Константин Бронзит: «У молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару»
Петербургский мультипликатор Константин Бронзит дважды номинировался на «Оскар». Он рассказал «Фонтанке», как стать претендентом на главную кинопремию мира, и почему молодые российские режиссёры пока этого не делают.
Мы побеседовали с Бронзитом в преддверии 24 февраля, когда в Лос-Анджелесе раздадут «Оскаров», а также перед творческой встречей, которую режиссёр 16 февраля проведёт в Angleterre Cinema Lounge. Автор «Мы не можем жить без космоса», «Алёши Поповича…» и «Трех богатырей» расскажет, как попасть в номинанты, если ты снимаешь не блокбастеры, а короткометражное кино и мультфильмы, и поможет зрителям выбрать своих победителей.
— Российский зритель привык следить за номинацией «Оскара» «Лучший фильм на иностранном языке», в других категориях наших фильмов практически не представлено. Почему? Мы так снимаем, что это неинтересно за пределами страны?
— Почему-то у молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару». Я тоже когда-то ничего не знал, но однажды, пройдя этот путь, рассказал об этом коллегам в Facebook, после чего ситуация немного изменилась. И есть результат — второй год подряд российский анимационный фильм попадает в лонг-лист (в 2019 году в длинный список включили работу петербургского аниматора Романа Соколова «Теория заката» — Прим.Ред.). Это уже достижение: люди заработали право послать свои работы и сделали это. Правда, они не добрались даже до шорт-листа, поэтому повода для «шума» не случилось.
— Что нужно сделать, чтобы оказаться в номинантах «Оскара»? Есть ли универсальный «рецепт»?
— Секрета никакого нет, «рецепт» написан на сайте киноакадемии. Каждый человек может снять фильм, выполнить ряд условий и заработать право подать работу на «Оскар». А дальше начинается художественное соревнование: академики смотрят и выбирают. Если вам повезет, они обратят внимание на ваш фильм, и он попадет в лонг-лист, затем в шорт-лист, а потом и в финальную пятёрку номинантов.
— Мы говорим об участии в каких номинациях?
— О трех: короткометражный анимационный, игровой и документальный фильм. Применительно к «Лучшему фильму на иностранном языке» правила другие: страна сама выбирает, какой фильм ее будет представлять. Претенденты на основные номинации (за лучшую режиссуру, актерское мастерство и так далее — Прим.Ред.) также отбираются по-другому: там фактически нет лонг-листа, все игровые фильмы, ежегодно выпускаемых Голливудом, — а их около 400 — автоматически квалифицируются, так как попадают в прокат Америки.
— Вы говорите, что короткометражками и мультфильмам само право подать работу на «Оскар» нужно заработать. А как это сделать?
— Для начала нужно подать фильм в Академию, а для этого — пройти квалификацию. Есть два вида квалификаций — фестивальная и техническая. Чтобы получить фестивальную, нужно заработать главный приз на любом фестивале из тех, что квалифицируются Академией. Таких в мире много. Список есть на сайте Академии. Достаточно всего одного приза, но он должен быть главным. Однако даже если на фестивалях вы не заработали такой награды, шанс еще есть — хотя для нас, русских, этот способ сложнее. Это техническая квалификация. Нужно найти способ, чтобы ваш фильм пробыл в течение одной недели в прокате кинотеатра Лос-Анджелеса либо Сан-Франциско. Достаточно даже одного сеанса в день. Это также дает вам право подавать фильм в Академию.
— Попасть в недельный прокат сложно?
— Очевидно, что для этого нужны какие-то связи и контакты. И, насколько мне известно, это стоит денег. Но опять же, это невеликие деньги. Условно говоря, 300-500 долларов за неделю. Не миллион.
— То есть проблема с российскими фильмами и «Оскаром» — не в завышенной планке, которой нам никак не удается соответствовать?
— Пройти квалификацию, в принципе, возможно. Каждый год Академия в сентябре получает на соискание до150 фильмов (в одну номинацию). Самое сложное начинается позже — попасть из длинного списка в короткий, в котором остаются от 10 до 15 фильмов. Дальше даже проще, потому что вероятность увеличивается: из 15 фильмов попасть в заветную пятерку номинантов — вероятность один к трем.
