
«Больше Крыма»: Украденного Куинджи демонстрируют в Петербурге под тройной охраной

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка Архипа Куинджи. Камерная, в шесть полотен, экспозиция посвящена Крыму в творчестве художника. Прославившаяся похищением картина «Ай-Петри. Крым» соседствует с хрестоматийным видом «Море. Крым». На выставке работает система охраны, которую раньше применяли только при экспонировании драгоценностей.
Небольшую выставку Русский музей открыл на фоне актуальности Крыма (пять лет прошло с весны 2014 года, и теперь федеральные музеи по заданию Минкульта отмечают «пятилетку» каждый на свой лад) и картины «Ай-Петри. Крым». После кражи из Третьяковской галереи полотно, обычно хранящееся в запасниках ГРМ и недоступное широкому зрителю, стало известно далеко за музейными стенами.
Выставка выглядит скромной, но самой меткой, что называется, не в бровь, а глаз — из официозной популяризации Крыма вырастает зрелище лирическое, а для многих — и ностальгическое. Почти у каждого есть тёплые воспоминания о полуострове, и Куинджи именно их способен разбудить. Благо, его крымских работ в музее достаточно. Есть тут и нежное море, и грозовая туча над прибоем, ленивые зеленоватые волны, лиловые закаты над степью — и без привязки к музейной и политической повестке эти пейзажи радуют глаз. На них можно тренировать чувство цвета и вкуса к живописи: сравните выдержанные работы Куинджи с «прилизанными» пейзажами а-ля фотошоп из условных Перинных рядов.
В конце 1880-х годов художник обзавелся участком с километровым пляжем на Южном побережье полуострова, в районе Алупки и Симеиза. Летом на дачу приезжали его ученики из пейзажной мастерской Высшего училища при Академии художеств, здесь Куинджи, вероятно, и написал тот самый «Ай-Петри. Крым» — во всяком случае, гора Ай-Петри «висит» прямо над Алупкой. Здесь до сих пор база летней практики для студентов Академии, и это почти чудо, ведь художник составил завещание ещё в 1909 году. Дело Куинджи пережило революцию, советскую власть, «лихие» 1990-е и смену геополитического статуса полуострова. Деревянные домики всё стоят, веранды дребезжат стёклами, в беседке по вечерам пьют крымское вино, а Ай-Петри позирует художнической братии.
Помимо «крымской» темы, выставка «обкатывает» ещё одно новшество. Это первая экспозиция живописи в ГРМ, оснащённая так называемым третьим рубежом охраны. Такова была рекомендация Минкульта после февральского ЧП в Третьяковской галерее. Подробностей в музее не раскрывают, но, как «Фонтанке» пояснила замдиректора музея и главный хранитель Ольга Бабина, «идёт подача сигнала на пульт, если что-то происходит с произведением, например, перемещение»:
— В самом зале звуковых сигналов не будет. Сейчас проходит тестирование разных систем, в тестовом режиме выставку оснастили две фирмы. Это наши отечественные производители, петербургские фирмы. Теперь музей будет выбирать, какая лучше подходит, — пояснила она.
Третий рубеж охраны раньше применялся только при экспонировании драгоценных изделий, добавила Бабина.

искусствовед Владимир Леняшин
Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
— Куинджи стал драгоценностью! — с улыбкой добавил заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XXI веков Владимир Леняшин.
«Драгоценный» Куинджи пробудет в Садовом вестибюле порядка двух месяцев — до лета. Пользуясь тем, что работы Ильи Репина уехали на выставку в Третьяковскую галерею, музейщики, кроме того, решили устроить Архипу Куинджи небольшой бенефис на освободившихся площадях. Залы 33 – 35 обещают открыть ближе к последним числам марта, и там можно будет одновременно увидеть «Ночное», «Лунную ночь на Днепре» и этюды, которые обычно обитают в фондах, как и «Ай-Петри. Крым».
Напомним, этюд Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» 27 февраля унёс с выставки в Третьяковской галерее предприниматель из Феодосии. Картину нашли, и Третьяковка оснастили её особым антибликовым защитным стеклом перед тем, как вернуть на экспозицию. По возвращении полотна в Петербург Русский музей объявил, что картину отправят на реставрацию после временной выставки — возможно, даже будут переносить авторскую бумагу на новый холст. На фоне общественного ажиотажа ГРМ даже запустил продажу сувениров с видом Ай-Петри, и здесь горды успехом: первая партия в начале марта разлетелись за два дня, приезжали даже ценители из Москвы.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Шлю тебе свое сердце»: В Петербурге показывают выставку-блокбастер Фриды Кало и Диего Риверы
Христос в темнице, возвращение Фриды, фото из Чернобыля: Самые ожидаемые выставки-2019

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36