
Константин Бронзит: «У молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару»

Петербургский мультипликатор Константин Бронзит дважды номинировался на «Оскар». Он рассказал «Фонтанке», как стать претендентом на главную кинопремию мира, и почему молодые российские режиссёры пока этого не делают.
Мы побеседовали с Бронзитом в преддверии 24 февраля, когда в Лос-Анджелесе раздадут «Оскаров», а также перед творческой встречей, которую режиссёр 16 февраля проведёт в Angleterre Cinema Lounge. Автор «Мы не можем жить без космоса», «Алёши Поповича…» и «Трех богатырей» расскажет, как попасть в номинанты, если ты снимаешь не блокбастеры, а короткометражное кино и мультфильмы, и поможет зрителям выбрать своих победителей.
— Российский зритель привык следить за номинацией «Оскара» «Лучший фильм на иностранном языке», в других категориях наших фильмов практически не представлено. Почему? Мы так снимаем, что это неинтересно за пределами страны?
— Почему-то у молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару». Я тоже когда-то ничего не знал, но однажды, пройдя этот путь, рассказал об этом коллегам в Facebook, после чего ситуация немного изменилась. И есть результат — второй год подряд российский анимационный фильм попадает в лонг-лист (в 2019 году в длинный список включили работу петербургского аниматора Романа Соколова «Теория заката» — Прим.Ред.). Это уже достижение: люди заработали право послать свои работы и сделали это. Правда, они не добрались даже до шорт-листа, поэтому повода для «шума» не случилось.
— Что нужно сделать, чтобы оказаться в номинантах «Оскара»? Есть ли универсальный «рецепт»?
— Секрета никакого нет, «рецепт» написан на сайте киноакадемии. Каждый человек может снять фильм, выполнить ряд условий и заработать право подать работу на «Оскар». А дальше начинается художественное соревнование: академики смотрят и выбирают. Если вам повезет, они обратят внимание на ваш фильм, и он попадет в лонг-лист, затем в шорт-лист, а потом и в финальную пятёрку номинантов.
— Мы говорим об участии в каких номинациях?
— О трех: короткометражный анимационный, игровой и документальный фильм. Применительно к «Лучшему фильму на иностранном языке» правила другие: страна сама выбирает, какой фильм ее будет представлять. Претенденты на основные номинации (за лучшую режиссуру, актерское мастерство и так далее — Прим.Ред.) также отбираются по-другому: там фактически нет лонг-листа, все игровые фильмы, ежегодно выпускаемых Голливудом, — а их около 400 — автоматически квалифицируются, так как попадают в прокат Америки.

— Вы говорите, что короткометражками и мультфильмам само право подать работу на «Оскар» нужно заработать. А как это сделать?
— Для начала нужно подать фильм в Академию, а для этого — пройти квалификацию. Есть два вида квалификаций — фестивальная и техническая. Чтобы получить фестивальную, нужно заработать главный приз на любом фестивале из тех, что квалифицируются Академией. Таких в мире много. Список есть на сайте Академии. Достаточно всего одного приза, но он должен быть главным. Однако даже если на фестивалях вы не заработали такой награды, шанс еще есть — хотя для нас, русских, этот способ сложнее. Это техническая квалификация. Нужно найти способ, чтобы ваш фильм пробыл в течение одной недели в прокате кинотеатра Лос-Анджелеса либо Сан-Франциско. Достаточно даже одного сеанса в день. Это также дает вам право подавать фильм в Академию.
— Попасть в недельный прокат сложно?
— Очевидно, что для этого нужны какие-то связи и контакты. И, насколько мне известно, это стоит денег. Но опять же, это невеликие деньги. Условно говоря, 300-500 долларов за неделю. Не миллион.
— То есть проблема с российскими фильмами и «Оскаром» — не в завышенной планке, которой нам никак не удается соответствовать?
— Пройти квалификацию, в принципе, возможно. Каждый год Академия в сентябре получает на соискание до150 фильмов (в одну номинацию). Самое сложное начинается позже — попасть из длинного списка в короткий, в котором остаются от 10 до 15 фильмов. Дальше даже проще, потому что вероятность увеличивается: из 15 фильмов попасть в заветную пятерку номинантов — вероятность один к трем.
