алисе в стране чудес» для взрослых

От премьер БДТ до «Гульфика истины» АХЕ: Что смотреть в театре до конца сезона

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>