«Залы-то пустые. Скажите, почему?». Что новый директор РНБ тайно рассказал читателям
Новый руководитель петербургской Публички Александр Вершинин кулуарно пообщался с читателями. «Фонтанка» попала на встречу, послушала, как обсуждают кофе в буфете, холод в залах и поступления журналов, — и задала свои вопросы.
— Меня пригласили сотрудники выставки новых поступлений. Хожу туда уже двадцать лет, мне сказали: «Хочешь прийти?», — говорит мужчина профессорского вида в сером пиджаке.
— Я — аспирант, постоянно бываю в Публичке, мне о встрече рассказали библиотекари, — говорит парень лет двадцати пяти, тоже одетый в деловом стиле.
Оба 18 сентября направляются в выставочный зал Российской национальной библиотеки (РНБ) на Московском проспекте. Здесь новый генеральный директор Александр Вершинин назначил первую встречу с читателями. Информация об этом не публиковалась ни на сайте Публички, ни в её новостных рассылках. Обозреватель «Фонтанки», узнав о событии от знакомых, не смог не воспользоваться шансом — благо, читательский билет РНБ всегда с собой.
Читателей собралось не больше десяти — все вместе с директором уместились за круглым зелёным столом. За спиной гостей возвышались картонные конструкции текущей выставки о русских пословицах и поговорках. Ещё несколько рядов стульев заняли около двадцати сотрудников Публички. Но во время события в зал заходили новые и новые гости. Так что тезис о том, что в эпоху интернета традиционные способы распространения информации (и сарафанное радио) никто не отменял, получил подтверждение.
Александр Вершинин начал встречу с признания — только что три часа ходил по новой очереди РНБ.
— Больше четырёх километров прошли, — констатировал он, посмотрев на телефон.
Новая очередь — фондохранилище, примыкающее к основному зданию РНБ на Московском. Корпус собирались построить ещё в 1980-е годы, но сроки неоднократно срывались. Многострадальное здание до сих пор не могут полностью включить в работу, хотя официально в эксплуатацию ввели в марте 2018 года.
Фото: Елена Кузнецова, "Фонтанка.ру"
Вершинин поинтересовался у главы отдела фондов и обслуживания Ирины Наумовой, какой адрес у новой очереди, какие рядом с ней находятся улицы. Объяснил директор, и почему ходит без галстука, — раньше, во время работы в Президентской библиотеке, приходилось иметь дело с управлением делами президента и Федеральной службой охраны. Теперь же ситуация вольнее: библиотека хотя и федерального значения, но публичная.
Право говорить и задавать вопросы перешло к читателям. И тут стало заметно, что «бэкграунд» Александра Вершинина сыграл роль в выборе гостей. Первым слово взял доцент юрфака СПбГУ (юрфак ЛГУ окончил в 1983 году Вершинин), специалист по уголовному праву Николай Мацнев. Он посетовал на электронный каталог РНБ, который некоторые посетители называют «топорным», и предложил разделить поисковую выдачу на несколько категорий.
После заговорил один из старейших читателей Публички, профессор Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) Александр Ермичёв. Он посещает книгохранилище с середины 1950-х.
— Я очень люблю нашу библиотеку. Часто работаю в Ленинской библиотеке в Москве. Там больше объем информации, но в остальном РНБ лучшая в России. Для меня трогательно ходить в здание на углу Садовой и Невского, как в храм, намоленное место. Когда я был молодым, туда не всегда пускали студентов. И мне бы как читателю хотелось, чтобы храм остался храмом.
Историческое здание РНБ на площади Островского, согласно новой концепции развития Публички, собираются «приспособить к современному использованию». Корпус пройдёт через ремонт и реставрацию, из него частично вывезут книги. Так было решено при экс-гендиректоре библиотеки Александре Вислом.
Ермичёв беспокоится, что РНБ выписывает меньше журналов, и уже не так просто полистать свежие «Вопросы литературы» или «Вопросы философии». Пополнение фондов, особенно журналами, беспокоило не только профессора РХГА. Доктор экономических наук Александр Селищев волновался из-за исчезновения журнала «Проблемы Дальнего Востока». Читатель, представившийся как Борис Азаров, переживал: «Война на носу, все об этом говорят. Исчезла вся военная периодика».
Тревожились участники разговора и из-за бытовых вопросов.
— Поскольку мы здесь трудимся и отдыхаем, хорошо бы увидеть в кафе кофеварку с хорошим кофе, — заметил Азаров. По словам мужчины, он бывал в Африке и знает толк в этом напитке.
Мнения о качестве кофе разошлись.
— Здесь страшно холодно. Осенью, когда отопление не включили, — очень тяжелый период. Сам я нашёл себе место в одном зале прямо у батареи. Но за него зимой тут гонки, — пожаловался аспирант Петр Бойко.
Впрочем, по большей части читатели всё-таки поздравляли Вершинина с назначением и рекомендовали беречь коллектив Публички, где работают больше тысячи человек.
«Мы должны закрывать дискуссию о двориках между площадью Островского, Невским проспектом, Садовой»
Свои вопросы задала и «Фонтанка» — правда, инкогнито журналиста быстро раскрыли.
— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от визита в новую очередь. Когда она заработает в полную силу?
— Я чувствую, вы даже хотели бы у меня взять интервью. Но давайте так сделаем. Я услышал много интересных вопросов и вижу, что сюда пришли не только читатели, сколько профессионалы. На некоторые (вопросы — Прим. Ред.) невозможно сегодня дать исчерпывающие ответы, а некоторые ставят меня в тупик. Ваши вопросы достаточно глубоки. Давайте специально встретимся и поговорим конкретно, мне надо обобщить свои впечатления о новой очереди. Что касается сегодняшнего разговора, о нём нужно написать в нашем журнале «Национальная библиотека», как минимум. У нас раньше выходил такой сборник, «Хронология событий», где содержательно отражались все события. Нужно отразить все высказанные сегодня напутствия, и не только дифирамбы.
Позже Вершинин подчеркнул, что переезд во вторую очередь — сложнейший: «Здание уже предъявлено миру, но до сих пор не введено в эксплуатацию. Масса вопросов к застройщикам, подрядчикам, как всегда, недофинансирование».
— Как вы видите судьбу исторического здания РНБ в свете предложений приспособить его для современного использования?
— У нас есть общие мотивы, общие потребности. Мы должны бережно сохранять историю, наследие, которые не мы создавали. С этим я буду пытаться жить. Вместе с тем, я вспомнил в интервью «Санкт-Петербургским ведомостям» (первое интервью Вершинина в новой должности — Прим. Ред.), что есть Президентская библиотека. Она открыта в 2009 году историческом здании Синода. И вы, наверняка, не помните, какое существование это здание влачило раньше. После реставрации творение Карла Росси было сохранено. Но внутри, там, где были хозяйственные конструкции, конюшня, дрова, бочки пожарной безопасности, возникло новое архитектурное творение наших зодчих. Там сегодня один из лучших концертных, конференц-залов — колонный. А под этим пространством находится современный мультимедийный комплекс: многофункциональный зал-трансформер. Он позволил Президентской библиотеке объединить все регионы Российской Федерации, тридцать стран. Разве это плохо?
Александр Вершинин вспомнил, как, вернувшись в 1990-е из научной стажировки в Германию, оценивал петербургские дворы-колодцы: «Их можно превратить в новые, удобные пространства для чтения, времяпрепровождения, для хороших кафе».
— Мы должны закрывать дискуссию о двориках между площадью Островского, Невским проспектом, Садовой. Эти дворики непарадные, но, может быть, станут парадными. Это наше наследие, но и новые возможности. Мы будем бережно думать о наследии двадцати архитекторов. Ведь, кстати, здание на площади Островского — не единое, а целый комплекс: каждая эпоха создавала новую постройку. Это выражало потребность в новых фондах. Поэтому библиотека и переехала на Московский проспект, и сейчас процесс продолжается. Мы с вами как старая профессура знаем по своим квартирам: все стены заставлены книгами, и куда от этого деться? Нам нужно искать новые пространства, но и сохранять наследие.
Поинтересовалась «Фонтанка» и мнением Александра Вершинина о скандале в Российской государственной библиотеке с участием Ингеборги Дапкунайте. Ответ об актрисе, вставшей на стол в читальном зале, и политике Публички в отношение арендных мероприятий читайте здесь. Пробравшийся на встречу журналист «Новой газеты» уточнил, придётся ли сотрудникам библиотеки и дальше согласовывать свои комментарии СМИ с пресс-службой.
— Сначала я познакомлюсь, есть ли какие-то правила и ограничения в этом смысле. Я не вижу особых проблем в общении любого гражданина со СМИ. У нас есть Конституция, право на информацию, на свободное выражение мнений, — отметил Александр Вершинин.
Встреча продлилась больше двух часов. Ближе к окончанию новый гендиректор РНБ грустно поинтересовался у читателей: «Вы ходите в эту библиотеку. Но залы-то пустые. Скажите, почему?.. У меня есть доступ к мониторам из разных залов. Сидят один-два человека». Вершинина успокоили: если страна долго глупела, ей настанет время поумнеть. А «дурь пройдёт, и она не вечна».
Журналистов Александр Вершинин пригласил на следующую встречу — «импровизированную, неожиданно назначенную». Где и когда она состоится, гендиректор Публички не уточнил.
Александр Вершинин возглавил Российскую национальную библиотеку в августе 2018 года. Ранее занимал должность директора Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, а до этого работал в торгпредстве России в Германии, занимался исследованиями в области юриспруденции. Вершинин сменил в РНБ Александра Вислого, который за несколько лет руководства Публичкой превратился в одиозную фигуру. Деятельность Вислого не раз попадала в фокус внимания СМИ в связи с обсуждением слияния двух библиотек — петербургской РНБ и московской РГБ, увольнениями и дисциплинарными взысканиями в адрес несогласных с политикой руководителя сотрудников.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 6 — 8 декабря: световое шоу на Дворцовой, чудовища в Эрмитаже и игра с бесконечностью в БДТ
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30