Скончался петербургский филолог Борис Аверин, крупнейший специалист по Набокову и Бунину

04 января 2019, 18:07
Версия для печати Версия для печати

Петербургский филолог, специалист по творчеству Набокова и Бунина Борис Аверин скончался в Петербурге 4 января. Об этом сообщил в соцсетях его коллега по филологическому факультету СПбГУ и писатель Андрей Аствацатуров. Такую же информацию нашему изданию подтвердила руководитель культурно-образовательного проекта «Слушай сюда» Анастасия Принцева.

«Сегодня скончался Борис Валентинович Аверин — замечательный ученый, блестящий лектор, специалист по серебряному веку, добрый, сердечный человек. Помню, с каким удовольствием я ходил на его лекции в 1987-м году и потом, спустя годы, слушал его научные доклады. Профессионализм, ясность ума, интеллигентность — все эти качества были органичны его яркой личности, идеально сочетались с добротой и внутренней силой. Никогда не помню, чтобы он о ком-нибудь говорил плохо или что-то отрицал. Он был из тех, кто умел принимать жизнь. Светлая память», — отметил Аствацатуров.

По словам Анастасии Принцевой, Борис Аверин скончался в ночь с 3 на 4 января в реанимации — от двустороннего воспаления легких. «У Павла Флоренского есть эссе об именах, где говорится, что не только имя, но и фамилия человеку важны и даются не случайно. Эта теория справедлива по отношению к Борису Валентиновичу. В его фамилии — Аверин — даны вера и чистота. Я познакомилась с ним, будучи студенткой филфака, и этот человек сделал меня мной. Думаю, то же самое могут сказать многие другие». Как отмечает Принцева, Аверину было не абсолютно не важно, что он был красавцем, дворянином, эстетом с прекрасным голосом и удивительным остроумием: «На самом деле, он всегда говорил об одном — о смерти как о смысле жизни. О том, что жизнь дана взаймы, и ты только и должен думать, что тебе одолжили, и ты должен это возвращать».

Борис Аверин родился в 1942 году в Калининской (ныне — Тверской) области, школу окончил в Петродворце. Филолог считается одним из крупнейших знатоков этого пригорода и посвятил ему цикл телепередач «Неизвестный Петергоф». В 1962 году Аверин окончил геофизический факультет Ленинградского арктического училища, позже работал в Ленинградском арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте. Как вспоминал сам учёный в интервью sobaka.ru, гуманитарными науками он увлёкся в студенчестве, во время зимовки на Земле Франца-Иосифа: «Я прочел невероятное количество книг, потому что там была библиотека, вывезенная из особняка баронессы Икскуль. Одна из них — «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Эта книга показалась мне верхом интеллектуализма… Постепенно меня все больше стал занимать вопрос о соотношении рационального и иррационального в мире и человеке, о возможностях науки и о том, что для нее недоступно. Я вдруг разочаровался в точных дисциплинах, хотя уважение к ним никогда не исчезало». В 1963 году Борис Аверин поступил на заочное отделение филфака ЛГУ, в 1974 году окончил аспирантуру и начал преподавать, докторскую диссертацию защитил в 1999 году.

В сферу научных интересов филолога входила русская литература рубежа XIX и XX веков. Аверин написал монографию «Дар Мнемозины: (Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции)», выступил научным редактором книг «И. А. Бунин: Pro et contra», «В. В. Набоков: Pro et contra» и других, написал комментарии к ряду набоковских произведений, например, «Защите Лужина» и «Машеньке».

В последние годы Борис Аверин стал одни из самых известных лекторов-интеллектуалов Петербурга. Он выступал с лекциями о любви, автобиографиях русских писателей и даже об облаках в «Охта Lab», квартире Кости Кройца, на Новой сцене Александринского театра и в других популярных публичных пространствах города.

О времени и месте прощания с Борисом Авериным станет известно после 6 января.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Он создал Матисса и Пикассо»: выставка Щукина в Эрмитаже в 10 фактах от ее кураторов

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» — финал грандиозного проекта показа коллекций крупных российских собирателей Щукина и Морозова. Их собрания в первой половине ХХ века формировали Государственный музей нового западного искусства в Москве

Статьи

>