Украденный «Крым» показали общественности в Русском музее. Картину отреставрируют и перенесут на другой холст

Картину «Ай-Петри. Крым», украденную с временной выставки в Третьяковской галерее, впервые после инцидента показали общественности. Демонстрация полотна Архипа Куинджи состоялась 4 марта в Русском музее.

Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"
«В правой части работы остались царапины — вероятно, от того, что похититель неаккуратно вынимал её из рамы», — рассказали специалисты музея. Повреждения будут тонировать, но уже после весенней выставки: картины Куинджи на тему Крыма обещают выставить в конце марта-начале апреля.
Реставратор Наталья Романова, которая возьмётся за «Ай-Петри. Крым», отмечает, что работа и сейчас в удовлетворительном состоянии. Но московский инцидент станет поводом решить более глубокие проблемы, появившиеся ещё до злосчастной выставки в Третьяковке. Дело в том, что картина поступила в собрание музея в 1930 году не в первоначальном виде: изображение, изначально написанное на одном бумажном листе, прибыло из Общества художников имени А.И. Куинджи уже с основой в виде холста. «После реставрационного совета будет решено, как картина будет жить дальше: на этом холсте или на другом. При переводе на новый холст авторская бумага остаётся в неприкосновенности, она не повреждается. Для неё создаётся дополнительная основа», — подчеркнула Романова. Грядущая реставрация будет первой для «Ай-Петри»: ранее проводились лишь «косметические» работы.

Фото: Анастасия Семенович/"Фонтанка.ру"
Картина вернулась в родной музей в обновке: Третьяковская галерея для защиты установила на ней особое стекло, которому очень рады в Русском музее. Это дорогое, качественное антибликовое стекло, отдельной подписью москвичи даже предупредили, что «тряпочкой его протирать нельзя», — рассказала старший научный сотрудник отдела живописи Галина Кречина. На других работах Куинджи в Русском музее таких стёкол нет и ставить не планируется — здесь считают, что зрителю приятнее видеть живопись, что называется, вживую. После нападения на «Данаю» в Эрмитаже в 1985 году Русский музей занялся повальным остеклением работ. «И это было несчастье, — рассказывает Кречина. — Тогда не было антибликовых стёкол, всё бликовало. Потом, в двухтысячные, мы готовились к юбилейной выставке и сняли стёкла».
Сейчас картина выглядит «потрепанной» не только из-за царапин: после того, как произведение извлекли из рамы и вставили обратно, стали видны, например, авторские недописанные кромки. Эту проблему тоже обещают решить по ходу реставрации.
После весенней выставки и реставрации «Ай-Петри. Крым» отправится обратно в фонды – на постоянной экспозиции картина не появится. Впрочем, это не отменяет того факта, что теперь вынести «Крым» из музея может каждый — в форме сувенира и атрибутики. Правда, обойдётся недёшево — такой нужный в петербургском хозяйстве элемент, как дождевик с «Крымом» в сувенирной лавке музея стоит 2,9 тыс. рублей. Корреспондент «Фонтанки» поинтересовалась статистикой продаж, но её пока нет: линейку запустили всего три дня назад.
Напомним, картину из собрания Русского музея «Ай-Петри. Крым» 27 января похитил предприниматель из Феодосии прямо с выставки в Третьяковской галерее, на глазах смотрителей. Полотно обнаружили на следующий день, его осмотрели прибывшие в Москву сотрудники Русского музея, после чего картина была снабжена тем самым особым стеклом и возвращена на выставку. Сейчас эта работа Куинджи вернулась в Петербург вместе с остальными работами художника.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также: Случай «вопиющий», но «не из ряда вон»: Что кража Куинджи рассказала о безопасности в российских музеях
Средневековье не только страдает: Русский музей показал богатства XVII века

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35