«Ретроспективы вне закона»: Киносообщество взволновано новыми правилами проката

27 июля 2018, 00:32
Версия для печати Версия для печати

Фестивальное кино освободили от прокатных удостоверений и дали определение слову «кинофестиваль». Поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» в третьем чтении приняли 26 июля в Госдуме. Теперь и российские, и «завезённые» картины могут не получать специальные документы и без проблем демонстрироваться на международных конкурсах в России. Но — лишь первые десять дней. Документ таит в себе и другие подводные камни, считают кинодеятели.

До 26 июля, по закону, не получать прокатное удостоверение имели право лишь ленты, «ввезенные из-за рубежа» специально для фестивальных показов. А вот отечественным производителям приходилось удостоверения получать. По мысли идеологов законопроекта, новые меры «уравняют» зарубежное и «своё», ведь заниматься документацией не придется ни для российских, ни для заграничных фильмов. Для российского, современного и массового кино такой поворот — может быть, и плюс, но для ретроспектив — то есть показов работ старых мастеров — явный минус, отмечают в киносообществе.

По словам сооснователя компании «Иноекино» Евгения Краса, законопроект попросту выкидывает в «серую зону» многие традиционные киномарафоны, будь то «Неделя британского кино», «Ретроспектива Стэнли Кубрика» или же Beat Film Festival. Подобные события больше не смогут называться «фестивалем»: там нет, как это обозначили в Госдуме, «конкурсной программы» и жюри, они могут проводиться намного дольше десяти дней. Значит — придется получать прокатное удостоверение. Как заявил «Фонтанке» Крас, «это невозможно»:

— Чтобы получить прокатное удостоверение, нужно сдать копию фильма в Госфильмофонд (Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации — основной архив, где хранятся все ленты, — Прим.Ред). Но сдать её невозможно, потому что всё приходит закодированное и под ключом, в определенных случаях это плёнка. Нужны финансовые затраты и время: госпошлина обойдётся в 3500 рублей, к этому добавляется нотариально заверенный перевод, жесткие диски, сдача фильмокопии в формате dpx, который не используется уже давно, и значит конвертирование стоит отдельных денег. На данный момент в России удостоверение выдается на какой-то определенный срок — это может быть три месяца, полгода, год — на всю территорию страны. Как получать прокатные удостоверения на одиночные сеансы в определенное время, в определенных кинотеатрах, никто не подумал. По общему пониманию, кинофестиваль от ретроспективы ничем не отличается, кроме наличия жюри. А наша Госдума теперь пытается регламентировать понятие. Документ принят, а механизма нет.

По словам эксперта, после вступления поправок в силу ретроспективы «останутся вне закона». Как считает, Крас, если бы Минкульт не «пропихивал» инициативу или изменил бы форму получения документов — например, придав процедуре «уведомительный характер», и сделав её бесплатной — ситуация могла бы измениться. Обсуждения нововведений шли с августа 2017 года.

— Между первым и вторым чтением мы озвучивали свое мнение. Было рассмотрение поправок в законопроект, где присутствовали кинокритик Антон Долин, который делает цикл показов и лекций «Синематека "Искусство Кино"», и Надежда Котова из компании CoolConnections. Всё было озвучено. После этого рассмотрение законопроекта перенесли на неопределенный срок. Как я сейчас понимаю, ни с кем из индустрии это не обсуждали. Хотя, никто не скрывает, почему. Говорят: «Мы должны контролировать всё, а если вы не можете, то и не показывайте».

Закон вступит в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования. Киносообщество уже придумывает способы обхода блокировок. Например, один из кинокритиков предложил проводить «фиктивные конкурсы с фиктивными жюри»: «Насколько я понял по тексту закона, это возможно. Готов быть в любом жюри. И на фестивале «Фильмы Гаспара Ноэ, которые называются «Любовь», неизменно выбирать победителем фильм Гаспара Ноэ «Любовь»».

Ольга Минеева, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>