Где удариться в тоску: Депрессивный гид «Фонтанки»

21 января 2019, 13:30
Версия для печати Версия для печати

Наступил самый депрессивный день в году — зарубежные ученые таковым признали третий понедельник января (blue Monday). Растянуть «удовольствие» и вдоволь наплакаться в преддверии февраля (а там уже с чистой совестью достать чернил) поможет «унылый» гид «Фонтанки».

1. Выставка «Христос в темнице». До 20 февраля. ЦВЗ «Манеж».

На выставке собрано свыше 30 деревянных скульптур середины XVII — начала XIX веков из 14 музеев России, притом все работы — на один и тот же сюжет. Они изображают Христа, заточенного в темницу, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Первые посетители уже отметили высокий художественный уровень экспозиции. Они признают: тоскливое ощущение, которое создает выставка, — из разряда очищающих, и оно гарантировано вне зависимости от религиозных предпочтений конкретного зрителя.



Фото: Центральный выставочный зал "Манеж"

2. Опера «Леди Макбет Мценского уезда». 22 января, 19.00. Мариинский театр. Классика — во всех отношениях: кровавая драма с убийствами, обманами и финальным сведением счетов с жизнью. В общем, лучше не придумаешь — особенно с учетом не самой легкой для восприятия музыки Шостаковича и четырехчасовой продолжительности произведения. Постановка — старая, 1996 года, режиссера Ирины Молостовой и в оформлении Георгия Цыпина. Зато партию главного злодея исполняет замечательный Сергей Семишкур.

3. Спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре». 22-23 января, 19.00. Каменноостровский театр (вторая сцена БДТ).

Спектакль Александра Баргмана по пьесе Ивана Вырыпаева настраивает на меланхолический лад не только своим названием. Все герои произведения — одиноки, а их разговор оборачивается игрой, которая обнажает болевые точки. «Как в театре, где люди — актеры — играя, могут в иллюзорной, сочиненной реальности быть подлиннее, чем в своей повседневности — так и в этой пьесе прозрачность жизни, ответ на вопрос о том, как жить, когда продолжать жизнь кажется невозможным, обретается в игре», — рассказывает режиссер.



Фото: bdt.spb.ru

4. Выставка «Город — вымысел твой». До 24 февраля. Музей печати.

Это персональная выставка художника Андрея Ожегова, которому исполнилось бы в 2019 году 57 лет. Уральский живописец, перебравшийся в Ленинград, сделал наш город одним из основных лейтмотивов своего творчества. А уж оно, согласно описанию выставки на сайте Музея истории Петербурга, «отличается одновременно лиризмом и драматизмом, порою безысходностью». Увидев истинное лицо имперской столицы, автор изображал на картинах стены брандмауэров, дворы-колодцы, крыши, сугробы во дворах и прочие милые сердцу каждого петербуржца детали бытия.



Фото: Предоставлено пресс-службой ГМИ СПб

5. Лекция Катерины Мурашовой: миф о счастливом детстве. 26 января, 15.00. Охта Lab. И даже с детством в ближайшее время все не слава богу. «А действительно ли детство самая счастливая пора жизни? Или это только наше представление о нем?» — задаются вопросом организаторы встречи с психологом, писательницей Катериной Мурашовой. Та поможет разобраться в «отношениях с детством» и не повторить ошибки собственных родителей. Позитивный момент: все средства, полученные от продажи билетов, будут переданы в пользу детей и взрослых с онкологическими заболеваниями, подопечных фонда AdVita.

6. Наброски для оркестра Stille und Umkehr («Покой и возвращение»), Бернд Алоис Циммерман. 26 января, 19.00. Капелла.

Это произведение Симфонический оркестр Капеллы под управлением Валентина Урюпина исполнит вместе с музыкой Мартину и Сибелиуса. Но до-мажорная тональность Третьей симфонии финского классика не должна сбивать вас с толку: порыдать успеем.



Фото: Государственная Академическая Капелла

Бернд Алоис Циммерман — немецкий композитор, чей сложный и трагический музыкальный язык (согласно сайту концертного зала) отталкивал послевоенных слушателей и критику, заставляя автора мучительно переживать. Сочинение Stille und Umkehr («Покой и возвращение»), заказанное властями Нюрнберга по случаю 500-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера, Циммерман завершал в стенах университетской клиники в Кельне, куда угодил из-за глубокой депрессии. «В этой мрачной работе слышится предчувствие скорой кончины композитора», — сообщает сайт Капеллы, уточняя, что автор вскоре, и правда, ушел из жизни.

