Фото: Чумичев Александр,Шогин Александр/ТАСС

«Экспертиз требуют наши глаза». Откуда взялась на аукционе анкета Цоя о вступлении в рок-клуб

10 октября 2018, 19:08
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка» показывает, как выглядела настоящая анкета Цоя о вступлении в рок-клуб, и предполагает, откуда взялся второй экземпляр, выставленный на продажу.

Анкету Виктора Цоя о вступлении в Ленинградский рок-клуб принесла в антикварный магазин «Старый альбом» петербурженка, которая не пожелала называть своего имени. На узком листке неровным почерком указан домашний адрес на проспекте Ветеранов, перечислены любимые группы («Аквариум», «Зоопарк», Dead Can Dance и другие) и написана ключевая фраза: «Прошу принять меня в члены рок-клуба».

Откуда взялась анкета, дама не уточнила. Зато рассказала о происхождении другого предмета — книги «Детектив и политика» с подписью Цоя — также перекочевавшего в антикварный магазин. Том в зелёной обложке лидер «Кино» якобы подписал во время концерта. Обладательнице раритета удалось попасть за кулисы и получить автограф благодаря тете, которая в советские времена работала в «Росленконцерте».

У владельца «Старого альбома» Михаила Воронина сомнений в подлинности экспонатов нет. Их выставят на торги столичного аукционного дома «Литфонд» 27 октября — возможно, вместе с ещё двумя лотами, связанными с Цоем, рассказал «Фонтанке» Воронин. Ранее здесь продали паспорт Цоя за 9 миллионов рублей, а также записную книжку и автограф музыканта.

А вот у одного из старожилов Ленинградского рок-клуба, автора «Рок-энциклопедии» Петербурга Андрея Бурлаки сомнения в подлинности анкеты, наоборот, возникли. И ими он поделился с «Фонтанкой».

— Это совершенно исключено, потому что анкета о вступлении Цоя в рок-клуб лежит у меня дома! По крайней мере, вчера она точно там лежала. Это вранье какое-то, — прокомментировал Бурлака, но отказался предоставить хотя бы фотографию бумаги, заявив, что она спрятана в надёжном месте.

Как выглядит анкета из коллекции Бурлаки, «Фонтанке» помог узнать журналист и писатель Виталий Калгин, автор нескольких книг о группе «Кино». Он отправил нам скан-копию того самого документа.

— Скан был выложен несколько лет назад на сайте Рашида Нугманова. Оригинал Андрей Бурлака передавал в издательство «Амфора», когда готовил книгу в 2012 году. Очевидно, что кто-то из работников издательства «подрезал» скан и выложил в Интернет, — объясняет Калгин.

Мог ли Цой заполнять две анкеты

Не нужно быть экспертом по почеркам или антикваром, чтобы заметить, что две анкеты даже близко не похожи друг на друга. Бумага из «Старого альбома» напечатана на типографском бланке, экземпляр из коллекции Бурлаки — набран фиолетовыми чернилами на печатной машинке. «Староальбомовская» анкета датируется 1985 годом, причём Цой вступает в рок-клуб как участник «Кино» и «Поп-механики». Экземпляр же Бурлаки подписан 1981 годом, в графе «Группа» выведено: «Гарин и гиперболоиды», зачёркнуто и дописано: «Кино».

Как такое могло произойти?

— Первые три года анкеты были машинописными: девочки-машинистки их распечатывали, музыканты заполняли, и листки подшивались в соответствующую папку. Потом, года с 1985-го, появились типографские анкеты — как раз такую сейчас выставляют на продажу, — объясняет Андрей Бурлака.

Эксперт подозревает, что кто-то нашёл пустой бланк и решил на этом подзаработать, вписав туда данные Цоя. У Бурлаки есть и другие доводы о том, почему анкета из «Старого альбома» — не подлинная:

— Во-первых, анкеты заполняли при вступлении в рок-клуб один раз. Так как Цой вступил туда только однажды, с группой «Гарин и гиперболоиды», которая стала потом называться «Кино», то и анкета у него была одна. Во-вторых, это совершенно не похоже на почерк Цоя. Я помню, как Витя писал, дома у меня есть его автографы. Во-третих, там почему-то написано «Поп-мех», но члены «Поп-механики» в рок-клубе не состояли. В-четвертых, на каждой анкете внизу была резолюция: совет рок-клуба рассматривал анкету и принимал артистов. А на «анкете 1985 года» никакой резолюции нет.

Виталий Калгин не так строг к находке «Старого дома». Почерк в «аукционной» анкете «похож на цоевский», хотя сама подпись музыканта и не кажется достоверной.

— Сам я больше склоняюсь к тому, что анкета настоящая, однако могла быть заполнена не Цоем, а Марьяной Цой, — отмечает Калгин.

Возможность того, что Цой дважды вступал в рок-клуб, не отрицает и бывший секретарь Ленинградского рок-клуба Ольга Слободская. Это могло понадобиться, например, чтобы получить дополнительные билеты на концерты на группу.

