«Золотой софит»: предсказуемый наш

08 ноября 2016, 17:54
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге раздали «Золотые софиты» – статуэтки-символы нашей местной городской театральной премии — музыкальным, драматическим и кукольным театрам.

Видимо, нужно перестать воспринимать «Золотой софит», как результат работы кропотливой и вдумчивой работы ряда представителей экспертного сообщества, опирающихся на внятные принципы и критерии (как, в общем и целом, выглядит, например, итог работы экспертов «Золотой маски», пусть и с оговорками). Надо смириться с тем, что мы никогда не поймём логики подсчета голосов и критериев отбора номинантов — и относиться к церемонии раздачи «Софитов» (которая тоже будет повторять и повторять себя в плане старомодного помпезно-пафосного стиля всего мероприятия) как к поводу раз в год собраться вместе всем петербургским театрам и деятелям, посмотреть друг другу в глаза и обсудить общие заботы и проблемы, количество которых множится день ото дня. А ещё — послушать мастеров и с их помощью вспомнить свою, петербургскую театральную историю. И сделать выводы.

В этом смысле чрезвычайно уместной оказалась речь Льва Додина, в которой уважаемый театральный мастер, глава МДТ — Театра Европы прочел как ликбез по истории ленинградского театра, назвав и охарактеризовав всех, кто помогал ему на его творческом пути, кто, собственно, помог ему обеспечить тот «уникальный вклад в культуру Петербурга», за который он получил свой генеральский «Софит» (по лицам в зале было видно, что две трети зала слышат эти имена впервые). А имена прозвучали чрезвычайно значительные: Додин рассказал про своего великого педагога, ученика Станиславного Бориса Зона, про Зиновия Корогодского, в ТЮЗе которого, по словам Додина, он «провел восемь самых ярких и энергичных лет своей жизни», Якова Хамармера, главного режиссера Театра драмы и комедии на Литейном, который, несмотря на устную рекомендацию обкомовского начальства (по тем временам — непререкаемую) не стал закрывать его спектакль, про Аркадия Кацмана, который позвал Додина преподавать на курс, когда на работу его не звал никто и никуда — поднимая во многих своих спектаклях еврейскую тему как политическую, Додин делится в том числе и личным опытом, и еще десятки имен режиссеров, директоров, критиков. Получился ликбез по истории ленинградского театра, очень уместный в наше время, ибо история, как водится, хранит немало рецептов выживания — главное, вовремя реанимировать память.

Получивший тот же почетный «Софит» Борис Эйфман, был куда более лаконичен: «Дай бог сил, чтобы я мог радовать вас, дорогие зрители». Тут, как говорится, ни прибавить, ни отнять.

Остальные «конкурсные лауреаты» были условно конкурсными. В главной мужской драматической номинации непременно должен был получить (и получил) премию Ефим Каменецкий за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель» в постановке Ивана Латышева в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской — актер репетировал в процессе тяжелой болезни и победил во всех смыслах. Похожая ситуация возникла с еще одним лауреатом из народных артистов — Виктором Смирновым, ему достался «Софит» за драматическую роль второго плана, роль Норандо в спектакле «Ворон» в постановке Николая Рощина в Александринском театре.

Понятно, что нельзя было не наградить театр «Суббота», который в результате стратегической ошибки комитета по культуре оказался под одной крышей с Открытой сценой, которую представители культурной власти пытались, было, завести в городе. Зато теперь и им, надеюсь, стало очевидно, что открытая, экспериментальная площадка ни при каких условиях не может быть совмещена ни с каким стационаром, у них принципиально разные задачи. Но это уже — тема другой статьи.

Понятно, что нельзя было не наградить всеобщего любимца – «Мастерскую» Григория Козлова, театр и в самом деле работающий в невероятной интенсивностью не в ущерб качеству, и в этом смысле — феноменальный. Ему достался спец-приз за спектакль «Записки юного врача», номинированный нынче на «Золотую маску».

Принцип: «Всем сестрам — по серьгам», для профессиональной премии плохо годящийся, но для большого театрального праздника — в самый раз, – восторжествовал. Почти не осталось театров, которые чего-то, да не получили бы. Скажем, нельзя было обойти прекрасный спектакль Яны Туминой «Колино сочинение» по книге художника Сергея Голышева «Мой сын – даун», который рассказывает о том, как рождается поэзия и сам представляет собой чистую поэзию» – и «Софит» получила актриса Анна Сомкина.

Обиженных театров не осталось, но вот ситуация с актерскими работами представляется автору этих строг гораздо более проблемной. Например, в той самой мужской номинации, о которой уже говорилось. Заметками и блокнота капитана «очевидность» будут выглядеть слова о высочайшем уровне работ Анатолий Петрова в спектакле БДТ «Война и мир Толстого», сыгравшего Николая Андреевича Болконского, и Виталия Коваленко в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса», придумавшего учителя Кулыгина. Оба актера, создавая образы героев, которых играли-переиграли на отечественной и зарубежной сцене и экране, прямо-таки сразили объемностью и актуальностью своих персонажей. Но лимит на БДТ и Александринку вышел, а другую логику в том, что названные артисты остались незамеченными, тут искать бесполезно и не будем.