7. Death Café. 24 января, 19.30. Открытое пространство Достоевского, 34.



Фото: Андрей Бессонов/"Фонтанка.ру"

Собраться и поговорить о смерти — что может быть лучше для пессимистов и ипохондриков. Если ваши пассажи на эти темы уже не хотят слушать друзья, здесь сможете расслабиться и с чистой совестью сесть на уши окружающим: за этим они и пришли. Формат бесед о смерти за чашкой чая пришел к нам из-за рубежа, главных нет, есть модератор. Периодически проводятся конференции, там выступают эксперты — психологи, активисты и художники (фотографы) — некрореалисты.

8. Выставка «Петроград. Образы кино — Осколки реальности. Киноплакаты 1914-1919 годов». До 3 марта. Петропавловская крепость, Невская куртина. Времена экспрессионизма в искусстве — прекрасное отражение заданной темы. Вы только посмотрите на эти обильно подведенные черным перепуганные глаза на плакатах, только вчитайтесь в названия картин: «Столичный яд», «Хочешь мира — готовься к войне», «Негодяй», «Проклятье любви», «Коршуны легкой наживы», «Кровавый брак»… Очень, очень правильная выставка!

9. Выставка Кати-Анны Тагути «Большой портрет». 30 января — 31 марта. Эрарта.



Фото: Музей современного искусства "Эрарта"

На картинах вы увидите безрадостные образы немолодых людей, лишь смутно предполагающих свое будущее. «Время стремительно превращает настоящее в прошлое: то, что было только что, становится минутой, часом, днем, годом назад, — поясняет свою мысль московская художница. — А с нами остаются воспоминания, фотографии, письма, в которых мы надеемся уловить линию судьбы и подготовиться к будущему. Через юность, которая, как всякая юность, есть обещание будущего. Через утерянные возможности, через размышления о смерти. Через череду поступков, вольных и невольных. Через боль, которую время усмиряет, как анестезия».

10. Спектакль «Такого театра» «Эффект Чарли Гордона». 21 января, 19.00. Площадка «Скороход».



Фото: takoy-teatr.ru

В основе этой трагикомедии — история молодого умственно отсталого мужчины, которому предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, и тот сталкивается с новой реальностью, крахом иллюзий и закономерным вопросом — а что есть норма? Да и вообще — стоит ли выходить из зоны комфорта, если в одиночку ничего не изменить? Спектакль Вари Светловой и Игоря Сергеева сочинён по мотивам романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».

11. Выставка Катарины Кнайп «Экспедиция 2019». 26 января — 3 февраля. 2,04 gallery (Арт-центр «Пушкинская, 10»).



Фото: spb.carpe-diem.events

Немецкая художница приехала в Россию для творческого исследования, не зная русского языка, и постепенно открывала для себя нашу реальность. Первая часть проекта — по итогам месяца в Петербурге — названа «В поисках безвременья». Северная столица предсказуемо вдохновила на вопросы: «Если время существует — может ли оно остановиться и образовать дыру? Может ли оно замереть?» Инсталляция, подводящая итог этим размышлениям, по-видимому, будет продолжена: после Петербурга Катарина отправилась на русский север.

Если вам ближе взгляд соотечественников на российскую действительность — такая выставка на «Пушкинской, 10» тоже есть: она названа «Отчуждение» и открыта до 3 февраля в «Арт-лиге». Монохромные изображения невыразительных зданий, преимущественно панельных, создал художник Даннил Троянов. Экспозиция стала итогом его исследвания «большой формы, архитектуры, геометрии и глубины пространства».

12. Спектакль «Какая грусть, конец аллеи…» 15 — 17 февраля, 19.30. Новая сцена Александринского театра.



Фото: alexandrinsky.ru

Это показы спектаклей режиссера Андрея Калинина по пьесе Резо Габриадзе и с ним же в качестве художника-постановщика. По сюжету, актрису забирают в сталинские лагеря прямо из театра, а когда она возвращается — находит лишь могилы своих друзей и мужа. Надгробные памятники и становятся «действующими лицами». Впрочем, Габриадзе не был бы собой, если бы даже в таких обстоятельствах не находилось места комическому.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Не «Бухло», так «Книги»: гид «Фонтанки» по ресторанным лекциям

Куда глаза глядят: 10 мест, куда можно попасть только онлайн

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>