Константин Бронзит: «У молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару»

16 февраля 2019, 14:30
Версия для печати Версия для печати

Петербургский мультипликатор Константин Бронзит дважды номинировался на «Оскар». Он рассказал «Фонтанке», как стать претендентом на главную кинопремию мира, и почему молодые российские режиссёры пока этого не делают.

Мы побеседовали с Бронзитом в преддверии 24 февраля, когда в Лос-Анджелесе раздадут «Оскаров», а также перед творческой встречей, которую режиссёр 16 февраля проведёт в Angleterre Cinema Lounge. Автор «Мы не можем жить без космоса», «Алёши Поповича…» и «Трех богатырей» расскажет, как попасть в номинанты, если ты снимаешь не блокбастеры, а короткометражное кино и мультфильмы, и поможет зрителям выбрать своих победителей.

— Российский зритель привык следить за номинацией «Оскара» «Лучший фильм на иностранном языке», в других категориях наших фильмов практически не представлено. Почему? Мы так снимаем, что это неинтересно за пределами страны?

— Почему-то у молодых кинематографистов нет информации, как подступиться к «Оскару». Я тоже когда-то ничего не знал, но однажды, пройдя этот путь, рассказал об этом коллегам в Facebook, после чего ситуация немного изменилась. И есть результат — второй год подряд российский анимационный фильм попадает в лонг-лист (в 2019 году в длинный список включили работу петербургского аниматора Романа Соколова «Теория заката» — Прим.Ред.). Это уже достижение: люди заработали право послать свои работы и сделали это. Правда, они не добрались даже до шорт-листа, поэтому повода для «шума» не случилось.

— Что нужно сделать, чтобы оказаться в номинантах «Оскара»? Есть ли универсальный «рецепт»?

— Секрета никакого нет, «рецепт» написан на сайте киноакадемии. Каждый человек может снять фильм, выполнить ряд условий и заработать право подать работу на «Оскар». А дальше начинается художественное соревнование: академики смотрят и выбирают. Если вам повезет, они обратят внимание на ваш фильм, и он попадет в лонг-лист, затем в шорт-лист, а потом и в финальную пятёрку номинантов.

— Мы говорим об участии в каких номинациях?

— О трех: короткометражный анимационный, игровой и документальный фильм. Применительно к «Лучшему фильму на иностранном языке» правила другие: страна сама выбирает, какой фильм ее будет представлять. Претенденты на основные номинации (за лучшую режиссуру, актерское мастерство и так далее — Прим.Ред.) также отбираются по-другому: там фактически нет лонг-листа, все игровые фильмы, ежегодно выпускаемых Голливудом, — а их около 400 — автоматически квалифицируются, так как попадают в прокат Америки.

— Вы говорите, что короткометражками и мультфильмам само право подать работу на «Оскар» нужно заработать. А как это сделать?

— Для начала нужно подать фильм в Академию, а для этого — пройти квалификацию. Есть два вида квалификаций — фестивальная и техническая. Чтобы получить фестивальную, нужно заработать главный приз на любом фестивале из тех, что квалифицируются Академией. Таких в мире много. Список есть на сайте Академии. Достаточно всего одного приза, но он должен быть главным. Однако даже если на фестивалях вы не заработали такой награды, шанс еще есть — хотя для нас, русских, этот способ сложнее. Это техническая квалификация. Нужно найти способ, чтобы ваш фильм пробыл в течение одной недели в прокате кинотеатра Лос-Анджелеса либо Сан-Франциско. Достаточно даже одного сеанса в день. Это также дает вам право подавать фильм в Академию.

— Попасть в недельный прокат сложно?

— Очевидно, что для этого нужны какие-то связи и контакты. И, насколько мне известно, это стоит денег. Но опять же, это невеликие деньги. Условно говоря, 300-500 долларов за неделю. Не миллион.

— То есть проблема с российскими фильмами и «Оскаром» — не в завышенной планке, которой нам никак не удается соответствовать?

— Пройти квалификацию, в принципе, возможно. Каждый год Академия в сентябре получает на соискание до150 фильмов (в одну номинацию). Самое сложное начинается позже — попасть из длинного списка в короткий, в котором остаются от 10 до 15 фильмов. Дальше даже проще, потому что вероятность увеличивается: из 15 фильмов попасть в заветную пятерку номинантов — вероятность один к трем.

