
Петербуржцам расскажут о значении облаков в нашей жизни
Версия для печати
С 14 февраля по 10 марта даже крыша Новой сцены Александринского театра не сможет заслонить для посетителей небо. Слушатели лекций филолога, набоковеда Бориса Аверина изучат... атлас облаков. В зал вплывут облака перламутровые и серебристые, облака Аристотеля, Пушкина и Маяковского, тучи из стихотворений XVIII века и современной русской прозы. Гости научатся предсказывать по облакам погоду и узнают их названия на латыни.
Борис Аверин – один из самых популярных спикеров-интеллектуалов современного Петербурга. Филолог, набоковед, профессор СПбГУ, он часто выступает с лекциями о Набокове, Бунине, Толстом и других писателях Серебряного века. Но с 14 февраля до 10 марта Аверин предстанет в необычном амплуа. Он прочитает небольшой курс лекций об облаках.
Небесными явлениями Аверин начал увлекаться ещё в дофилологическом и совсем юном возрасте. В 1962 году Борис Валентинович окончил геофизический факультет Ленинградского арктического училища и десять лет проработал старшим инженером Ленинградского арктического и антарктического научно-исследовательского института. Там Аверину впервые выдали атлас облаков – иллюстрированную книгу с классификацией туч. Молодой человек помнил наизусть названия больше 300 видов облаков на латыни и пользовался этими знаниями для определения погоды.
«Новый цикл Борис Аверин подготовил впервые, объединив свои научные знания об облаках с пониманием их поэтики в литературе», – отмечают организаторы события, культурно-образовательный проект «Случай сюда».
Петербуржцы смогут услышать три лекции.
14 февраля Борис Аверин расскажет об «Истории изучения облаков и облака в нашей жизни». Гости смогут узнать о книге «О небе» Аристотеля, выучить названия облаков на греческом и латыни, понять, чем перламутровые облака отличаются от серебристых, и как по ним можно предсказывать погоду.
28 февраля предстоит поговорить об «Облаках в русской поэзии» – от стихотворений XVIII века до «Облака в штанах» Маяковского.
10 марта лектор поведает об «Облаках в русской прозе» - у Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Бунина.
Цикл состоится на Новой сцене Александринского театра (набережная Фонтанки, 49). Начало лекций – в 19.30.
Цена билета – 500 рублей, студентам – 250 рублей.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+
-
В Павловском парке пройдет большой джазовый weekend
Фестиваль «Павловский кофе-джаз» возвращается в Павловск 20–21 сентября. Фанатов джазовых импровизаций — свинга и бибопа, новоорлеанского и фьюжен-джаза — ждут концерты, лекции, мастер-классы и, конечно, кофе. Вход по билету в парк. 0+
-
Осенний фестиваль фонтанов в Петергофе: вальсы, марши, фейерверк
20 и 21 сентября в Нижнем парке в Петергофе пройдет традиционный «Осенний фестиваль фонтанов». Праздник, посвященный возрождению Петергофа после оккупации, продлится оба выходных дня — в субботу и воскресенье — с 9:00 до 21:00.
-
В Михайловском замке откроется выставка Григория Гукасова
Григорий Гукасов — петербургский художник академической школы, ученик Андрея Мыльникова. На выставке вы увидите более сорока живописных работ, эскизы, этюды, скульптуру. Художник, обращаясь к историческому прошлому, объединяет свои работы цитатой из «Повести временных лет»: «Мы от рода русского…».
-
Фестиваль медиаискусства Digital Rain обрушит на Петербург потоки — цифровые
С 25 по 28 сентября в Петербурге пройдет новый международный фестиваль медиаискусства Digital Rain. Зрелищную программу из 20 аудио-визуальных инсталляций, видеоарта, цифровых перформансов, звуковых работ, проектов с дополненной реальностью, завершат образовательная программа и музыкальная от команды m_division, создателей фестиваля GAMMA.
-
В Музее Фаберже покажут современное искусство Нижегородской области
На выставке в Музее Фаберже вы увидите более ста двадцати работ: живопись, графику, фотографию, скульптуру, объекты. Это предметы из частных коллекций и мастерских художников, а также из совместной дебютной коллекции бренда «Хохлома» с дизайнером Алёной Ахмадуллиной. Организаторы делают акцент на работах молодых художников, в которых видят особый гуманистический характер.

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47