
«Метро здесь нет»: Под Смольным торжественно открыли «Бункер Жданова»

«Фонтанка» оказалась в числе первых посетителей нового музейного объекта на карте города: в день 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады под Смольным открыли «Объект «Павильон» — он же «Бункер А.А. Жданова».
Торжественная церемония с перерезанием ленточки пришлась на минуты, когда стало известно: Владимир Путин поручил выделить 150 миллионов рублей на новую экспозицию Музея блокады в Соляном переулке. Поэтому в своей речи вице-губернатор Владимир Кириллов уже с определенной уверенностью заглянул в будущее.

Фото: Алина Циопа/"Фонтанка.ру"
— Это только начало. Впереди еще будут дополнительные решения для того, чтобы этот объект расширялся, — пообещал он. — Я думаю, что у нас будет комплекс таких объектов, которые связаны с блокадным музеем, — это, конечно, и подстанция, и развитие Соляного городка, по которому у исполняющего обязанности губернатора уже есть определенные предложения. Они инициированы музейным сообществом и Михаилом Борисовичем Пиотровским, ну и, конечно, самое главное, — блокадниками.

Фото: Алина Циопа/"Фонтанка.ру"
Директор музея «Смольный» Николай Третьяков, в ведении которого находится «Бункер Жданова», пошел дальше (применимо сказать «глубже» — часть помещений бомбоубежища находится еще ниже). Третьяков рассказал, что в ныне закрытых еще от посторонних глаз помещениях планирует к 9 мая 2020 года открыть пять-шесть экспозиций, посвященных конкретным аспектам жизни города в блокаду: решениям партии, жизни детей в блокадном городе, эвакуации, искусству, блокадному хлебу. Один зал будет интерактивным — технологии виртуальной реальности перенесут посетителей на улицы блокадного Ленинграда.
На открытие музея в нынешнем виде — ремонт помещений и создание экспозиции — по словам председателя комитета по культуре Константина Сухенко, было выделено 7,6 миллиона рублей.
В объект гости попадают прямо из главного коридора здания правительства, спускаясь под землю по крутой лестнице на глубину 12 метров. Там их встречает бодрая довоенная музыка и маскировочная сетка, которой в Ленинграде были закрыты ключевые здания. В витрине напротив — челноки для плетения сетей, портсигар и армейская фляга, а также документы — распоряжение о санитарно-профилактических мероприятиях в Смольном, список работников аппарата обкома, призванных в Красную Армию, хлебные пайки.
Разгадка появления в названии музея слова «Павильон» — прямо при входе: на стене размещена увеличенная фотография письма, адресованного «заместителю начальника сектора мобилизации и обороны президиума Ленсовета товарищу Троицкому», под грифом «Совершенно секретно»:
«Специальное Проектное Бюро доводит до Вашего сведения, что выполняемый по Вашему заданию объект нами зашифрован под наименованием «Павильон», без указания его местонахождения и назначения. Поэтому во всех проектных и письменных материалах, а также на совещаниях по данному объекту таковой по нашему учреждению будет проходить под вышеуказанным наименованием».