— Я сама работала с анкетой Цоя и помню этот небольшой листок, он обрезан по левому краю. Надпись в верхнему углу сделала я сама — в 1980-е. Вряд ли они еще и мой почерк решили подделать, — считает Слободская.

Версия о том, что анкету заполняла Марьяна, а не Виктор Цой, также кажется секретарю вполне правдоподобной:

— Рок-клуб — это была организация неформальная во всех смыслах слова. Марьяна была директором группы, и, когда возникла необходимость заполнить анкету повторно, вполне могла это сделать. Не было такого: "Сидите и лично заполняйте", мы же не в КГБ работали.



Фото: скриншот "Фонтанки"

Чтобы расставить точки над i, «Фонтанка» показала обе анкеты экспертам-почерковедам. Помочь в этом согласились в «Автономном центре экспертно-правовых исследований» на улице Александра Невского. Мы спросили, какова вероятность того, что два этих документа заполнены рукой одного и того же человека. Однако ответ оказался не слишком конкретным. Специалисты выявили как «совпадения признаков», так и «различия», обратили внимание на «аналогичную по графике исполнения номограмму», однако от однозначного вывода воздержались.

«Лучше Цой, чем Залдостанов»

Какие ещё предметы, связанные с именем лидера «Кино», могут оказаться на аукционах, и откуда в последние годы такой массовый интерес к вещам Цоя, «Фонтанка» поинтересовалась у экспертов.
Если верить Андрею Бурлаке, то едва ли Цоя можно считать мажором:

— У него вещей-то особых не было. Когда переехал жить от Марьяны в Москву — взял вещи только носильные. Автографы, письма, записочки могут всплыть. За последние два года жизни он мог дать много автографов.

По словам Виталия Калгина, большая часть имущества легендарного музыканта принадлежит его родным — отцу Роберту Цою, сыну Александру, Наталье Разлоговой. Однако любопытные экспонаты на аукционах всё-таки могут всплыть:

— Руководству «Литфонда» предлагалась к продаже медкарта Виктора Цоя. Упоминались так же тексты объяснительных Михаила Науменко и Виктора Цоя, написанные в Киеве после задержания в 1985 году. Возможно, найдутся еще какие–то артефакты, например, знаменитое пальто-шинель Цоя, которое некие фанаты выпросили у Наталии Разлоговой якобы для создания восковой фигуры музыканта в 1991 году.

«Цоевскими вещами» пестрят и сайты вроде «Мешка» или «Авито», но искать там раритеты нужно с осторожностью, предупреждает Калгин:

— В 2015 году некий человек из Уфы пытался продать фотографию Виктора Цоя с подписью и датой на обратной стороне, утверждая, что это фото его деду подарил сам Цой в 1981 году. На снимке работы Анатолия Азанова, действительно, Цой… Однако выступающий на концерте, посвященном 25-летию The Beatles в московском ДК имени Курчатова 17 мая 1987 года. И таких забавных ситуаций очень и очень много.

Виталий Калгин особенного «хайпа» вокруг музыканта не видит. Цой — культовая фигура, и интерес к нему высок всегда, считает Калгин. А вот Андрей Бурлака всё-таки замечает «волну истерии» вокруг рок-героя и предполагает, что её могло спровоцировать «Лето» Кирилла Серебренникова — «при всех его плюсах и минусах, первый фильм, где автор попытался интерпретировать биографии нашего поколения».

Впрочем, и у «Лета» были свои причины появиться, которые Бурлака объясняет так:

— Сегодня (в России — Прим.Ред.) — эрзац-культура, фальшивая насквозь, и мы на этом фоне остаёмся совершенно иными. Настоящими. В сегодняшнем обществе нет действительно достойных героев. Те, кого нам называет тошнотворная идеология, — не герои, а приспособленцы, карьеристы. Цой ведь почему стал популярным? Он, в отличие от остальных рок-звёзд, был практически ровесником аудитории, был плоть от плоти этих мальчиков и девочек, одного с ними мироощущения. Такого Цоя у нынешнего молодого поколения нет. Нет тех, к кому можно обратиться за советом, посмотреть, цитируя Маяковского, «делать жизнь с кого». Так что молодёжь смотрит на Цоя. Лучше пусть на него, чем на Залдостанова.

Подлинность находки эксперты «Литфонда» обещают подтвердить или опровергнуть до 13 сентября. К этому времени на сайте компании будет вывешен каталог готовящегося аукциона, куда либо включат, либо не включат анкету Цоя.

Алексей Нимандов, Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Подлинная история потерянного паспорта Виктора Цоя, который продали с аукциона

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Чайный гриб как посредник любви. В Петербурге появилась резиденция «научного искусства»

ИТМО открыл для публики новое пространство AIR — там будут проходить выставки по направлению science art и открытые учебные занятия. Первыми показывают дипломные работы студентов этой программы

Статьи

>