‘ото: ил личного архива ћихаила »дова

ћихаил »дов: ћонеточка Ц новый ÷ой? ћожет, новый ÷ой Ц это ƒуров

25 августа 2018, 21:05
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—ценарист ћихаил »дов "написал" фильм  ирилла —еребренникова «Ћето» о поколении ÷о€, а затем вз€лс€ за новый клип певицы ћонеточки, которой уже пример€ют корону ÷о€ нашего времени. Ќа момент публикации видео на песню «90» набрало уже два миллиона просмотров – меньше, чем за неделю. «ачем мы все врем€ ищем ÷о€ вокруг себ€, о чем все-таки «Ћето», как работал —еребренников под арестом – читайте в интервью «‘онтанке».

— ћихаил, как произошла ваша встреча с творчеством ћонеточки?

— я узнал о ней еще в 2016 году, когда вышел первый ее альбом. ћне он очень понравилс€ концептуально, но по звуку это был такой нью-йоркский антифолк, который € застал еще в нулевых:  имь€ ƒоусон, –егина —пектор так начинали. ¬се это (звучание) было очень узнаваемо и мне не совсем зашло, а вот альбом «–аскраски дл€ взрослых» мне страшно понравилс€, и € его, как и все мои знакомые, весь июнь слушал на повторе. Ќа мен€ выпрыгнула именно песн€ «90» — € ее слушал больше заведомых хитов вроде «Ќет монет» или « аждый раз». », слуша€ в очередной раз, придумал идею именно этого клипа, сн€того от лица человека, который не помнит 90-е и довольствуетс€ мифами о них.  лип должен был выгл€деть как плохо пересказанный фильм «Ѕрат», сн€тый человеком, который не помнит фильм «Ѕрат». “о есть воспроизведение приема плохой пам€ти.
“акие идеи, как правило, приход€т, быстро забываютс€ и уход€т, но тут € загадал себе, что если в течение 5 минут найду адрес ћонеточки, то напишу ей и предложу этот клип. ѕоразительным образом адрес нашелс€, еще более поразительным образом иде€ понравилась, и совсем уже фантастическим образом на нее в течение недели нашлись деньги. » через две недели мы уже были в ѕетербурге и снимали клип.

— ¬ы из Ўтатов прилетели специально в ѕетербург, чтобы сн€ть клип (на момент беседы ћихаил находилс€ в Ћос-јнджелесе)?

— Ќет, нет, € живу в Ѕерлине, так что лететь было не так уж далеко, но в тот момент € все равно был в –оссии.

— ” нас сейчас много дискуссий о том, какими были 1990-е – «врем€ надежд» или «лихие 1990е». –асскажите, какими дл€ вас были 1990е?

— я 90-е, как и ћонеточка, пропустил, но по другой причине. ќна — по причине возраста, а € по причине того, что мен€ не было в –оссии.

— ѕоэтому и интересно спросить.

— ƒл€ мен€ 90-е были очень важными, потому что € ребенок 90-х в плане музыкальных и киновкусов.  роме того, они дл€ мен€ очень резко дел€тс€ на ранние и поздние, потому что ранние 90-е € еще застал, наша семь€ жила в –иге — и там было очень жестко.

— ќчень жестко — это в плане?

— ¬ плане бедности, криминала и всего того, что происходило по всей стране. Ќу а дальше мои 90-е очень сильно отличались от российских, конечно — но € считаю это плюсом, а не минусом, потому что этот клип не про 90-е, он про мифотворчество.

— Ќасколько люди, которые не застали то врем€, имеют моральное право судить о нем по книгам, фильмам, клипам?

— ј что значит «судить»? ¬ художественном плане у всех есть право делать все, если речь идет об искусстве. ќчевидно, что дл€ насто€щих суждений о прошлом люди не должны использовать видеоклипы и кино. ј в плане искусства, в плане оммажа, переделки, коллажа все имеют право абсолютно на все. Ќет ничего св€того в искусстве, все забронзовевшие иконы одного поколени€ – просто пластилин дл€ следующего поколени€, и ћонеточка собой этот принцип олицетвор€ет. » € тоже под этой точкой зрени€ подписываюсь. Ќе вид€ фильм «Ћето», сценарий которого € и мо€ жена Ћили написали, многие тоже были в шоке — ведь мы «замахнулись на св€тое». “о же самое будет происходить и с этим клипом в плане игры с творчеством Ѕалабанова, но это абсолютно нормально, это просто иллюстраци€ метода самой ћонеточки. “от самый «пост-пост, мета-мета», о котором она поет в другой песне.

— —кажите пару слов о другой восход€щей звезде Ќасте √речке, котора€ тоже есть в клипе.  ак она попала в клип?

