
«Больше Крыма»: Украденного Куинджи демонстрируют в Петербурге под тройной охраной

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка Архипа Куинджи. Камерная, в шесть полотен, экспозиция посвящена Крыму в творчестве художника. Прославившаяся похищением картина «Ай-Петри. Крым» соседствует с хрестоматийным видом «Море. Крым». На выставке работает система охраны, которую раньше применяли только при экспонировании драгоценностей.
Небольшую выставку Русский музей открыл на фоне актуальности Крыма (пять лет прошло с весны 2014 года, и теперь федеральные музеи по заданию Минкульта отмечают «пятилетку» каждый на свой лад) и картины «Ай-Петри. Крым». После кражи из Третьяковской галереи полотно, обычно хранящееся в запасниках ГРМ и недоступное широкому зрителю, стало известно далеко за музейными стенами.
Выставка выглядит скромной, но самой меткой, что называется, не в бровь, а глаз — из официозной популяризации Крыма вырастает зрелище лирическое, а для многих — и ностальгическое. Почти у каждого есть тёплые воспоминания о полуострове, и Куинджи именно их способен разбудить. Благо, его крымских работ в музее достаточно. Есть тут и нежное море, и грозовая туча над прибоем, ленивые зеленоватые волны, лиловые закаты над степью — и без привязки к музейной и политической повестке эти пейзажи радуют глаз. На них можно тренировать чувство цвета и вкуса к живописи: сравните выдержанные работы Куинджи с «прилизанными» пейзажами а-ля фотошоп из условных Перинных рядов.
В конце 1880-х годов художник обзавелся участком с километровым пляжем на Южном побережье полуострова, в районе Алупки и Симеиза. Летом на дачу приезжали его ученики из пейзажной мастерской Высшего училища при Академии художеств, здесь Куинджи, вероятно, и написал тот самый «Ай-Петри. Крым» — во всяком случае, гора Ай-Петри «висит» прямо над Алупкой. Здесь до сих пор база летней практики для студентов Академии, и это почти чудо, ведь художник составил завещание ещё в 1909 году. Дело Куинджи пережило революцию, советскую власть, «лихие» 1990-е и смену геополитического статуса полуострова. Деревянные домики всё стоят, веранды дребезжат стёклами, в беседке по вечерам пьют крымское вино, а Ай-Петри позирует художнической братии.
Помимо «крымской» темы, выставка «обкатывает» ещё одно новшество. Это первая экспозиция живописи в ГРМ, оснащённая так называемым третьим рубежом охраны. Такова была рекомендация Минкульта после февральского ЧП в Третьяковской галерее. Подробностей в музее не раскрывают, но, как «Фонтанке» пояснила замдиректора музея и главный хранитель Ольга Бабина, «идёт подача сигнала на пульт, если что-то происходит с произведением, например, перемещение»:
— В самом зале звуковых сигналов не будет. Сейчас проходит тестирование разных систем, в тестовом режиме выставку оснастили две фирмы. Это наши отечественные производители, петербургские фирмы. Теперь музей будет выбирать, какая лучше подходит, — пояснила она.
Третий рубеж охраны раньше применялся только при экспонировании драгоценных изделий, добавила Бабина.

искусствовед Владимир Леняшин
Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
— Куинджи стал драгоценностью! — с улыбкой добавил заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XXI веков Владимир Леняшин.
«Драгоценный» Куинджи пробудет в Садовом вестибюле порядка двух месяцев — до лета. Пользуясь тем, что работы Ильи Репина уехали на выставку в Третьяковскую галерею, музейщики, кроме того, решили устроить Архипу Куинджи небольшой бенефис на освободившихся площадях. Залы 33 – 35 обещают открыть ближе к последним числам марта, и там можно будет одновременно увидеть «Ночное», «Лунную ночь на Днепре» и этюды, которые обычно обитают в фондах, как и «Ай-Петри. Крым».
Напомним, этюд Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» 27 февраля унёс с выставки в Третьяковской галерее предприниматель из Феодосии. Картину нашли, и Третьяковка оснастили её особым антибликовым защитным стеклом перед тем, как вернуть на экспозицию. По возвращении полотна в Петербург Русский музей объявил, что картину отправят на реставрацию после временной выставки — возможно, даже будут переносить авторскую бумагу на новый холст. На фоне общественного ажиотажа ГРМ даже запустил продажу сувениров с видом Ай-Петри, и здесь горды успехом: первая партия в начале марта разлетелись за два дня, приезжали даже ценители из Москвы.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Шлю тебе свое сердце»: В Петербурге показывают выставку-блокбастер Фриды Кало и Диего Риверы
Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 27 марта 2025 - Издательство «Индивидуум» впервые не пустили на ярмарку Non/Fiction
- 27 марта 2025 - СМИ: Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Аллахвердиевой возбудили уголовное дело
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.