— Вы смотрели анимационные фильмы, номинированные в этом году? Как вам уровень?

— Он всегда приличный, это все-таки «Оскар». Там, конечно, тоже разное бывает, но откровенная дребедень отсеивается на уровне лонг-листа.

— А у вас есть фаворит?

— Зачем же я буду давить своим мнением?

— Давайте тогда поговорим о стилистике этих картин. Возникает ощущение, что интерес к комиксам, захвативший мировое кино, задает тон и в анимационной индустрии.

— Это не так. Наибольший интерес академики проявляют к категории короткометражного кино. Там представлено колоссальное разнообразие стилей, взглядов, идеологий, там рождается все самое интересное и художественное. А вот полнометражное кино — да, это, как правило, коммерческие фильмы, в основном американские. И в этом смысле они похожи друг на друга.

— Возможно, среди номинантов есть картина, которая вам чем-то особым запомнилась?

— Бывает, что есть яркий фаворит, и тогда там уже без вариантов. А этот год довольно ровный, и я думаю, что на нашем вечере в «Англетере» голоса распределятся поровну. Хотя у меня есть свой фаворит, у которого шансов, на мой взгляд, больше, чем у остальных, но я могу ошибиться. И ошибался уже не раз.

— Зачем за анимационной номинацией следить российскому зрителю? Русских сказок, вроде ваших «Богатырей...», там нет, наших современных реалий тоже...

— Если люди любят кино и не очень ведают, что творится в мультипликации, живя старыми представлениями, что «мультики — это «Ну, погоди»!», я бы призвал их расширить свои горизонты. Они увидят много любопытного, поймут, как выглядит современная короткометражная авторская анимация, как она разнообразна.

— Можно ли говорить о каких-то тенденциях в мультипликации?

— Не надо искать вселенских тенденций. Мультипликация рассказывает истории. Это, как правило, нарративное кино, понятное большинству зрителей — по крайней мере, то, что представлено на «Оскаре». «Оскар» — коммерческая награда, и он всегда приветствовал коммерческий успех, а такой успех получает демократичное, внятное, понятное зрителям кино. Не надо тут ждать открытий — просто это крепкие фильмы, разнообразные по технологиям. Они держат внимание и заставляют переживать.

— Отсеялся ли в этом году из лонг-листа анимационной номинации какой-то интересный фильм, которого вам было жаль?

— Да, например, фильм Ромы Соколова «Теория заката», созданный на студии «Петербург». Академикам, похоже, он показался сложноват. А может, наоборот, они решили, что он слишком детский — потому что на фестивалях, в основном, получал награды в детской категории. В нем виден очень нетривиальный взгляд автора.

— А он у нас шел в кинотеатрах?

— У нас в кинотеатрах не показывают короткометражную авторскую анимацию.

— А как же «Мультивидение»?

— Ну, это нельзя назвать «шел в кинотеатрах». Был на фестивале — да.

— Кроме «Мультивидения», в последние годы разные компании стали собирать подборки, которые показывают, например, в «Авроре».

— Какие-то прецеденты — да, есть, но это все разовые акции. Когда мы говорим «шел в прокате», подразумеваем одну-две недели регулярных сеансов.

— То, что короткометражную анимацию не крутят в кино — это общемировая тенденция?

— Насчет Америки — не знаю, а в Европе короткометражная анимация в кино встречается — во Франции, в Англии. Есть компании, которые ищут фильмы, покупают права, формируют программы и показывают их. И многим зрителям это интересно. Очередей, как на «Титаник», нет, но люди ходят. Это что-то в формате «киноклубов».

— До вручения «Оскара» — неделя. Фильмы, представленные в основных номинациях, вы смотрели?

— Не поверите, не смотрел. Все это в этом году прошло мимо меня, потому что я нахожусь в производстве — работаю над новым авторским фильмом.

— Что за фильм и когда он выйдет к зрителю?

— Ничего пока про него говорить не буду. Тем, кому это интересно, придется набраться терпения.

Беседовала Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>