На вручении Европейской театральной премии в Петербурге режиссёры устроили демарш. Они поддержали Серебренникова

Церемония вручения Европейской театральной премии в Петербурге 17 ноября превратилась в плохо завуалированную полемику между Министерством культуры и лауреатами премии. Министр Владимир Мединский призвал российские театры равняться на Александринку и её художественного руководителя Валерия Фокина. Сам Фокин присоединился к словам других режиссёров, публично поддержавших Кирилла Серебренникова.
Вручение проводилось на основной сцене Александринкого театра. Владимир Мединский поздравил Валерия Фокина с присуждением премии: «Фокин создал то, что требуется современному театру. Все российские театры должны равняться на Александринку в Год театра, искать тот самый симбиоз, то сочетание классики и нового пути. Наша страна должна быть достойна памяти Станиславского и Немировича-Данченко», — заявил министр. После этого слово перешло к самим награждаемым.
Польский режиссер Ян Клята первым сказал об отсутствующих режиссерах, швейцарце Мило Рау и россиянине Кирилле Серебренникове. Один не смог принять премию в этом году из-за трудностей в получении российской визы, другой — в 2017-м из-за домашнего ареста. «Я мог бы много сказать сейчас, но мне кажется, что мой язык под домашним арестом, поэтому буду молчать», — сказал Ян Клята.
Португальский режиссер Тьяго Родригес прочитал 30-й сонет Шекспира в переводе Маршака на русском и посвятил его Кириллу Серебренникову. Отсутствующий Мило Рау адресовал присутствующим на премии письмо, которое зачитал театральный критик Жорж Баню. Текст также был опубликован в Facebook российского театрального критика Марины Давыдовой . «Как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более, чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению», — написал Рау. Он, кроме того, подчеркнул, что причины неполучения российской визы могут быть политическими: «С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера «Московских процессов», в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну – будь то «Манифеста» фестиваль «Золотая Маска» или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы».
Лев Додин, художественный руководитель МДТ, заявил со сцены: «После письма Мило Рау интонация премии меняется. Мне кажется принципиально важным, что Европейская театральная премия продолжает развиваться и поддерживает идею Джорджа Стрелера о братстве наперекор всем политическим моментам, несмотря на то, что мир склонен забывать о таких словах, как доброта и гуманизм. Мы все здесь выражаем надежду на справедливое разрешение судебного процесса над нашим коллегой Кириллом Серебренниковым. Надеюсь, что он очень скоро сможет вернуться к творческой работе и использовать свой трагический опыт, хотя и наш трагический опыт от этого прибавился. Российское театральное сообщество проявило единодушие и сплоченность в защите Кирилла и протесте о том, что делается против художника».
Сам лауреат премии Валерий Фокин прокомментировал высказывания других участников церемонии: «Мои коллеги все точно сказали про то, как мы живем и что делать».
Напомним, режиссер Кирилл Серебренников не получил присужденную ему в 2017 году Европейскую театральную премию в связи с домашним арестом и делом «Седьмой студии».
Европейская премия — самая престижная театральная награда Европы. В 2018 году она проходила в Петербурге в рамках Культурного форума, с 13 по 17 ноября. О том, что какие спектакли были привезены на премию, вы можете узнать в гиде «Фонтанки».
P.S.: Как отмечают гости, присутствовавшие на премии и слушавшие через наушники синхронный перевод речей иностранных режиссёров на русский, имени Кирилла Серебренникова в переводе письма Мило Рау не прозвучало.
Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.