Чем запомнился Петербургу министр Мединский

Владимира Мединского называли самым вероятным кандидатом на пост министра культуры в новом правительстве Дмитрия Медведева. Переназначение состоится даже несмотря на то, что экс-замминистра Григорий Пирумов 17 мая был заподозрен в хищении 450 миллионов рублей при строительстве фондохранилища Эрмитажа. Чем ещё, кроме коррупционных скандалов в подконтрольном ему ведомстве, запомнился министр и его культура, вспоминает «Фонтанка».

Публичная библиотека

Первое и главное, что будут вспоминать министру Мединскому петербуржцы, — скандал в Публичной (она же — Российская национальная) библиотеке. В 2012 году во исполнение майских указов президента из учреждения чуть было не сократили больше 300 сотрудников — чтобы повысить зарплату остальным. В числе уволенных должен был оказаться известный библиограф, литературный критик, переводчик (и обладатель собственного мнения, порой отличного от мнения администрации Публички) Никита Елисеев. После публикаций в СМИ реформу удалось остановить.

Обстановка вновь накалилась в 2016-м, когда в РНБ назначили нового генерального директора Александра Вислого. Экс-руководитель Российской государственной библиотеки (она же — Ленинка) в Москве сразу же выступил с идеей объединить два крупнейших книгохранилища. За что получил отпор от несогласных: дискуссия привела к пинкам по двери и увольнению библиографа Татьяны Шумиловой, которой пришлось восстанавливаться на работе через суд.

Обстановку в РНБ нельзя назвать безоблачной до сих пор. В марте библиотека передала одно из старинных зданий на набережной Обводного канала Русской православной церкви, а теперь готовится к масштабной передислокации фондов. Сотрудники опасаются, что на этом фоне исторические залы на площади Островского «приспособят к современному использованию» и прекратят обслуживать там читателей.

Российский институт истории искусств

Ещё одна драма случилась в Российском институте истории искусств — научно-исследовательском институте, основанном в Петербурге начале XX века графом Валентином Зубовым. В советское время здесь преподавали Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, Виктор Жирмунский и другие выдающиеся учёные. В 2013 году Минкульт раскритиковал заведение за неэффективность и уволил директора Татьяну Клявину. На её место поставили  проректора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Ольгу Кох. На этом фоне возникли слухи об объединении двух организаций, а может быть, и грядущем упразднении РИИИ (предполагалось, что его помещения на Исаакиевской площади — разменная карта к в этой игре).

Самые пессимистические прогнозы не оправдались, Зубовский институт работает до сих пор, Ольгу Кох сменил на посту православно-патриотический философ Александр Казин. Но лучшие сотрудники, — Елена Горфункель, Надежда Таршис, Светлана Адоньева, Александр Чепуров и другие, — ушли вместе с Татьяной Клявиной. «И заменить их до сих пор некому», — отмечают наши собеседники в учреждении.

Ромовые бабы

Мединский любил полемизировать. В том числе с ведущими деятелями культуры. В 2014 году назвал в эфире «Эха Москвы» «враньём» данные писателя Даниила Гранина о ромовых бабах, которые ел в блокадном Ленинграде Андрей Жданов. Часть журналистов и общественных деятелей моментально начали компанию в поддержку соавтора «Блокадной книги» и фронтовика Гранина. Впрочем, уже вскоре министр заявил, что «ничего не говорил о Гранине и о блокаде», и «фраза была выдернута из контекста»: «У нас (с Граниным — Прим. Ред.) полное взаимопонимание». Мединский подал в суд на агентство «Регнум», распространившее информацию об эфире, сочтя это оскорблением чести и достоинства.

«Тангейзер»

Нехорошо получилось и с оперой «Тангейзер», проектом режиссёра Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Сюжет о средневековом рыцаре, перенесённый в современный мир, показался оскорбительным православной общественности. «Тангейзера» сняли с постановки, на Кулябина и Мездрича подали в суд, Мездрича уволили.

Мединский считает, что Минкульт к этой драме отношения не имеет. «Мы месяц ждали, что скандал утихнет, руководство театра сможет справиться самостоятельно. Но скандал только накручивался. Возможно, рамки гостеатра пока мешают господину Мездричу найти театр со зрителем его мечты, лояльным всем без исключения замыслам, с которым не надо общаться, разъяснять и уважать его мнение», — заявил чиновник в интервью «Новой газете».

Дело Серебренникова

Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум, Юрий Итин, Алексей Малобродский. Эти имена российская театральная общественность повторяет так часто, что даже люди, которые далеки от театра, кажется, выучили их наизусть. Фигуранты «дела «Седьмой студии», по версии правоохранительных органов, нецелевым образом израсходовали больше 130 миллионов рублей, выделенные государством на спектакли проекта «Платформа». Серебренников — один из ведущих режиссёров современной России, обладатель «Золотой маски», его фильм в 2018 году представляет Россию на Каннском кинофестивале. Малобродский, несмотря на проблемы с сердцем, вплоть до 14 мая содержался в СИЗО — театрального менеджера отпустили под подписку о невыезде только после того, как он попал в реанимацию.

Позицию Минкульта Мединский озвучил ещё в 2017 году. Чиновник заявил, что студия сдавала в ведомство документы о расходовании полученных денег, но они были «крайне низкого качества» и «не складывались». Кроме того, министр полагает, что «закон должен быть един для всех». В апреле 2018-го Минкультуры, признанное потерпевшим по делу, ходатайствовало о продлении меры пресечения Серебренникову и другим.

