На вручении Европейской театральной премии в Петербурге режиссёры устроили демарш. Они поддержали Серебренникова

17 ноября 2018, 20:59
Версия для печати Версия для печати

Церемония вручения Европейской театральной премии в Петербурге 17 ноября превратилась в плохо завуалированную полемику между Министерством культуры и лауреатами премии. Министр Владимир Мединский призвал российские театры равняться на Александринку и её художественного руководителя Валерия Фокина. Сам Фокин присоединился к словам других режиссёров, публично поддержавших Кирилла Серебренникова.

Вручение проводилось на основной сцене Александринкого театра. Владимир Мединский поздравил Валерия Фокина с присуждением премии: «Фокин создал то, что требуется современному театру. Все российские театры должны равняться на Александринку в Год театра, искать тот самый симбиоз, то сочетание классики и нового пути. Наша страна должна быть достойна памяти Станиславского и Немировича-Данченко», — заявил министр. После этого слово перешло к самим награждаемым.

Польский режиссер Ян Клята первым сказал об отсутствующих режиссерах, швейцарце Мило Рау и россиянине Кирилле Серебренникове. Один не смог принять премию в этом году из-за трудностей в получении российской визы, другой — в 2017-м из-за домашнего ареста. «Я мог бы много сказать сейчас, но мне кажется, что мой язык под домашним арестом, поэтому буду молчать», — сказал Ян Клята. 

Португальский режиссер Тьяго Родригес прочитал 30-й сонет Шекспира в переводе Маршака на русском и посвятил его Кириллу Серебренникову. Отсутствующий Мило Рау адресовал присутствующим на премии письмо, которое зачитал театральный критик Жорж Баню. Текст также был опубликован в Facebook российского театрального критика Марины Давыдовой . «Как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более, чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению», — написал Рау. Он, кроме того, подчеркнул, что причины неполучения российской визы могут быть политическими: «С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера «Московских процессов», в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну – будь то «Манифеста» фестиваль «Золотая Маска» или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы».

Лев Додин, художественный руководитель МДТ, заявил со сцены: «После письма Мило Рау интонация премии меняется. Мне кажется принципиально важным, что Европейская театральная премия продолжает развиваться и поддерживает идею Джорджа Стрелера о братстве наперекор всем политическим моментам, несмотря на то, что мир склонен забывать о таких словах, как доброта и гуманизм. Мы все здесь выражаем надежду на справедливое разрешение судебного процесса над нашим коллегой Кириллом Серебренниковым. Надеюсь, что он очень скоро сможет вернуться к творческой работе и использовать свой трагический опыт, хотя и наш трагический опыт от этого прибавился. Российское театральное сообщество проявило единодушие и сплоченность в защите Кирилла и протесте о том, что делается против художника».

Сам лауреат премии Валерий Фокин прокомментировал высказывания других участников церемонии: «Мои коллеги все точно сказали про то, как мы живем и что делать».

Напомним, режиссер Кирилл Серебренников не получил присужденную ему в 2017 году Европейскую театральную премию в связи с домашним арестом и делом «Седьмой студии».

Европейская премия — самая престижная театральная награда Европы. В 2018 году она проходила в Петербурге в рамках Культурного форума, с 13 по 17 ноября. О том, что какие спектакли были привезены на премию, вы можете узнать в гиде «Фонтанки».

P.S.: Как отмечают гости, присутствовавшие на премии и слушавшие через наушники синхронный перевод речей иностранных режиссёров на русский, имени Кирилла Серебренникова в переводе письма Мило Рау не прозвучало.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Серебренникову могут вручить Европейскую театральную премию. Переговоры с российским правосудием ведутся

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>