Музей одной актрисы: Историю пригородных дворцов озвучила Алиса Фрейндлих
Три сотни экспонатов из пригородных музеев-заповедников, столько же единиц бутафории, гигантский золотой занавес и Алиса Фрейндлих. Команда Андрея Могучего обыграла в центральном выставочном зале «Манеж» столетие пригородных музеев в формате театра-променада.
О том, что Царское Село, Павловск, Гатчина и Петергоф отпразднуют 100-летие с открытия в них музеев-заповедников, было объявлено еще на культурном форуме-2017. А изначально мысль объединить эти даты принадлежала писателю Даниилу Гранину.
К осени 2017-го сняли совместный промо-ролик дворцового «ожерелья» Петербурга — с ночными планами в интерьерах и таинственными играми теней и света в парках. Тогда же заявили, что проведут выставку с необычной концепцией — театрализованный променад. Решать эту задачу ожидаемо пригласили худрука БДТ Андрея Могучего. За нестандартное художественное решение ухватились как за спасительную соломинку, ведь показать в «Манеже» дворцы, и без того представленные в своем лучшем, оригинальном виде в каком-то получасе езды от города, — идея странная. Они «могучи» и сами по себе, и зачем извлекать из них «резюме», да к не самой однозначной дате, — не вполне понятно.
И вот, миновав ряд творческих разногласий («гатчинский» директор Василий Панкратов перед открытием обмолвился, что руководители всех учреждений-участников — директора не самые простые, со своими позициями), выставку под названием «Хранить вечно» открыли.
Впечатление от нее — двоякое. Во-первых, на экспозиции нет традиционного образовательного «контента». Ни вступительных статей (кроме четырех карт с фамилиями создателей комплексов и цитатами из поэтической классики при входе), ни этикеток к экспонатам. Подлинные предметы ко всему прочему перемешаны друг с другом и с бутафорией, созданной специально к событию или купленной на рынках или в комиссионках. Создается собирательный образ абстрактного музея-заповедника, этакого сказочного дворца Алисы из зазеркальной истории ХХ века. И здесь художественная суть театра, который всегда в той или иной степени есть вымысел, входит в противоречие с сутью музеев — хранить и демонстрировать подлинное, опираться на факты и свидетельства.
Теперь к Алисе: Алиса Бруновна Фрейндлих, присутствующая в зале Манежа незримо, только своим голосом, — и есть центр выставки, проводник. Ходить по анфиладам выстроенных в Манеже залов и коридоров имеет смысл только с аудиогидом — без него, даже с «живым» экскурсоводом не будет понятно и десятой доли увиденного. И в силу этого проект оказывается именно театральным — а музейное уходит на второй и даже на десятый план.
«Вы попали в театр, но занавес открываться не будет, вы сможете пройти за него в сакральное пространство спектакля-выставки, — рассказал журналистам перед открытием Андрей Могучий. — Сюжетной основой является история вымышленной девочки, которая является собирательным образом многих судеб и историй. Девочка эта родилась и росла в Царском Селе, потом работала в Петергофе, потом войну провела в Павловске, потом восстанавливала Гатчину. Мы проследим через ее истории события, которые происходили в разных дворцах в разные периоды времени».
Революция, гражданская война, репрессии, Вторая мировая, эвакуация предметов и восстановление музеев из руин. Все это посетитель узнает от Фрейндлих. «Дорогой дневник!» — с этих слов её героиня начинает каждую новую страницу своего дневника (драматург Светлана Щагина использовала реальные факты, даты и имена). В нем рассказывается про судьбу экспонатов и сотрудников «из бывших»; про одного из музейных директоров, намеревавшегося саботировать эвакуацию экспонатов, — с формулировкой, что лучше пусть достанутся немцам, чем погибнут на наших железных дорогах…
Тайминг очень гибкий — благодаря новым технологиям: полный саундтрек тура занимает полтора часа, однако слушать его весь не обязательно. Вы проходите через золотой занавес в темный коридор, имитирующий театральное закулисье, входите в залы, и далее датчики отслеживают ваше местоположение. Из наушников слышатся главы дневника, фоновая музыка соответствует кадрам кинохроники на мониторах, вы смотрите на инсталляции из предметов (подлинники накрыты стеклянными колпаками). Переключение трека в наушниках происходит автоматически. В итоге у каждого получается свой персональный спектакль — с собственными акцентами.
Зритель идет по узкому лабиринту комнат, украшенных тускнеющей от зала к залу позолотой (пространство условно и не воссоздает никаких конкретных интерьеров). Перемещается от пространства со сваленными горой чемоданами к кабинету Луначарского, затем в кабинет с бюстиками Ленина; теряется в тупике с кровавыми следами на полу, соответствующими хронологически годам репрессий. Выходит к круговой инсталляции художницы Веры Мартынов с музыкой Владимира Раннева (на тему советской пионерии и отдыха в парках). Оборачивается на мемориальную стену, завешанную этикетками утраченных экспонатов и фамилиями расстрелянных сотрудников музеев. Затем «начинается» война — путешествие в вагоне со сложенными горой стульями и упакованной, прикрытой сеном, скульптурой.
Кульминация — пространство, заполненное обломками кирпичей и архитектурного декора (подлинные предметы из хранилищ, ранее не экспонировавшиеся). Там зритель и слышит фразу, вынесенную в название выставки: героиня обещает своему отцу «хранить вечно» эти экспонаты.
Проект фактически уместился в один этаж — на втором театра нет. Зато оборудованы места для музейных реставраторов, которые будут работать во время выставки и общаться с посетителями. В день открытия это были сотрудники ГМЗ «Петергоф», затем реставраторы разных музеев будут сменять друг друга. Однако тема этого закулисья, уже музейного, не раскрыта — хотя попытка совершена. Рядом с местами для реставраторов — череда полупрозрачных портретов сотрудников музеев — и ныне живущих, и уже ушедших. Причем без подписей имен и без биографических справок. Такая невнимательность к судьбам реальных людей, нежелание узнать их истории — которые были бы ничуть не менее захватывающими, нежели выдуманная, — досадна и дополняет общее ощущение поверхностности в изучении темы. Впрочем, уместной, когда речь идет именно о драматическом спектакле, перед которым не стоит задачи скрупулезного исследования.
Совершить театральное путешествие можно до 8 октября.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»
Новости
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
- 29 ноября 2024 - Министр культуры рассказала, сколько фильмов нужно снимать в год и пообещала господдержку сиквелов
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
29 ноября 2024, 08:30