— Вы смотрели анимационные фильмы, номинированные в этом году? Как вам уровень?
— Он всегда приличный, это все-таки «Оскар». Там, конечно, тоже разное бывает, но откровенная дребедень отсеивается на уровне лонг-листа.
— А у вас есть фаворит?
— Зачем же я буду давить своим мнением?
— Давайте тогда поговорим о стилистике этих картин. Возникает ощущение, что интерес к комиксам, захвативший мировое кино, задает тон и в анимационной индустрии.
— Это не так. Наибольший интерес академики проявляют к категории короткометражного кино. Там представлено колоссальное разнообразие стилей, взглядов, идеологий, там рождается все самое интересное и художественное. А вот полнометражное кино — да, это, как правило, коммерческие фильмы, в основном американские. И в этом смысле они похожи друг на друга.
— Возможно, среди номинантов есть картина, которая вам чем-то особым запомнилась?
— Бывает, что есть яркий фаворит, и тогда там уже без вариантов. А этот год довольно ровный, и я думаю, что на нашем вечере в «Англетере» голоса распределятся поровну. Хотя у меня есть свой фаворит, у которого шансов, на мой взгляд, больше, чем у остальных, но я могу ошибиться. И ошибался уже не раз.
— Зачем за анимационной номинацией следить российскому зрителю? Русских сказок, вроде ваших «Богатырей...», там нет, наших современных реалий тоже...
— Если люди любят кино и не очень ведают, что творится в мультипликации, живя старыми представлениями, что «мультики — это «Ну, погоди»!», я бы призвал их расширить свои горизонты. Они увидят много любопытного, поймут, как выглядит современная короткометражная авторская анимация, как она разнообразна.
— Можно ли говорить о каких-то тенденциях в мультипликации?
— Не надо искать вселенских тенденций. Мультипликация рассказывает истории. Это, как правило, нарративное кино, понятное большинству зрителей — по крайней мере, то, что представлено на «Оскаре». «Оскар» — коммерческая награда, и он всегда приветствовал коммерческий успех, а такой успех получает демократичное, внятное, понятное зрителям кино. Не надо тут ждать открытий — просто это крепкие фильмы, разнообразные по технологиям. Они держат внимание и заставляют переживать.
— Отсеялся ли в этом году из лонг-листа анимационной номинации какой-то интересный фильм, которого вам было жаль?
— Да, например, фильм Ромы Соколова «Теория заката», созданный на студии «Петербург». Академикам, похоже, он показался сложноват. А может, наоборот, они решили, что он слишком детский — потому что на фестивалях, в основном, получал награды в детской категории. В нем виден очень нетривиальный взгляд автора.
— А он у нас шел в кинотеатрах?
— У нас в кинотеатрах не показывают короткометражную авторскую анимацию.
— А как же «Мультивидение»?
— Ну, это нельзя назвать «шел в кинотеатрах». Был на фестивале — да.
— Кроме «Мультивидения», в последние годы разные компании стали собирать подборки, которые показывают, например, в «Авроре».
— Какие-то прецеденты — да, есть, но это все разовые акции. Когда мы говорим «шел в прокате», подразумеваем одну-две недели регулярных сеансов.
— То, что короткометражную анимацию не крутят в кино — это общемировая тенденция?
— Насчет Америки — не знаю, а в Европе короткометражная анимация в кино встречается — во Франции, в Англии. Есть компании, которые ищут фильмы, покупают права, формируют программы и показывают их. И многим зрителям это интересно. Очередей, как на «Титаник», нет, но люди ходят. Это что-то в формате «киноклубов».
— До вручения «Оскара» — неделя. Фильмы, представленные в основных номинациях, вы смотрели?
— Не поверите, не смотрел. Все это в этом году прошло мимо меня, потому что я нахожусь в производстве — работаю над новым авторским фильмом.
— Что за фильм и когда он выйдет к зрителю?
— Ничего пока про него говорить не буду. Тем, кому это интересно, придется набраться терпения.
Беседовала Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Каменная гостья: люди, лисы и оборотни стали героями спектакля по роману соавтора песен Бьорк
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.