
«Девушка, которая застряла в паутине»: Запоздалая удача

В кинотеатрах показывают «Девушку, которая застряла в паутине» — новую экранизацию серии бестселлеров «Миллениум». Британке Клэр Фой удалось сделать то, чего не удавалось её предшественницам по главной роли. Благодаря её человечности крепкий орешек под названием «скандинавский детектив», наконец, расколот.
Едва ли не самый успешный сегмент книжного рынка, скандинавские детективы, до сих пор парадоксально не имел достойных экранных версий. Парадоксально — потому что по природе своей они страшно кинематографичные; достаточно только разыграть сюжет, прочесть текст — и захватывающее зрелище готово. Тем не менее все подходы к книжкам Стига Ларссона, Ю Несбе или любого другого их коллеги рангом повыше кончались пшиком. И шведская экранизация «Миллениума», и версия «Девушки с татуировкой дракона» от Дэвида Финчера, и недавний «Снеговик» Томаса Альфредсона были провалами: в одних случаях досадными, в других — не очень. Тем более удивительно, что в сериальном формате подобный материал живет и процветает: есть первоклассный британский «Валландер» по мотивам романов Хеннинга Манкеля, да еще и с Кеннетом Брана в главной роли. Есть отличные «Оккупированные» по сценарию Ю Несбё: про то, как Норвегию захватили русские и стали качать из нее нефть (злодейку-гауляйтера играет Ингеборга Дапкунайте).
Есть соблазн объяснять то, что на сей раз экранизация удалась, плевым материалом: «Паутина» написана не автором «Миллениума» Стигом Ларссоном, не дожившим до мировой славы. Её придумал Давид Лагеркранц: как и Ларссон, журналист. Только, в отличие от него, литератор совершенно технический: писал биографии спортсменов, звезд с неба не хватал. Но и у Лагеркранца, и у Ларссона главное — не сюжет. Он более чем заурядный. Здесь, как и в оригинальной трилогии, хакер Лисбет Саландер и журналист Микаэль Блумквист пытаются спасти мир от очередной цифровой угрозы, а заодно наказать жуликов и воров. В данном случае Лисбет по заказу раскаявшегося программиста крадет созданную им программу управления всем ядерным оружием планеты. Мафия, конечно, у хрупкой барышни программу отбирает. В сотрудничестве с коррумпированными чиновниками, куда без них.
Самый сок фильма — не в общих очертаниях, а в деталях. И здесь они как никогда кинематографичны, на экране выглядят куда круче, чем читаются на страницах. Да и сценарист Стивен Найт — не чета технарю Лагеркранцу. Он создал «Порок на экспорт», «Грязные прелести», сериал «Табу», наконец. И умеет разложить в сюжете сильные, эффектные ходы. Лисбет преследует агент американских спецслужб, девушка-хакер прячется в своём убежище, агент уже близко, Лисбет глядит в монитор, агент распахивает дверь — бац, никого. Такого саспенса в «Паутине» — вагон и маленькая тележка.
Попаданием оказался и выбор режиссера: продюсер Скотт Рудин мог бы в очередной раз призвать гения инди-кино, вроде Финчера, или скандинавского сумрачного визионера ранга Альфредсона. Но выбрал Федерико Альварес, честного и азартного мастера ужастиков, лишенного всяких претензий и очень техничного. Он ловко и легко стилизует «Паутину» не под Бергмана, как делали его предшественники, а под стандартные страшилки. Лёд, полярная ночь, облупившиеся стены, стальные двери — всё это отлично создаёт нужную атмосферу, холодную и безжизненную. Тоже важную часть успеха скандинавских детективов.
Но самый значительный вклад в успех общего дела внесла Клэр Фой. За уходящий год она успела быстро стать мегазвездой, это уже четвертая ее заметная роль в полном метре, не говоря уже о сериале «Корона». Но именно в «Паутине» понятно, почему актриса настолько востребована — и будет оставаться такой дальше, хочется верить. Она обладает удивительным умением делать живыми, знакомыми, осязаемыми любых персонажей. Самых картонных и дурно прописанных. Лисбет во всех прошлых экранизациях просто соответствовала описанию из книжки. Руни Мара и Нуми Рапас (хорошая скороговорка может выйти) играли чернявых замарашек в татуировках. Больше об их героинях сказать было нечего. Фой внешне стандартам девочки-хакера не соответствует. Светлоглазая, хрупкая, childish, что называется. Но ее Лисбет — самая живая. Она не просто топает по дизайнерским лофтам и мочит мужиков электрошоком по яйцам. Она сомневается, боится, она влюблена, у нее за плечами травмы и страхи. Это ровно то, что есть в героях скандинавских книжек: сыщики — алкаши и психопаты; по убийцам плачет не тюряга, а психоаналитик. Этот мир населен живыми характерами, а не пешками и ладьями.
Кино до сих пор пыталось разыграть эти человеческие истории как шахматную партию. Очевидным образом терпело фиаско. Теперь, наконец, удалось показать такую Лисбет, а вместе с ней и всю историю, которая обеспечила мировой успех «Миллениуму». Жалко, правда, что с первой успешной экранизацией так опоздали — лет на десять. Но, может, теперь тот же ключик подойдет к северным хитам нового поколения — романам Кнаусгарда, пьесам Фоссе. Там материала хватит еще очень надолго.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36