
Не «Бухло», так «Книги»: гид «Фонтанки» по ресторанным лекциям

Университетских преподавателей все чаще видишь в развлекательных заведениях — и это не то, о чем вы подумали. В Петербурге приживается формат ресторанных лекций. В один вечер в Social Club профессор СПбГУ Борис Аверин может рассказывать о письмах Пушкина к жене, а напротив, в Black Books Bar, сотрудник Европейского университета — размышлять над лексикой Шнура. В будущем грядут целые фестивали лекций. «Фонтанка» расспросила представителей «общепита», зачем им культпросвет.
Поесть и поумнеть
— Мы выбирали название, и я бы предпочел, конечно, «Бенждамин Бухло», — рассказывает директор книжного магазина «Подписные издания» и соучредитель Black Books Bar на Рубинштейна Михаил Иванов. — Это такой немецкий историк искусств. Но решили назвать более «книжно».
С марта в Black Books по средам проводит бесплатные лекции Европейский Университет в Санкт-Петербурге. Рособрнадзор лишил вуз «образовательной» лицензии, а лицензии на просвещение лишить не смог, поскольку такой не существует. ЕУСПб и раньше устраивал открытые лекции, а сейчас и вовсе «пошел в народ».

Black Books
Фото: предоставлено организаторами
— Идея не нова, — рассказывает менеджер по коммуникации ЕУСПб Елизавета Должанская. — Мы участвовали в петербургском фестивале науки «Кампус», а часть этого фестиваля, «Ночь науки», проходит в барах. Нам понравилось, мы решили продолжать «на регулярной основе».
Тематика выступлений — история, история искусств и антропология, а первое было совсем «аутентичным», про кабацкие песни.
Бар Dead Poets на Жуковского — один из лекционных «ветеранов». Сначала был маленьким и «для своих», но четыре года назад разросся и, как говорит представитель заведения Александра Орлова, «пришла идея устраивать открытые ивенты».
— Лекции сразу стали бесплатными, в этой своей деятельности мы никогда не преследовали коммерческой цели, — отмечает Орлова.
В Dead Poets раньше можно было послушать историка Льва Лурье и философа Александра Секацкого, но, как говорит Орлова, научпоп перестает быть экзотикой, поэтому программа сместилась в сторону литературы, литературоведения и чтений. Например, недавно слушали «Мастера и Маргариту» в исполнении одного из самых известных мастеров «озвучки» Александра Клюквина (голос телеканала «Россия 1»).
«Мы хотим разгерметизировать университеты»
Если забить в поисковике «лекции в кафе, ресторанах, барах СПб», мало что найдешь. Как такового гида пока нет. Скажем, поисковик не предложит вам заведение под названием «Бакалавриат» на Маяковского, хотя оно в лекционном деле — прямо передовик. Каждую неделю — по нескольку бесплатных событий. Впрочем, околоуниверситетское сообщество это место хорошо знает.
«Бакалариат» основали трое филологов: выпускник СПбГУ и студенты Высшей школы экономики.

