«Золотой софит» породит «автоконкуренцию» среди режиссеров

19 июля 2018, 18:38
Версия для печати Версия для печати

В петербургском Доме актера 19 июля назвали имена номинантов на высшую городскую театральную премию «Золотой софит». В 2018 году список не удивляет новаторским подходом, хотя и пополнился новыми именами. Самая любопытная деталь — в нескольких номинациях конкурировать будут спектакли одних и тех же постановщиков. Именно такие списки обнародовали и опера, и балет, и совет по негосударственным театрам.

Лучшим спектаклем большой формы в драме могут стать «Бешеные деньги» (театр комедии им. Н.П.Акимова), «Гамлет» (театр им. Ленсовета), «Мизантроп» (театр им. В.Ф. Комиссаржевской), «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (Александринский театр), «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание. Эпизод 2. Железное сердце» (БДТ).

На звание лучшего спектакля на малой сцене претендуют «Беглец» в постановке Айдара Заббарова (театр имени Ленсовета), «Дневник. Игра в Гомбровича» (Александринский театр), «Живи и помни» («Мастерская»), «Солнца Ьнет» (Александринский театр).
В числе претендентов на звание «лучшего балетного спектакля», наконец, вошли две работы модного молодого хореографа Владимира Варнавы — «Ярославна. Затмение» и «Петрушка». Соревноваться с ним будет Илья Живой с «Временами года». Все три балета поставлены в Мариинском театре.

В оперном театре по прежнему лидирует один из ведущих поставщиков крупного музыкального жанра в Петербурге — детский музыкальный театр «Зазеркалье»: «Кармен» Александра Петрова будет соревноваться с «Царской невестой» того же режиссёра. Третий номинант — «Фальстаф» в постановке Андреа Де Роза (Мариинский театр).

В негосударственных театрах из двадцати девяти спектаклей совет решил выдвинуть на самые весомые номинации, за лучшую режиссуру и лучший спектакль, только двух режиссеров: Яну Тумину и Влада Фурманова. На вопрос «Фонтанки», является ли принципиальным отсутствие в списках site-specific и иных нетрадиционных форм театра, эксперт премии Анна Константинова ответила: «Мы все же работаем не с любительскими коллективами, а с профессиональными театрами, ориентирующимися на классические нормы». Приведя в качестве примера проект Бориса Павловича «Квартира. Разговоры», Анна Константинова прокомментировала его следующим образом: «Очевидно, для социальных проектов такого рода должна быть отдельная номинация — слава богу, у нас существует премия «Прорыв», у которой более широкий охват, и которая, возможно, этих людей отметит».

Совет «Софита» по государственному драматическому театру хоть и не внес в список номинантов, но отметил специальными призами работу Веры Поповой «36 драматических ситуаций» (совместный проект студии «Небольшой драматический театр» и центра «Антон тут рядом») — за расширение границ театральной реальности. И спектакль «Лицо земли» (режиссер Евгения Сафонова, ТЮЗ им.А.А.Брянцева) — за новую сценическую форму социального высказывания.

— У меня вызывает страшное недоверие процедура выбора: после того, как экспертный совет подает утвержденные списки номинантов, включается голосование всеми за всех, в том числе людьми, которые не видели спектакли другой формы, допустим, и тогда остается только верить на слово коллегам, — отметила в разговоре с «Фонтанкой» театральный критик Жанна Зарецкая. — Отсутствует процесс выработки критериев, которые должны меняться, потому что меняется сам театр. Кроме того, Союз театральных деятелей (СТД) — а по сути, это именно его премия — должен выискивать новые имена и подталкивать комитет по культуре к разработке механизмов замены мертвых театров на молодые, живые. Вместо этого «Софит» снова и снова отбирает титулованных номинантов, причём весьма пристрастно. Например, в списке номинантов никогда не появляется Валерий Фокин, который как раз активно борется за омоложение театрального Петербурга и за контрактную систему для руководителей театров, которая решила бы многие проблемы.

Появление в списке имени Юрия Бутусова кажется Жанне Зарецкой «и вовсе нечистоплотным»:

— Александр Анатольевич Чепуров, набирающий в этом году магистрантов на свой курс, говорит, что каждый абитуриент на вопрос: «Как вы пришли к театроведению?» — говорит, что через работы Бутусова. Но вместо того, чтобы сохранить крупнейшего режиссера для города, СТД, объединившись с комитетом по культуре, сделал все, чтобы этого человека в Петербурге не стало. Поэтому у меня не вызывает никакого интереса список номинантов «Золотого софита». Все это предсказуемо, а значит, мертво.

Премия «Золотой софит» основана в 1995 году и ставит своей целью «сохранение и развитие традиций петербургской театральной сцены; определение тенденций современного театрального процесса». Целая плеяда художников, неоднократно отмеченных «Прорывом» и «Золотой маской», на «Софит» ни разу номинирована не была.

Юлия Осеева, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

«Золотой софит»: предсказуемый наш

Куриная слепота: номинанты «Золотого софита – 2015» как диагноз

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>