
Фильм «Фаворитка»: Путешествие в дворцовый серпентарий

В прокате — новый фильм Йоргоса Лантимоса. Супернатуралистичное путешествие в мир дворцовых интриг, напудренных париков и женского коварства.
Йоргос Лантимос вроде бы тесно связан со стилем сегодняшнего дня. И его англоязычные вещи — «Лобстер», «Убийство священного оленя» — и ранние греческие работы вроде «Клыка» не просто изображали современность. Они были устремлены вперед, в вылизанное, стерильное будущее. Поэтика стекла и бетона, лофтов и технологий стала казаться неотъемлемой частью режиссерского почерка Лантимоса. Тем неожиданнее его обращение к началу восемнадцатого века. Стоило ждать, что режиссер будет парики и дворцовые покои осовременивать, как это делала, скажем, София Коппола в своей «Марии Антуанетте». Заставлять персонажей плясать под инди-поп, например. Но он пошел иным путем.
Сюжет вышедшей на экраны «Фаворитки» даже архаичен. Лантимос впервые написал сценарий не сам, а пригласил австралийца Тони МакНамару. Чья работа основана, в свою очередь, на романтической драме Эжена Скриба «Стакан воды». Та же история: Британией правит королева Анна, а королевой — ее фаворитка Сара Черчилль, леди Мальборо. Появление новой служанки, обедневшей дворянки и кузины Сары, Абигейл Хилл, провоцирует при дворе борьбу за влияние на королеву и на политику. Только у Скриба в центре — собственно интриги. Война во Франции, принятие решений, назначения министров, противостояния партий в парламенте. МакНамара всё это отметает — оставляет в центре отношения трех женщин: королевы, фаворитки и претендующей на ее место служанки. Сюжет «интимизируется» — во всех смыслах. Концентрируется на отношениях и их оттенках, а они действительно весьма интимны. Обе фаворитки сражаются не только за политическое влияние на королеву, но и за место в ее постели.
Троица исполнительниц главных ролей — Оливия Колман (Анна), Эмма Стоун (Абигейл) и Рэйчел Вайс (Сара) — пожалуй, лучший актерский ансамбль за очень долгое время. Для Колман это настоящий прорыв — она умудряется быть одновременно острохарактерной актрисой, почти клоунессой, и играть серьезную драму. Эмма Стоун и Рэйчел Вайс строят свои роли как своеобразные «качели», мастерски манипулируют зрителем, заставляя то сопереживать своим героиням (невинной овечке и оскорбленной добродетели), то искренне желать им (коварной сучке и наглой интриганке) провалиться сквозь землю.
Британский оператор Робби Райан, соавтор Кена Лоуча и Стивена Фрирза, вместе с Лантимосом наделяет этот сюжет и эти характеры мощной, супернатуралистичной визуальной составляющей. Он снимает почти без дополнительного освещения — с рассеянным северным светом из-за окна или в полумраке, с дрожащим огнем тусклых свечей. Использует «фишай» — объектив, искажающий пространство — чтобы показать дворцовые покои как совершенно шизофреническое, искривленное, неправильное место, в котором ничего хорошего происходить не может. Даже, казалось бы, отвратительно дурновкусный ход — цитаты из живописи галантного века, Хогарта, Лиотара, Вермеера — внутри такого осязаемого, живого, жуткого мира становится вполне легальным.
Нет, может быть, это не лучший и не самый оригинальный фильм Лантимоса. Порой лента кажется оммажем лучшим годам Гринуэя, иногда смущает прямолинейностью. Но точно это самая законченная вещь режиссёра. Всё на своих местах и работает ровно так, как надо. Коулман, Стоун и Вайс — выдающиеся актрисы, и удачно, что они оказались вместе на съемочной площадке. Райан — лучший оператор, какого можно было пожелать для решения поставленных художественных задач.
А еще «Фаворитка» — да, очень злободневная. Это, с одной стороны, фильм о политике. О том, что это мир не хищных животных даже, а каких-то мелких грызунов. Мир барсуков, лобстеров, гусей — не зря именно эти представители фауны тут бегают по дворцовым покоям. С другой стороны, это достойный и взвешенный ответ оголтелой вере в «женский мир», «свободу, равенство и сестринство». Не ударяясь в мизогинию, Лантимос спокойно напоминает: человек существо коварное, в борьбе за счастье, славу и богатство он может себе подобных жрать по три раза в день. Женщина — не исключение.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
«Начни сначала»: Дженнифер Лопез о girl power
От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

Зимний нон-фикшн: власть алгоритмов, чайки-мародеры, советская мода и опасные тапочки — книжные новинки сезона
Новости
- 14 февраля 2025 - «Основные задиры — это рыжие уточки-огари». В Ораниенбауме показали новый лебяжник для зимовки птиц
- 11 февраля 2025 - Ботанический сад 14 февраля будет работать дольше, с живой музыкой и входными по акции
- 10 февраля 2025 - Кантемир Балагов в своем англоязычном дебюте может снять Барри Кеогана и Райли Кио
- 10 февраля 2025 - На Супербоуле показали трейлеры «Миссия невыполнима», «Мира Юрского периода» и «Как приручить дракона»
- 10 февраля 2025 - Василий Бархатов снимет сериал «Трансгуманизм Inc.» по роману Виктора Пелевина
Статьи
-
13 февраля 2025, 17:29В кинотеатре «Формула кино Галерея» состоялась всероссийская премьера мюзикла «Пророк». Рекламное прошлое молодого режиссера Феликса Умарова отчетливо видно на экране, где Пушкин подается прежде всего как модный, хорошо продаваемый, хотя и преждевременно трагически сдувшийся бренд.
-
08 февраля 2025, 20:58
-
06 февраля 2025, 18:50
-
31 января 2025, 22:31
-
07 февраля 2025, 08:30