"Бакалавриат"
Фото: предоставлено организаторами
— Можно охарактеризовать наше направление так: популяризация знания и разгерметизация университетов, — говорит Марьяна, одна из основательниц (сотрудники представляются по именам и не упоминают должностей — «у нас тут демократия»). — Мы хотели, чтобы знание не замыкалось в стенах университетов, хотели открытого пространства для диалога. Бар — это безопасное пространство для обсуждений, здесь можно не бояться говорить.
Была еще одна причина: пропускная система в вузах ужесточилась. Если раньше на лекцию мог попасть практически любой желающий, то сейчас проход контролируется очень строго. А в «Бакалавриате» считают, что знание должно быть открытым и доступным. И бесплатным.
— Ученым этот формат интересен, потому что есть вещи, над которыми им любопытно подумать вне университетской среды, — считают создатели «Бакалавриата». — Например, на лекции доцента кафедры истории русской литературы СПбГУ Николая Гуськова задавали такие вопросы, которых в университете мы никогда не слышали. После лекции он остался с компанией своих учеников и коллег, они пели «Прекрасное далеко». На латинском.
Объяснить, что Ян Фабр — это не «ужас-ужас»
Кафе «Рубинштейн» (соответственно, на Рубинштейна) и открывалось лекционной программой — Рубинштейновскими чтениями, собравшими на одной площадке видных москвичей и петербуржцев: литкритиков Льва Рубинштейна и Анну Наринскую, искусствоведа Александра Боровского и художника Анатолия Белкина.
Говорят, когда куратора Эрмитажа Дмитрия Озеркова пригласили выступить в кафе, он был в некотором недоумении. Но его убедил довод: музейная публика и так придет в Эрмитаж, а надо просвещать и на других площадках. В частности, объяснять, почему Ян Фабр — «не ужас-ужас». Так родился Рубинштейн 20/21, совместный проект главного музея страны и кафе.

кафе "Рубинштейн"
Фото: предоставлено организаторами
— Эти лекции — такие предыстории или постистории, связанные с разными выставками Эрмитажа, — объясняет Наталья Плеханова, сооснователь кафе. — Были лекции, посвященные Фабру, концерт-чтения, посвященные Велимиру Хлебникову накануне выставки Кифера, Сергею Эйзенштейну, недавно была встреча с Эмилией Кабаковой.
Еще одно лекционное направление — ликбез в необидном смысле слова: лекции театрального критика Жанны Зарецкой о главных спектаклях сезона, публичные споры московских авторов, которых так запросто в Петербурге не увидишь — скажем, Арины Холиной и Алексея Белякова.
— Мы сознательно оставляем лекции бесплатными, — комментирует Наталья Плеханова. — Это правильно и с социальной точки зрения.
Лекция платная? Да не вопрос
— Почему столь ужасен был финал Пушкина.., — начинает лекцию в Social Club на Рубинштейна Борис Аверин.
И продолжает, — о том, как Немировичу-Данченко не верили, что сам Дантес рассказывал ему о дуэли; что Пушкин писал невесте по-французски, а жене — по-русски и простонародно; что Наталья Николаевна и сама писала стихи.
Так называемый Треугольный зал ресторана смотрит окнами на Пять углов и Загородный. Просторно, за маленькими столиками заняты все 40-45 мест; много молодых слушателей, но немало и людей зрелого возраста.

Фото: скриншот с сайта Social Club
Владельцы Илья Базарский и Павел Штейнлухт изначально задумали ресторан как мультиформатное место, куда приходят не только поесть, но и «просветиться». На мероприятиях видно, что люди не случайно зашедшие — заранее о лекциях узнавали.
Лекции платные. Устроители стараются выбирать «немассовые интересные проекты — те, которые редко где еще встретишь».
В «Этобаре» на Владимирском цена за вход на выступления варьируется.
— Пришли люди просто поужинать, узнали, что идет лекция. Спросили, сколько стоит — и примкнули к слушателям, — рассказывает владелец заведения, бывший исполнительный директор телеканала «ВОТ!» Григорий Танхилевский. — Лекция закончилась в девять вечера, они от нас ушли в час ночи: обсуждали.
Когда старший научный сотрудник Эрмитажа Людмила Торшина рассказывала о музах импрессионистов Мане, Моне и Ренуара, молодые бармены отпросились у Танхилевского послушать — «ну и я их подменил за стойкой на два часа. Не думал, что молодежи так интересны импрессионисты».
Григорий Танхилевский, впрочем, добавляет, что «бары — это в первую очередь все-таки бары, а не лектории».
Завтраки инклюзив
Абсолютное большинство «лекционных» баров и кафе находятся в центре города, в пешей доступности друг от друга.
Но есть исключения. Например, лекционный проект CreativeMornings гостит на разных площадках, не обязательно в центре. У проекта еще одно «отягчающее» обстоятельство: он принципиально утренний, начинается в 8.30. Хотите бесплатного кофе, круассанов, органического йогурта — вам сюда. Правда, устроители уверены, что слушателей привлекает не завтрак, а выступление известного (широко или в своей области) спикера.