— Ёто очень просто. Ќаст€ и Ћиза очень хорошие друзь€ и Ќаст€ приехала поддержать ее. “акже, как и ¬иктор »саев, который продюсировал альбом Ћизы, он тоже в клипе есть – это парень на вечеринке, который смотритс€ в зеркало. ј потом в последнем кадре лежит мертвый… или сп€щий, мы не знаем (смеетс€). ћне кажетс€, это была прекрасна€ иде€ – € страшно рад, что у Ћизы была группа поддержки, хорошо, что она не оказалась одна, окруженна€ 50 технар€ми на 18-часовую смену. » €, разумеетс€, был рад сн€ть Ќастю в клипе тоже. “ворчество самой √речки… скажем так, сегодн€шнему мне ближе ћонеточка, но, если бы мне сейчас было лет 18, из этих двух мне была бы возможно ближе √речка. Ќо, оп€ть же, в –оссии все часто превращаетс€ в такие дихотомии а-л€–«…орк или Ћанкастер»: ћонеточка или √речка, «емфира или ћонеточка. ѕочему-то всегда нужно выбирать между двум€. я не хотел бы этим заниматьс€. ќчень круто, что так дофига талантливых молодых музыкантов и мне очень повезло, что € со многими из них даже знаком и сотрудничаю. Ќапример, мой саундтрек к сериалу «ќптимисты» был сделан в компании прекрасных музыкантов нового поколени€. я рад, что удаетс€ держать руку на пульсе происход€щего.

— ¬ы написали сценарий фильма о легенде русского рока и теперь сн€ли клип новой современной звезды. ћежду этими музыкальными мирами – пропасть в 30 лет. „то у них общего и что изменилось, помимо очевидного по€влени€ »нтернета?

— ћне кажетс€, осталс€ всенародный голод по какой-то одной культурной величине, на которой все могут сойтись и хором сказать, мол, да, это главное, что у нас сейчас есть. Ёто видно. ¬идно, что ÷ой, уйд€, оставил такую брешь, которую пытаютс€ заполнить с помощью абсолютно бессмысленного звани€ «Ќовый ÷ой». ћы все помним, как новым ÷оем была «емфира, им был на 5 минут Mujuice, ќксимирон был новым ÷оем вот буквально пару лет назад, а теперь эту корону насильно пример€ют ћонеточке. ƒавайте просто успокоимс€ и поймем, что ÷ой был ÷ой, а новый ÷ой, если речь идет об охвате и степени вли€ни€ на общество, вполне возможно вовсе не будет музыкантом. ћожет, новый ÷ой – это ƒуров (смеетс€) или кто-нибудь еще, мы просто не теми категори€ми сейчас мыслим. Ќо осталась жажда короновать кого-то одного, а всех остальных задвинуть назад…. ƒл€ самих людей, которые попадают под это определение, это совершенно ненужный груз ответственности. ƒл€ творчества он не нужен, он не конструктивный.

— ≈сли верить « инопоиску» «Ћето» собрало в прокате только 1,5 миллиона долларов. ‘ильм окупилс€ или это провал?

— ¬о-первых это не так, потому что на « инопоиске» эта цифра стоит уже где-то мес€ц, эта сумма, которую фильм собрал по данным трех уик-эндов, а фильм уже два мес€ца идет в кинотеатрах.  роме того, он еще не вышел нигде, кроме –оссии, за исключением ”краины. «имой фильм выходит во ‘ранции, выходит довольно широко в √ермании, много где. ¬ принципе, это грандиозный успех. ќн собрал больше, чем два последних фильма —еребренникова вместе вз€тые, €вл€€сь при этом двухчасовым черно-белым арт-кино с арестованным режиссером.  ино, вышедшим вопреки вообще всем возможным обсто€тельствам.

— Ћюди, которые пойдут на этот фильм за рубежом, это же русские мигранты, или «Ћето» способно заинтересовать и других?

— Ќапомню, что премьера фильма состо€лась в  аннах, где он был на втором месте среди всех фильмов фестивал€ по рейтингу французских кинокритиков.

— ƒа, вы это ранее говорили. » про то, что люд€м нравилось, даже если не все понимали, о ком фильм…

— ѕросто фильм написан и сн€т так, что не нужно понимать, кто эти люди. ƒл€ людей, которые не знают ÷о€ и Ќауменко, это просто такой богемный любовный треугольник, действие которого могло бы происходить, например, в јмерике 60-х, а происходит в более экзотическом Ћенинграде 80-х.

 

— —ценарий фильма много переписывалс€…

— Ёто не так, много дезинформации в »нтернете об этом.

— “ем не менее — вы как-то мен€ли сценарий, учитыва€ высказывани€, например, √ребенщикова?

— Ќет. ≈динственное, что мы могли бы помен€ть, если бы сценарий √ребенщикову понравилс€, то возможно, его персонажа звали бы Ѕорис √ребенщиков, а не Ѕоб. Ёто, пожалуй, единственное изменение, которое € могу себе представить.

— ќн говорил, что «Ћето» — это «ложь от начала и до конца». ѕочему ему не объ€снили, что нет цели создать биографичную картину?