Все уже давно привыкли к тому, что, если в номинации «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура» присутствует Лев Додин (в данном случае номинировался спектакль "Гамлет" – за режиссуру и как лучший спектакль большой формы), то все «Софиты» отправятся в МДТ, и это — правильно. Ну да, есть у нас такой вот большой, безусловный мастер. И дай бог ему здоровья. Как ни крути, а именно он и его МДТ — Театр Европы обеспечивает петербуржцами и гостям театральный праздник каждый день, а праздник в театре — это когда мучаясь вместе с героями, и сочувствуя им, выходишь из зала другим, чем в него вошел, и мечтаешь вернуться, не для развлечения, а для серьезной внутренней работы. И тут, надо отдать должное Додину, он — вне конкуренции. Тем более, что спектаклей Андрея Могучего и Валерия Фокина в этом году среди номинантов не было. Могучий «опоздал» с «Грозой», поскольку — и это еще одна странность «Софита», наряду с нелепейшим разделением театров на государственные и негосударственные, – эксперты отсматривают номинантов только до 31 мая. А Фокин, как видно, напугал экспертов видом нашего президента, который появляется в пространстве спектакля в качестве его персонажа: портретная маска творит чудеса, эффект присутствия первого лица прямо-таки ошарашивает. И надо сказать, что наш президент вкупе с другими лидерами — Ангелой Меркель и Бараком Обамой, столь же узнаваемыми, предотвратить мировую катастрофу в спектакль «Сегодня. 2016» не могут.

Впрочем, ощущения, сходные с теми, что испытываешь в МДТ Додина, приходится переживать и на спектакле «Крещенные крестами» режиссера Вениамина Фильштинского по книге Эдуарда Кочергина — внятном и масштабном в человеческом и историческом плане рассказе о ребенке, сыне врага народа, проходившем школу жизни в детприемниках-распределителях НКВД, которую легко и свободно, как песню, разложенную на пять голосов, доносят до сегодняшних, непостижимо, безответственно забывчивых, зрителей пять молодых актеров БДТ, получившие призы за «Лучший ансамбль».

Ну и хватит анализировать — занятие это в данном случае бессмысленное. Остается только порадоваться вместе с лауреатами, список которых приводится ниже. Поскольку премий много не бывает.

Только не спрашивайте меня, чем экспертный совет отличается от номинационного. Такого разделения не существует ни в одной отечественной премии. «Или то — или то», – как говорит героиня Алисы Фрейндлих в «Служебном романе». Ну а у нас вот есть и то, и другое. Видать, чтобы призов больше было — ну чтобы уж точно хватило всем братьям и сестрам. Итак:

Лауреаты «Золотого софита — 2016»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

Номинация « Лучшая женская роль»: Анжелика Неволина за роль Лени Рифеншталь в спектакле «Синий свет» в постановке Олега Дмитриева. Малый драматический театр – Театр Европы.

Номинация «Лучшая мужская роль»: Ефим Каменецкий за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель» в постановке Ивана Латышева. Театр имени В.Ф. Комиссаржевской.

Номинация « Лучшая роль второго плана»: Виктор Смирнов за роль Норандо в спектакле «Ворон» в постановке Николая Рощина. Александринский театр.

Номинация «Лучший актерский ансамбль»: Руслан Барабанов, Виктор Княжев, Алена Кучкова, Рустам Насыров, Карина Разумовская за ансамбль в спектакле «Крещенные крестами» в постановке Вениамина Фильштинского. Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова.

Номинация «Лучший спектакль малой формы»: «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Татьяны Ворониной. Театр «Суббота».

Номинация «Лучший спектакль на большой сцене»: «Гамлет» в постановке Льва Додина. Малый драматический театр – Театр Европы.

Номинация «Лучшая работа режиссера»: Лев Додин за постановку спектакля «Гамлет». Малый драматический театр – Театр Европы.

Номинация «Лучшая работа художника»: Владимир Фирер за сценографию спектакля «Прикинь, что ты – Бог». Театр имени В.Ф. Комиссаржевской.

Специальные призы Экспертного совета по драматическим театрам

«За режиссерский дебют» – Андрею Гончарову, Михаилу Лебедеву, Николаю Русскому за постановку спектакля «Три текста про войну». БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Моноспектаклю «Записки юного врача» в постановке Григория Козлова. Театр «Мастерская».

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ

Номинация «Лучший спектакль в оперном театре»: «Сельская честь» в постановке Юрия Александрова. Дирижер – Александр Гойхман. Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».

