Служить, а не обслуживать. Что показали в Петербурге на церемонии столетия БДТ

04 марта 2019, 13:38
Версия для печати Версия для печати

Алиса Фрейндлих, Олег Басилашили, Евгений Миронов, Михаил Пиотровский, Теодор Курентзис, Лев Додин — звезды собрались 3 марта на сцене БДТ, чтобы поздравить театр со 100-летием. «Фонтанка» увидела закрытую для широкой публики церемонию, которая превратилась в разговор об искусстве и власти.

100 лет Большому драматическому театру имени Товстоногова исполнилось еще 15 февраля, но праздник решили перенести из-за больших гастролей в Москве на 3 марта. Среди гостей были замечены режиссер Константин Богомолов с Ксенией Собчак, худрук Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас и директор этого же театра Кирилл Крок, балерина Диана Вишнева со своим супругом Константином Селиневичем, главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич, главред журнала «Театр» Марина Давыдова, критик Роман Должанский, бизнесмены из списка Forbes и политики. БДТ стал центром притяжения не только театрального сообщества, но и светской тусовки.

Сбой привычной реальности произошел для зрителей сразу на входе. Из двери справа, где обычно нет очереди на досмотр, торчал огромный красный фанерный хвост, как будто внутрь театра залез дракон. В фойе он превращается в коридор, а на втором этаже приводил в черную пирамиду. От неё ответвлялся второй отросток, уходящий в зрительный зал на уровне второго яруса.

О том, что к юбилею художник Александр Шишкин-Хокусай будет строить в БДТ грандиозный «театр в театре», где к тому же станут проводить полноценные представления, стало известно ещё в феврале. 3 марта гости смогли увидеть художественный проект снаружи, а изнутри его смогут оценить 4 марта.

Подготовкой праздничного шоу занимались художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, завлит Светлана Щагина и режиссер Виктор Крамер. Каждому зрителю перед началом шоу выдали плеер, словно для синхронного перевода. В наушнике — голоса актеров Александра Рониса и Василия Реутова. Красный клин, говорили они, — не только цитата плаката Эля Лисицкого, но и нос Буратино, который из любопытства проткнул им холст и увидел театр. Во время действия комментаторы объясняли, что происходит и объявляли всех выходивших на сцену. Ронис и Реутов достойно смотрелись бы и на чемпионате мира по футболу, если бы их шутки не были околотеатральными.

Эксцентрическое название шоу «Воздухоплавание и применение его к передвижению аэростатов свободных и несвободных по желаемым направлениям» позаимствовано из труда Антона Апраксина, который, помимо постройки театра на Фонтанке, 56, был пионером воздухоплавания в России. Его труд читал маленький мальчик, на заднике парили аэростаты. Алиса Фрейндлих отобрала у мальчика книжку и объяснила, что она очень опасна: монгольфьер, о котором мечтал граф Апраксин, так и не взлетел, а театр, который он построил, сгорел в 1901 году… В это время было видно, как за задником монтировщики надували гелием какой-то объект странной формы. Шоу строилось, словно конструктор из декораций, костюмов и реквизита «Алисы», «Губернатора» и «Трех толстяков».

Дальше сцена за сценой открывались страницы истории восстановленного после пожара театра, о которых Апраксин даже не мечтал. Авторы шоу поделили историю БДТ на несколько блоков. За сценой, посвященной Апраксину, последовала революция. На подпорку «Театра будущего» взобрался актер Руслан Барабанов и прочитал монолог рабочего из спектакля «Губернатор». Об эпохе, когда художественным руководителем театра был Александр Блок, напомнил актер и худрук Театра Наций Евгений Миронов. Стихи Блока цитировались во время шоу не раз: чувствуется, что позиция поэта, высказанная, в частности, в «Письме о театре», близка нынешнему художественному руководителю БДТ Андрею Могучему. Неслучайно 15 февраля на пресс-конференции к столетию театра Могучий именно со ссылкой на точку зрения Блока заявил, что «государству нужны театры, а театрам — государственная поддержка, финансирование для того, чтобы обеспечить театру художественную бескомпромиссность и независимость».



Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Отдельная «страница» истории была посвящена художникам, которые оформляли спектакли — от «мирискусников» до конструктивистов. Неудивительно, что в этот момент дали слово директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. «Музеи все больше хотят быть театрами, а театры легко превращаются в музеи», сказал он, похвалив выставку «Хранить вечно», и объявил, что Эрмитаж сотрудничает с БДТ: объекты для российского павильона на грядущей Венецианской биеннале создаются в мастерских театра.

О репрессиях 1930-х напомнил дирижер Теодор Курентзис, под чьим руководством хор Пермского театра оперы и балета исполнил концерт Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений». На экране за спинами артистов высветилась надпись: «Дело номер» и сканы документов об аресте ученика Мейерхольда Константина Тверского. Впоследствии он был расстрелян. Затем в память о Великой отечественной войне Алиса Фрейндлих прочитала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре». После вспомнили драматургов и писателей, которые много работали с БДТ — от Замятина до Володина. Чтобы рассказать об эпохе Георгия Товстоногова, организаторы позвали очевидцев. Лев Додин, ныне возглавляющий МДТ, сосредоточился на революции, которую совершил Товстоногов в театре, и на запретах, с которыми в то время сталкивалось искусство: «Театр Товстоногова был абсолютно новаторским театром, сегодня его бы назвали авангардистским. Мне кажется, забывать это нельзя. Все начиналось как будто бы заново. Нельзя не вспомнить запрещенный спектакль «Римская комедия», это было что-то фантастическое. Но я не хочу делать из БДТ гонимый театр. Это театр, который жил вместе со своим временем, вопреки ему и часто впереди своего времени. Кроме государственных премий и званий время он от времени сильно получал по шапке. А учитывая нынешние обстоятельства надо сказать — по бейсболке».

Провокативная и одновременно тронувшая многих сцена досталась актеру Олегу Басилашвили: Андрей Могучий предложил ему прокомментировать раннее не публиковавшиеся архивные кадры с репетиций этого спектакля 1965 года без звука.



Фото: Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Проверить тезисы о взаимодействии театра и власти на практике наступило время, когда шоу закончилось, и началась официальная часть церемонии. Полпред президента Александр Гуцан прочитал поздравления от Владимира Путина, при этом два раза запнувшись на фразе «вдохновенный и подвижнический труд не одного поколения талантливых актеров и режиссеров». Министр культуры Владимир Мединский передал поздравления от Дмитрия Медведева и поздравил театр лично: «Это большой аванс для вас, Андрей Анатольевич — вы стоите на плечах титанов, будьте их достойны».

Врио губернатора Петербурга Александр Беглов держался на сцене уверенно, как бывалый стенд-ап артист. Он отметил «социальную-просветительскую» миссию театра: «Ученики приходят сюда, чтобы посмотреть не спектакль, а как живёт театр, как делаются постановки, что происходит за кулисами». Затем чиновник попросил «ещё чуть-чуть поговорить» и наградил Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили и Георгия Штиля почетными знаками за заслуги перед Петербургом. И.о. губернатора также предложил помочь театру в создании «хорошего попечительского совета». Стоявший рядом Андрей Могучий слегка улыбнулся и ответил: «Трудно возразить, спасибо большое. Ловим на слове». «Театр — это единственное место, где мы выключаем свои мобильные телефоны и включаем душу», — завершил Беглов.

Представители власти, словно волхвы, поднялись на сцену не с пустыми руками, а с дарами. Зампредседателя петербургского ЗакСа Анатолий Дроздов принес в подарок от депутатов картину, но публике её не показал. Зато сообщил, что полотно — «почти ручной работы». Александр Беглов вручил Андрею Могучему изображение мостов, которые должны символизировать то, что «театр наводит мосты между людьми и их душами». Мосты на картине, впрочем, были разведены.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>