— Вы смотрели анимационные фильмы, номинированные в этом году? Как вам уровень?
— Он всегда приличный, это все-таки «Оскар». Там, конечно, тоже разное бывает, но откровенная дребедень отсеивается на уровне лонг-листа.
— А у вас есть фаворит?
— Зачем же я буду давить своим мнением?
— Давайте тогда поговорим о стилистике этих картин. Возникает ощущение, что интерес к комиксам, захвативший мировое кино, задает тон и в анимационной индустрии.
— Это не так. Наибольший интерес академики проявляют к категории короткометражного кино. Там представлено колоссальное разнообразие стилей, взглядов, идеологий, там рождается все самое интересное и художественное. А вот полнометражное кино — да, это, как правило, коммерческие фильмы, в основном американские. И в этом смысле они похожи друг на друга.
— Возможно, среди номинантов есть картина, которая вам чем-то особым запомнилась?
— Бывает, что есть яркий фаворит, и тогда там уже без вариантов. А этот год довольно ровный, и я думаю, что на нашем вечере в «Англетере» голоса распределятся поровну. Хотя у меня есть свой фаворит, у которого шансов, на мой взгляд, больше, чем у остальных, но я могу ошибиться. И ошибался уже не раз.
— Зачем за анимационной номинацией следить российскому зрителю? Русских сказок, вроде ваших «Богатырей...», там нет, наших современных реалий тоже...
— Если люди любят кино и не очень ведают, что творится в мультипликации, живя старыми представлениями, что «мультики — это «Ну, погоди»!», я бы призвал их расширить свои горизонты. Они увидят много любопытного, поймут, как выглядит современная короткометражная авторская анимация, как она разнообразна.
— Можно ли говорить о каких-то тенденциях в мультипликации?
— Не надо искать вселенских тенденций. Мультипликация рассказывает истории. Это, как правило, нарративное кино, понятное большинству зрителей — по крайней мере, то, что представлено на «Оскаре». «Оскар» — коммерческая награда, и он всегда приветствовал коммерческий успех, а такой успех получает демократичное, внятное, понятное зрителям кино. Не надо тут ждать открытий — просто это крепкие фильмы, разнообразные по технологиям. Они держат внимание и заставляют переживать.
— Отсеялся ли в этом году из лонг-листа анимационной номинации какой-то интересный фильм, которого вам было жаль?
— Да, например, фильм Ромы Соколова «Теория заката», созданный на студии «Петербург». Академикам, похоже, он показался сложноват. А может, наоборот, они решили, что он слишком детский — потому что на фестивалях, в основном, получал награды в детской категории. В нем виден очень нетривиальный взгляд автора.
— А он у нас шел в кинотеатрах?
— У нас в кинотеатрах не показывают короткометражную авторскую анимацию.
— А как же «Мультивидение»?
— Ну, это нельзя назвать «шел в кинотеатрах». Был на фестивале — да.
— Кроме «Мультивидения», в последние годы разные компании стали собирать подборки, которые показывают, например, в «Авроре».
— Какие-то прецеденты — да, есть, но это все разовые акции. Когда мы говорим «шел в прокате», подразумеваем одну-две недели регулярных сеансов.
— То, что короткометражную анимацию не крутят в кино — это общемировая тенденция?
— Насчет Америки — не знаю, а в Европе короткометражная анимация в кино встречается — во Франции, в Англии. Есть компании, которые ищут фильмы, покупают права, формируют программы и показывают их. И многим зрителям это интересно. Очередей, как на «Титаник», нет, но люди ходят. Это что-то в формате «киноклубов».
— До вручения «Оскара» — неделя. Фильмы, представленные в основных номинациях, вы смотрели?
— Не поверите, не смотрел. Все это в этом году прошло мимо меня, потому что я нахожусь в производстве — работаю над новым авторским фильмом.
— Что за фильм и когда он выйдет к зрителю?
— Ничего пока про него говорить не буду. Тем, кому это интересно, придется набраться терпения.
Беседовала Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30