На вручении Европейской театральной премии в Петербурге режиссёры устроили демарш. Они поддержали Серебренникова

Церемония вручения Европейской театральной премии в Петербурге 17 ноября превратилась в плохо завуалированную полемику между Министерством культуры и лауреатами премии. Министр Владимир Мединский призвал российские театры равняться на Александринку и её художественного руководителя Валерия Фокина. Сам Фокин присоединился к словам других режиссёров, публично поддержавших Кирилла Серебренникова.
Вручение проводилось на основной сцене Александринкого театра. Владимир Мединский поздравил Валерия Фокина с присуждением премии: «Фокин создал то, что требуется современному театру. Все российские театры должны равняться на Александринку в Год театра, искать тот самый симбиоз, то сочетание классики и нового пути. Наша страна должна быть достойна памяти Станиславского и Немировича-Данченко», — заявил министр. После этого слово перешло к самим награждаемым.
Польский режиссер Ян Клята первым сказал об отсутствующих режиссерах, швейцарце Мило Рау и россиянине Кирилле Серебренникове. Один не смог принять премию в этом году из-за трудностей в получении российской визы, другой — в 2017-м из-за домашнего ареста. «Я мог бы много сказать сейчас, но мне кажется, что мой язык под домашним арестом, поэтому буду молчать», — сказал Ян Клята.
Португальский режиссер Тьяго Родригес прочитал 30-й сонет Шекспира в переводе Маршака на русском и посвятил его Кириллу Серебренникову. Отсутствующий Мило Рау адресовал присутствующим на премии письмо, которое зачитал театральный критик Жорж Баню. Текст также был опубликован в Facebook российского театрального критика Марины Давыдовой . «Как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более, чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению», — написал Рау. Он, кроме того, подчеркнул, что причины неполучения российской визы могут быть политическими: «С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера «Московских процессов», в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну – будь то «Манифеста» фестиваль «Золотая Маска» или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы».
Лев Додин, художественный руководитель МДТ, заявил со сцены: «После письма Мило Рау интонация премии меняется. Мне кажется принципиально важным, что Европейская театральная премия продолжает развиваться и поддерживает идею Джорджа Стрелера о братстве наперекор всем политическим моментам, несмотря на то, что мир склонен забывать о таких словах, как доброта и гуманизм. Мы все здесь выражаем надежду на справедливое разрешение судебного процесса над нашим коллегой Кириллом Серебренниковым. Надеюсь, что он очень скоро сможет вернуться к творческой работе и использовать свой трагический опыт, хотя и наш трагический опыт от этого прибавился. Российское театральное сообщество проявило единодушие и сплоченность в защите Кирилла и протесте о том, что делается против художника».
Сам лауреат премии Валерий Фокин прокомментировал высказывания других участников церемонии: «Мои коллеги все точно сказали про то, как мы живем и что делать».
Напомним, режиссер Кирилл Серебренников не получил присужденную ему в 2017 году Европейскую театральную премию в связи с домашним арестом и делом «Седьмой студии».
Европейская премия — самая престижная театральная награда Европы. В 2018 году она проходила в Петербурге в рамках Культурного форума, с 13 по 17 ноября. О том, что какие спектакли были привезены на премию, вы можете узнать в гиде «Фонтанки».
P.S.: Как отмечают гости, присутствовавшие на премии и слушавшие через наушники синхронный перевод речей иностранных режиссёров на русский, имени Кирилла Серебренникова в переводе письма Мило Рау не прозвучало.
Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36