— ѕонимаете, вы имеете дело с информационным полем, на которое € не в силах повли€ть. ќн это сказал, не вид€ фильма, а прочитав какую-то раннюю версию сценари€ или вообще синопсис. ѕосле того, как он посмотрел фильм, он высказалс€ совсем по-другому. ѕросто втора€ цитата, увы, гораздо менее известна, потому что негативна€ информаци€ распростран€етс€ куда охотнее, чем позитивна€. ’отите, поищите его вторую цитату, где он говорит, что фильм абсолютно не достоверен, но крайне талантлив. „то прекрасно, так как нашей целью никогда не была достоверность. Ќашей целью было создать музыкальную фантазию на тему субъективных воспоминаний одной периферийной участницы этой тусовки — Ќаташи Ќауменко. Ётот ракурс на ленинградскую рок-сцену нам показалс€ более интересным, более романтичным, более женственным, чем та усто€вша€ легенда, которую привыкли люди слышать от √ребенщикова, “ропилло и других современников. ѕодчеркиваю, что это просто легенда. Ћегенда, альтернативна€ другим легендам, и она ни в коем случае не нивелирует важность всех остальных легенд. я бы с удовольствием посмотрел и более традиционный байопик о ÷ое в жанре «родилс€, прославилс€, погиб».

—  ак вы работали над «Ћетом», когда —еребренников был уже под домашним арестом…

— ≈го арестовали всего за несколько смен до конца съемок.

—  ак был организован процесс съемок?

— ѕосле ареста  ирилла была сн€та одна уже отрепетированна€ и пройденна€, как говор€т в кино, «по ногам», сцена, после чего где-то через мес€ц была сн€та еще одна необходима€ сцена квартирника. —н€ты они были по заметкам самого  ирилла и видеозапис€м репетиций, поскольку  ирилл, будучи в первую очередь театральным режиссером, очень много репетирует, больше, чем обычно прин€то у кинорежиссеров. “о есть магистральное направление этих сцен он задал еще до ареста. ѕосле чего  ириллу удалось смонтировать весь фильм самому, дома. “ак что «Ћето» — полностью фильм  ирилла, кажда€ сцена, каждый кадр – это результат его режиссерских решений и его монтажа.

— ћожно ли работать над сценарием, с идеей которого не согласен?

— ћне кажетс€, ваш вопрос подразумевает работу сценариста, как человека нан€того, а поскольку € сам придумываю истории, с которыми работаю, они не могут не совпадать с моей точкой зрени€. Ќо очень интересно то, как вы задали этот вопрос — из него видно, что вы считаете сценариста человеком, которого прос€т расписывать существующую идею.

— ј так не бывает?

— Ѕывает, но у нас это происходит по-другому (смеетс€).

— — кем бы еще из современной отечественной музыкальной сцены вы бы хотели поработать? —н€ть клип, документалку, записать песню — что угодно.

— ќ, вот это классный вопрос, сейчас подумаю… (за кадром Ћили, супруга ћихаила, подсказывает «Ћагутенко!») ’а-ха. ћы просто сейчас бежим на встречу с Ћагутенко. ј вот из молодых…

— Ќе об€зательно молодых, но кто-то действующий. Ќапример, «Ћенинграду» бы вы клип сн€ли?

— Ќет. я не могу снимать клипы, если мне не нравитс€ музыка. “акже как ваш предыдущий вопрос – € не могу писать сценарии, если мне не нравитс€ иде€ или персонажи. ¬ свое врем€ € был огромным фанатом группы OQJAV, но с этими реб€тами € как раз успел поработать – мы сделали саундтрек к сериалу «ќптимисты». я бы с ’аски, конечно, хотел поработать. “ак, а вне мира хип-хопа… ќ, кстати, € вот огромный фанат группы «ѕетл€ пристрасти€», лет уже 7, наверное. ¬от, им хорошего клипа не хватает, возможно.

— ѕолучаетс€, вы очень глубоко вгрызаетесь в русский андерграунд — «ѕетлю пристрасти€» мало кто знает.

— Ќу, андерграунд заканчиваетс€ там, где начинаетс€ журнал «јфиша».  стати, интересный факт про ≈вгени€ ‘едорова из группы Tequilajazzz — он единственный человек в клипе, которого € знаю еще по своей бывшей жизни музыканта. ¬ 2001 году € приезжал в ѕитер в составе одной очень плохой нью-йоркской группы, в которой € играл на гитаре, и наш альбом продюсировали члены группы Tequilajazzz. ћы записывались с ними на «ƒобролете» (легендарна€ студи€ записи в —анкт-ѕетербурге). ∆ен€ ‘едоров исполн€л несколько гитарных партий, и мы с ними даже давали совместные концерты во вс€ких легендарных местах — клуб «ћолоко», оригинальный «√рибоедов», оригинальный Fish Fabrique. «абавно, что с ∆еней нас св€зывает именно мое музыкальное прошлое.

— ¬ы имеете отношение к документальному фильму «Ћето», который выходит в сент€бре?

— Ќет, к документалке уже не имею отношени€, конечно. Ёти интервью, которые по ходу съемок делал  ирилл, мне кажетс€, в какой-то момент была даже иде€ сделать частью самого фильма, но вместо этого они сложились в такой фильм-компаньон — и это тоже очень круто.

Ѕеседовал јлексей Ќимандов, специально дл€ "‘онтанки.ру"

 

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>