Фото: Алина Циопа/"Фонтанка.ру"
К слову, смольнинское бомбоубежище, первое в городе, неоднократно модернизировалось — в 1947 году в связи с угрозой ядерной войны создали пристройку, сделавшую его первым противоатомным в мире. Но она к музею уже не относится. Старая часть, где создана экспозиция, рассчитана на удар бомбы весом в одну тонну. Не случайно после потерны посетитель переступает высокий порог массивных металлических дверей и проходит через свет ультрафиолетовых ламп.
— Эти синие лампы, которые можно встретить в поликлиниках — обеззараживающие, — поясняет Николай Третьяков. — И вся эта система работает, мы можем запереться. Если возле вашего дома нет бомбоубежища — приходите к нам, мы вас спасем.
Из общей площади старого бомбоубежища в 704 метра музеефицировано к настоящему моменту 130: в это число входит первый экспозиционный зал, потерна (длинный подземный коридор, где показана хронология военных событий от первой бомбежки до 1944 года), комната связиста (откуда могла осуществляться прямая связь со Сталиным) и рабочий кабинет Жданова. Там над картами склонились три скульптуры: сам первый секретарь обкома и горкома, маршал Георгий Жуков и генерал армии Леонид Говоров (кстати, его внук Алексей Говоров приехал на открытие). Бомбоубежище предназначалось для 55 человек.
— Обстановка не просто аутентичная — она подлинная, поскольку мебель хранилась в Смольном все эти годы, на складах, — рассказывает замдиректора музея по науке музея «Смольный» Татьяна Конышева. — До 2012 года бомбоубежище было действующим, поэтому там стояла современная мебель, были оборудованы кабинеты для вице-губернаторов — на случай необходимости. А в 2012 году сняли гриф секретности, выстроили новое бомбоубежище для органов власти, это закрыли и приняли решение сделать музей. Но поскольку времени было очень мало, это только вводная часть.
В кулуарах Николай Третьяков упомянул, что открытием нынешней экспозиции музей намерен показать «настоящую жизнь» Смольного во времена блокады.
— О Смольном ведь так много гадостей пишут — что тут обжирались, вплоть до того, что все пьяные были, — рассказал он. — Мы открываем частицу, чтобы показать, как это было на самом деле, и что ничего сверхъестественного тут не было. Другое дело — что все сотрудники компартии были командирами Красной армии и получали армейский паек, а не паек иждивенца и не ребенка. Но каких-то ромовых баб не было. У нас нет ни одного документа, которые бы это подтверждали.
Есть у директора и еще одна мотивация.
— Этим бомбоубежищем мы опровергаем слухи о том, что в Смольном есть метро, — добавил Третьяков. — Просто это бомбоубежище было на балансе Ленметростроя, и кто-то это связывает. А метро в Смольном не было никогда.
В ходе церемонии музей получил подарки, самый интересных из которых — от председателя исторического клуба ветеранской организации УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Станислава Бернева: кнопка из ныне демонтированного служебного лифта Смольного. Участники открытия тут же предположили, что на нее нажимали и Жданов, и, может, даже Ленин…
Посещение нового объекта возможно только для организованных групп и по предварительной записи. Индивидуальным посетителям руководство музея рекомендует записываться через Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Альбом Гулички и свадьба в блокадном городе: Что горожане принесли в новый музей блокады

Секрет Фонтенбло, борода Франциска I и танцующие без кожи: Эрмитаж раскрывает страницы французской графики
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 26 марта 2025 - Пушкинский музей пересмотрит закупки последних лет, в их числе оказалась картина Никаса Сафронова
- 25 марта 2025 - Летающая леди, выпавший зуб и купание в фонтане. Вышел первый трейлер продолжения «Чебурашки»
- 24 марта 2025 - В Москве вручили премию «Ника» за 2024 год: «Мастер и Маргарита» забрали все лучшее
- 22 марта 2025 - Весеннее солнце подсветило скульптуры в Академии художеств — посмотрите, какие они на пленке
- 22 марта 2025 - Фотограф и художник-метафизик Валентин Самарин умер в Петербурге
Статьи
-
25 марта 2025, 15:10Ежегодный праздник для всех, кто интересуется балетом и современным танцем, — Международный фестиваль Dance Open откроется в Петербурге уже 18 апреля. В преддверии события основатель и художественный руководитель фестиваля Екатерина Галанова рассказала «Фонтанке» о юморе и философии в танце, «эзотерическом балете», барочной музыке и вызовах для организаторов.
-
24 марта 2025, 18:50Петербуржец Петр Шерешевский хорошо известен театралам не только в двух столицах, но и по всей России. География его спектаклей настолько обширна, что можно запускать специальный туристический маршрут: и в театр с удовольствием сходишь, и страну узнаешь. Сейчас Шерешевский — главный режиссер сразу двух театров в Москве и Петербурге; на премьеру «Три» в Камерном театре Малыщицкого не достать билетов; МХТ в составе Больших гастролей привез в Петербург спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Мы встретились с режиссером в рамках проекта «(От)Личный Петербург» и поговорили об агрессивных птицах мира, израильском Чехове и спектаклях, на которые можно приходить голодными.