“Снеговик”: Северный след
В кинотеатрах – «Снеговик», экранизация популярнейшего норвежского детектива Ю Несбё, снятая автором «Впусти меня» с Майклом Фассбендером в главной роли. Почти наверняка она разочарует поклонников – и писателя, и актера.
Томас Альфредсон оказался в плену успешного дебюта. После одного из лучших триллеров в истории кино, «Впусти меня», он не только вошел в высшую лигу европейского кино, но и попал в капкан: вечно теперь будут от него ждать чего-то похожего. Среди прочих плодов славы, Альфредсон перекочевал из родной Норвегии в Британию и снял там «Шпион, выйди вон», нашпигованный звездами заторможенный шпионский триллер по роману Джона Ле Карре. Теперь совместил: «Снеговик» снят в Норвегии и на скандинавский сюжет, но на английском языке и с оравой лучших британских и американских актеров.
«Снеговика» Ю Несбё многие наверняка читали. Детектив правда отличный, лучшее, за чем можно скоротать долгий зимний вечер. Инспектор-алкоголик Харри Холле ищет первого в истории крохотной Норвегии маньяка-убийцу, который убивает замужних женщин. Внутри книжки – не только захватывающий сюжет и отлично прописанная интрига, но и множество богатых, объемных характеров: от самого Холе до подозреваемых, врачей, ученых, домохозяек, изнывающих от тоски. Есть и сильные образы. В общем, высокая литература. К тому же, кинематографичная.
Первые, кого в «Снеговике» ждет облом – как раз преданные читатели Несбё. Сюжет романа здесь значительно перекроен: команда сценаристов во главе с опытнейшим Хуссейном Амини его разобрала на составляющие и заново свинтила. Исчезли многие сильные персонажи — вроде буйных телевизионщиков. Медиамагнат-злодей усох до простого богача-самодура. В общем, галерея сильных и объемных персонажей заметно поредела.
Недовольны почти точно будут и те, для кого кино — искусство, в первую очередь, актерское. Залог успеха «Снеговика» — Майкл Фассбендер, актер, просто не умеющий быть заурядным. Здесь он тоже вкачивает в образ столько объема, сколько может. Чертыхается, спотыкается, прикладывается к бутылкам водки и стаканчикам с кофе с неописуемой грацией.
Фото: скриншот видео
Остальные звезды — их тут навалом — остаются персонажами даже не эпизодическими. Так, мелькающими картинками. Шарлотта Генсбур в роли невротичной домохозяйки только и успевает, что пройтись туда-сюда, виляя бедрами. Вэл Килмер в роли сыщика Герта Рафто красуется, как умеет, играет зверюгу, дикого медведя. Но длится это тоже секунд десять, после чего актер и его герой с экрана навсегда пропадают. Даже такая мощная актриса как Хлоя Севиньи мелькает лишь пару раз. Пусть и досталась ей роль двух сестер-близняшек — на экране она попросту не успевает ничего толком сыграть. То же самое с Тоби Джонсом — пятисекундный диалог, из которого ничего не вытянуть, и Джей Кей Симмонсом — в образе богача Степа он только и успевает, что изобразить скромное очарование буржуазии.
Кому тут суровый Альфредсон дает разгуляться, так это оператору Диону Биби, создателю «Чикаго» и «Мемуаров гейши». Тот упивается всем, что попадает в объектив: фьордами, снегом, льдом, целую минуту проводит экскурсию по парку Вигеланда в Осло, подсвечивает расчлененку разными цветами, играет с неожиданными ракурсами.
Фото: скриншот видео
Такой счастливый союз режиссера и оператора — лишнее подтверждение: Альфредсон для англоязычного кино всё ещё инородное тело. Он — автор, индивидуалист. И силён в этом смысле в родной тихой Швеции — с ее богатой традицией режиссеров-сатрапов, от Шестрема до Мудисона. Англоязычное кино в виду своей универсальности — командная игра, а не сольная партия. Играть в команде Альфредсон не умеет и не желает. Отсюда — странная монотонность «Шпиона».
Даже для такой вегетарианской и авторской студии, как британская Working Title (там терпели и Дерека Джармена с его эстетством, и еще много кого) Альфредсон – перебор. На студии его наверняка простят и забудут провал «Снеговика» как неудобный казус. Бывает, не желает режиссер работать с актерами, писательские амбиции сильнее таланта экранизатора. Публика ничего не прощает. За такое обращение с текстом Нёсбе и актерскими образами — Фассбендера, Джонса, Генсбур, Севиньи — можно после показа и по морде схлопотать. Авторы авторами, а для широкой аудитории кино как было, так и осталось искусством актерским.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30