Украденный «Крым» показали общественности в Русском музее. Картину отреставрируют и перенесут на другой холст

04 марта 2019, 16:12
Версия для печати Версия для печати

Картину «Ай-Петри. Крым», украденную с временной выставки в Третьяковской галерее, впервые после инцидента показали общественности. Демонстрация полотна Архипа Куинджи состоялась 4 марта в Русском музее.



Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"

«В правой части работы остались царапины — вероятно, от того, что похититель неаккуратно вынимал её из рамы», — рассказали специалисты музея. Повреждения будут тонировать, но уже после весенней выставки: картины Куинджи на тему Крыма обещают выставить в конце марта-начале апреля.

Реставратор Наталья Романова, которая возьмётся за «Ай-Петри. Крым», отмечает, что работа и сейчас в удовлетворительном состоянии. Но московский инцидент станет поводом решить более глубокие проблемы, появившиеся ещё до злосчастной выставки в Третьяковке. Дело в том, что картина поступила в собрание музея в 1930 году не в первоначальном виде: изображение, изначально написанное на одном бумажном листе, прибыло из Общества художников имени А.И. Куинджи уже с основой в виде холста. «После реставрационного совета будет решено, как картина будет жить дальше: на этом холсте или на другом. При переводе на новый холст авторская бумага остаётся в неприкосновенности, она не повреждается. Для неё создаётся дополнительная основа», — подчеркнула Романова. Грядущая реставрация будет первой для «Ай-Петри»: ранее проводились лишь «косметические» работы.



Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"

Картина вернулась в родной музей в обновке: Третьяковская галерея для защиты установила на ней особое стекло, которому очень рады в Русском музее. Это дорогое, качественное антибликовое стекло, отдельной подписью москвичи даже предупредили, что «тряпочкой его протирать нельзя», — рассказала старший научный сотрудник отдела живописи Галина Кречина. На других работах Куинджи в Русском музее таких стёкол нет и ставить не планируется — здесь считают, что зрителю приятнее видеть живопись, что называется, вживую. После нападения на «Данаю» в Эрмитаже в 1985 году Русский музей занялся повальным остеклением работ. «И это было несчастье, — рассказывает Кречина. — Тогда не было антибликовых стёкол, всё бликовало. Потом, в двухтысячные, мы готовились к юбилейной выставке и сняли стёкла».

Сейчас картина выглядит «потрепанной» не только из-за царапин: после того, как произведение извлекли из рамы и вставили обратно, стали видны, например, авторские недописанные кромки. Эту проблему тоже обещают решить по ходу реставрации.

После весенней выставки и реставрации «Ай-Петри. Крым» отправится обратно в фонды – на постоянной экспозиции картина не появится. Впрочем, это не отменяет того факта, что теперь вынести «Крым» из музея может каждый — в форме сувенира и атрибутики. Правда, обойдётся недёшево — такой нужный в петербургском хозяйстве элемент, как дождевик с «Крымом» в сувенирной лавке музея стоит 2,9 тыс. рублей. Корреспондент «Фонтанки» поинтересовалась статистикой продаж, но её пока нет: линейку запустили всего три дня назад.

Напомним, картину из собрания Русского музея «Ай-Петри. Крым» 27 января похитил предприниматель из Феодосии прямо с выставки в Третьяковской галерее, на глазах смотрителей. Полотно обнаружили на следующий день, его осмотрели прибывшие в Москву сотрудники Русского музея, после чего картина была снабжена тем самым особым стеклом и возвращена на выставку. Сейчас эта работа Куинджи вернулась в Петербург вместе с остальными работами художника.

Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также: Случай «вопиющий», но «не из ряда вон»: Что кража Куинджи рассказала о безопасности в российских музеях

Средневековье не только страдает: Русский музей показал богатства XVII века
 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>