Creative Mornings
Фото: предоставлено организаторами
— Проект международный, — рассказывает организатор CreativeMornings в Петербурге Виктория Котлова. — Его придумала в 2008 году девушка Тина, которая живет в Нью-Йорке. Поначалу просто собирались на завтраки компанией знакомых и делились идеями, потом формат распространился по другим городам США, а после — по Европе, Азии и даже Южной Америке.
Раз в месяц во всем мире проходят такие лекционные завтраки на одну тему. В марте, к примеру, обсуждали Courage — «смелость», «отвагу». В Coffee3 на Карповке (мягко говоря, не самое оживленное место) собралось больше 200 человек: директор «Подписных изданий» Михаил Иванов рассуждал, как в эпоху электронных изданий совершить отчаянный поступок и вложиться в книжный магазин.
Еще одно заведение вне «золотого треугольника» — ФаRш Ball на Большом проспекте Петроградки. Он хорошо известен под своим прежним названием — Cook&Geek.
— Название у нас сменилось, потому что сменилась кухня, но политика осталась прежней, мы арт-кафе, — говорит одна из сотрудниц.
Давненько здесь не проводилось что-то подобного лекции доктора исторических наук Владимира Лапина «Вредна ли история натощак?», но представители площадки уверяют, что от таких выступлений не отказались, «просто был некоторый перерыв».
Фестивали лекций
— Если заведение не было изначально задумано под лекции, договариваться с ним о подобных мероприятиях очень трудно, — констатирует Михаил Тупикин, руководитель отдела мероприятий газеты «Бумага». — Чаще всего слышишь вопрос: «А зачем нам это?» Для площадок лекции — дополнительные заботы: прибыли не приносят, надо заниматься организацией, обслуживать аппаратуру и так далее. Большинству вполне хватает того, что к ним приходят поесть-попить. Открыть пространство для лекций готовы те, кто хочет расширить аудиторию.
Тем не менее таких заведений все больше. Летом пройдет очередной фестиваль барных лекций «Кампус», количество заведений-участников с прошлого раза вырастет с 10 до 15.
А уже 14-16 мая в Петербурге впервые пройдет фестиваль Pint of Science. Проект международный, в России будет идти одновременно в Питере, Москве, Самаре, Новгороде, Новосибирске. Миссия: свести, что называется, исследователей-разработчиков — и обывателей, чтобы последние поняли, на какую такую науку идут их налоги.
Россия с барно-ресторанными лекциями, в общем, в мировом тренде. В Великобритании есть ассоциация SciBar, которая аккумулирует информацию о «барных лекциях». В Окленде (Новая Зеландия) ежемесячно проходит серия лекций в барах под названием Nerd Nite East Bay. Израильский Центр Вейцмана регулярно перетаскивает лекции из академических аудиторий за стройки заведений крупных городов.
В Нью-Йорке в 2014-м Колумбийский университет провел пилотный проект Raising the Bar: барные лекции читали в том числе нобелевский лауреат экономист Джозеф Стиглиц и физик Майкл Тутс, один из открывателей бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере. Организаторы той вылазки поясняли газете The Guardian: у высшего образования имидж башни из слоновой кости, и хотя университеты приглашают к себе на бесплатные лекции, многие побаиваются войти в академические стены.
— Сейчас можно общаться со всем миром, сидя дома за компьютером, но при этом у людей огромный дефицит общения, нехватка эмоций, — говорит Григорий Танхилевский («Этобар»).
— По-моему, ужин и лекция — так это практически беспроигрышный вариант для свидания, — добавляет одна из сотрудниц Social Club.
Алексадра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.