«Ретроспективы вне закона»: Киносообщество взволновано новыми правилами проката
Фестивальное кино освободили от прокатных удостоверений и дали определение слову «кинофестиваль». Поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» в третьем чтении приняли 26 июля в Госдуме. Теперь и российские, и «завезённые» картины могут не получать специальные документы и без проблем демонстрироваться на международных конкурсах в России. Но — лишь первые десять дней. Документ таит в себе и другие подводные камни, считают кинодеятели.
До 26 июля, по закону, не получать прокатное удостоверение имели право лишь ленты, «ввезенные из-за рубежа» специально для фестивальных показов. А вот отечественным производителям приходилось удостоверения получать. По мысли идеологов законопроекта, новые меры «уравняют» зарубежное и «своё», ведь заниматься документацией не придется ни для российских, ни для заграничных фильмов. Для российского, современного и массового кино такой поворот — может быть, и плюс, но для ретроспектив — то есть показов работ старых мастеров — явный минус, отмечают в киносообществе.
По словам сооснователя компании «Иноекино» Евгения Краса, законопроект попросту выкидывает в «серую зону» многие традиционные киномарафоны, будь то «Неделя британского кино», «Ретроспектива Стэнли Кубрика» или же Beat Film Festival. Подобные события больше не смогут называться «фестивалем»: там нет, как это обозначили в Госдуме, «конкурсной программы» и жюри, они могут проводиться намного дольше десяти дней. Значит — придется получать прокатное удостоверение. Как заявил «Фонтанке» Крас, «это невозможно»:
— Чтобы получить прокатное удостоверение, нужно сдать копию фильма в Госфильмофонд (Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации — основной архив, где хранятся все ленты, — Прим.Ред). Но сдать её невозможно, потому что всё приходит закодированное и под ключом, в определенных случаях это плёнка. Нужны финансовые затраты и время: госпошлина обойдётся в 3500 рублей, к этому добавляется нотариально заверенный перевод, жесткие диски, сдача фильмокопии в формате dpx, который не используется уже давно, и значит конвертирование стоит отдельных денег. На данный момент в России удостоверение выдается на какой-то определенный срок — это может быть три месяца, полгода, год — на всю территорию страны. Как получать прокатные удостоверения на одиночные сеансы в определенное время, в определенных кинотеатрах, никто не подумал. По общему пониманию, кинофестиваль от ретроспективы ничем не отличается, кроме наличия жюри. А наша Госдума теперь пытается регламентировать понятие. Документ принят, а механизма нет.
По словам эксперта, после вступления поправок в силу ретроспективы «останутся вне закона». Как считает, Крас, если бы Минкульт не «пропихивал» инициативу или изменил бы форму получения документов — например, придав процедуре «уведомительный характер», и сделав её бесплатной — ситуация могла бы измениться. Обсуждения нововведений шли с августа 2017 года.
— Между первым и вторым чтением мы озвучивали свое мнение. Было рассмотрение поправок в законопроект, где присутствовали кинокритик Антон Долин, который делает цикл показов и лекций «Синематека "Искусство Кино"», и Надежда Котова из компании CoolConnections. Всё было озвучено. После этого рассмотрение законопроекта перенесли на неопределенный срок. Как я сейчас понимаю, ни с кем из индустрии это не обсуждали. Хотя, никто не скрывает, почему. Говорят: «Мы должны контролировать всё, а если вы не можете, то и не показывайте».
Закон вступит в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования. Киносообщество уже придумывает способы обхода блокировок. Например, один из кинокритиков предложил проводить «фиктивные конкурсы с фиктивными жюри»: «Насколько я понял по тексту закона, это возможно. Готов быть в любом жюри. И на фестивале «Фильмы Гаспара Ноэ, которые называются «Любовь», неизменно выбирать победителем фильм Гаспара Ноэ «Любовь»».
Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30