Номинация «Лучшая женская роль в оперном спектакле»: Надежда Сердюк за роль Боярыни Морозовой в спектакле «Опричник» в постановке Виктора Высоцкого. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Мариинский театр.

Номинация «Лучшая мужская роль в оперном спектакле»: Владислав Сулимский за роль Симона Бокканегры в спектакле «Симон Бокканегра» в постановке Андреа Де Роза. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев. Мариинский театр.

Номинация «Лучшая мужская роль в балетном спектакле»: Александр Сергеев — за роль Евгения в спектакле «Медный всадник». Хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова. Постановка Юрия Смекалова. Дирижер – Владислав Карклин. Мариинский театр.

Номинация «Лучшая женская роль в балетном спектакле»: Любовь Андреева — за роль Милюковой в спектакле «Чайковский. PRO et CONTRA» в постановке Бориса Эйфмана. Академический театр балета Бориса Эйфмана.

Номинация «Лучший спектакль в жанре оперетты и мюзикла»: «Белый. Петербург» Г.И. Фиртича в постановке Геннадия Тростянецкого. Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Алексеев. Театр Музыкальной комедии.

Номинация «Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле»: Лина Нова за роль Рассказчицы в спектакле «Иосиф и его удивительный плащ снов» в постановке Алексея Франдетти. Музыкальный руководитель Ирина Брондз, дирижер – Сергей Тарарин. Театр «Карамболь».

Номинация «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле»: Виктор Кривонос за роль Аполлона Аполлоновича Аблеухова в спектакле «Белый. Петербург» в постановке Геннадия Тростянецкого. Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Алексеев. Театр Музыкальной комедии.

Номинация «Лучшая работа художника в музыкальном театре»: Александр Орлов — за сценографию спектакля «Рождественская сказка» в постановке Алексея Степанюка. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Мариинский театр.

Номинация «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»: Ирина Чередникова — за костюмы к спектаклю «Рождественская сказка» в постановке Алексея Степанюка. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Мариинский театр.

Специальные призы Экспертного совета по музыкальным театрам:

Создателям спектакля «Ноев ковчег» за тонкое стилистическое воплощение оперы-миракля Бенджамина Бриттена. Режиссер-постановщик – Александр Петров, музыкальный руководитель и дирижер – Аркадий Штейнлухт, художник-постановщик – Наталья Клёмина. Театр «Зазеркалье».

Исполнительскому ансамблю спектакля «Чайковский. PRO et CONTRA», за высокое мастерство и самоотдачу. Постановка Бориса Эйфмана. Академический театр Балета Бориса Эйфмана.

ТЕАТРЫ КУКОЛ

Номинация «Лучший спектакль в театре кукол»: «Пиковая дама» в постановке Анны Викторовой, Дениса Шадрина. Театр «Кукольный формат».

Номинация «Лучшая роль в театре кукол»: Анна Сомкина – за роли в спектакле «Колино сочинение». Режиссер Яна Тумина. Продюсерский центр «КонтАрт».

Номинация «Лучшая работа художника в театре кукол»

Анна Викторова – за сценографию и создание кукол спектакля «Пиковая дама». Режиссеры Анна Викторова, Денис Шадрин. Театр «Кукольный формат».

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ

Номинация «Лучший спектакль»: «Пер Гюнт». Режиссер Юлия Панина. Театр «Особняк».

Номинация «Лучший актерский дуэт»: Алиса Олейник, Дмитрий Поднозов – за роли в спектакле «Корабль Экзюпери». Режиссер – Яна Тумина. Театр «Особняк».

Номинация «Лучшая работа художника»: Алевтина Торик – за сценографию к спектаклю «Двенадцатая ночь». Режиссер – Петр Васильев. Камерный театр Малыщицкого.

Специальные призы Экспертного совета по кукольным театрам:

Илье Ампилову, Дмитрию Кушнирову, за талантливую актерскую работу в дебютных ролях Сапо и Сепо (спектакль «Пикник», театральная компания «Открытое пространство»)

Режиссеру Андрею Корионову, художнику Ирине Долговой за успешное синтетическое воплощение действенного и пространственного замысла в спектакле «Пикник на обочине». Театр «За Черной речкой».

ПРЕМИИ НОМИНАЦИОННОГО СОВЕТА

«За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга»

Льву Абрамовичу Додину – народному артисту России, лауреату Государственных премий СССР и РФ, художественному руководителю – директору Академического Малого драматического театра – Театра Европы

Борису Яковлевичу Эйфману – народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ, художественному руководителю Академического театра Балета Бориса Эйфмана.

Золотой знак «За самоотверженный многолетний труд по воспитанию новых театральных поколений для российского театра»: Евгению Юрьевичу Сазонову – заслуженному работнику культуры РСФСР, художественному руководителю Театра юношеского творчества.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>