Коррупционные скандалы

Но и сам Минкульт эпохи Мединского потрясли коррупционные скандалы. Наиболее громкий из них — «дело реставраторов». Организованная группа в 2012-2016 годах похитила более 164 миллиона рублей, выделенных на реставрацию Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей в Москве, Псковского драматического театра, памятников культуры в Тамбовской области, Калининграде, Калуге. Во главе группы, как следовало из обвинительного заключения Генпрокуратуры, стоял замминистра культуры Григорий Пирумов. В 2017 году Мосгорсуд лишил чиновника ордена «За заслуги перед Отечеством» и оштрафовал на миллион рублей. Также по делу проходили ещё несколько госслужащих и топ-менеджеры крупнейшего российского игрока на рынке реставрации — компании «Балтстрой». Новые подозрения в отношении Пирумова — шлейф этого дела.

Рост РВИО

На этом фоне любопытно было наблюдать, как растёт общественная организация «Российское военно-историческое общество», чьим председателем является Владимир Мединский, а советником председателя — его отец Ростислав Мединский. РВИО получает из федерального бюджета субсидии «на обеспечение деятельности и реализацию творческих проектов, по соглашениям, заключенным с Министерством культуры». Общество зачастую интересуется ровно теми же проектами, которые привлекают Минкульт. Например, вместе с ведомством Мединского поддерживало патриотический фильм «28 панфиловцев» Андрея Шальопы. А теперь собирается раскрутить исторический блокбастер о Зое Космодемьянской.

По сведениям РБК, связь с РВИО поддерживали такие высокопоставленные мужи как глава ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков, один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Общество активно развивало сеть региональных филиалов. В Петербурге под офис РВИО Минкультуры выделило здание Интендантских складов на улице Глинки. Ремонт планировали закончить к 2017 году, но офис не открыт до сих пор.

Доска Маннергейма

Именно с РВИО связан один из любопытнейших эпизодов деятельности Владимира Мединского в Петербурге — в 2016 году министр вместе с главой администрации президента Сергеем Ивановым с помпой открыл на Захарьевской улице мемориальную табличку финскому военачальнику Карлу Густаву Маннергейму. «Памятная доска Маннергейму — это попытка преодолеть произошедший после Октябрьской революции трагический раскол в обществе», — заявил Мединский. А недовольным посоветовал не «стараться быть бóльшим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии».

Мемориальный знак подвергся серии атак. Памятник обливали краской, били молотком и даже продырявили — возможно, пулей. Параллельно противники монумента оспаривали его устновку в суде. Чтобы избежать лишних проблем, доску сняли и перевезли в музей «Ратная палата» Царского села. Уже без торжественных церемоний.

Диссертация

Владимир Мединский неоднократно призывал бороться за «историческую правду» и противодействовать «фальсификации истории». Возможно, этими принципами он и сам руководствовался, когда писал диссертацию под названием «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв.». Но научное сообщество в 2016 году раскритиковало чиновника за предвзятость и «пещерный» подход к работе с историческими источниками. «Этот текст в принципе нельзя считать историческим исследованием — настолько он пестрит грубейшими ошибками», — сочли эксперты сообщества «Диссернет». И направили в Минобрнауки заявление с просьбой лишить Мединского докторской степени.

Разбирательство заняло год и завершилось поражением авторов заявления, которым Минобр в их просьбе отказал. Сам Мединский объяснил поведение активистов «Диссернета» «абсолютной нетерпимостью к инакомыслию, готовностью с решимостью крестоносцев — огнем и мечом — выжигать любые иные мнения».

Успехи кино

Были и успехи в деятельности министерства культуры. Например, прокатный взлёт российского кино, о котором Минкульт отчитывается едва ли не ежемесячно. В 2017 году российский кинорынок стал самым крупным в Европе. В начале 2018-го отечественная баскетбольная драма «Движение вверх» с Владимиром Машковым собрала в прокате больше 3 миллиардов рублей. Это второй за всю историю российского проката после «Аватара» Джеймса Кэмерона (3,6 миллиарда рублей по данным портала kinobusiness.com).

Но за всё приходится платить. За успехи отечественного кинопродукта расплачивались зарубежные фильмы и их российские прокатчики. Минкульт не скрывал, что практикует так называемую «раздвижку» релизов — разносит значимые отечественные и иностранные премьеры на разные дни. По мнению Мединского, такие меры абсолютно нормальны, хотя из-за этого на министерство и выливают «ушат дерьма».

«Мы мешаем Голливуду зарабатывать на нашей аудитории сверхприбыли, стараясь отдавать эти деньги хотя бы чуть-чуть российскому кино», — заявил министр в начале 2018 года на встрече со студентами ВГИКа в Москве.

Одна из последних историй с «раздвижкой» произошла в мае с мультиками «Распрекрасный принц» и «Садко». Минкульт попросил прокатчиков добровольно разойтись с датами премьер.

Ради фильма «Движения вверх», как сообщали источники в киноотрасли, зимой 2018 года пришлось подвинуться британско-французско-американскому мультику «Приключения Паддингтона»-2. Звучала также информация, что забота Минкульта о «Движении» стала причиной отзыва из проката британской чёрной комедии «Смерть Сталина».

Культурный форум

Петербург испытал умение Минкульта растить проекты экстенсивно на примере Санкт-Петербургского культурного форума. Начавшись в 2012 году с небольшого заседания в Михайловском театре с сотней гостей, к 2017 году инициатива превратилась в крупной международное событие с более чем (как следует из официальных сводок) 33 тысячами гостей.

Но и здесь не обошлось без скандалов. В 2017 году в Сети появились «чёрные списки» культурных деятелей (как правило, либеральных и оппозиционно настроенных по отношению к министру), чьё участие в форуме было признано «нецелесообразным». Среди персон нон-грата — режиссёр Александр Сокуров, писатель Борис Акунин, журналист Фёкла Толстая. Позже к ним добавились руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, критик Роман Должанский и даже приписанные от руки фамилии «Додин» и «Могучий». Сам Мединский назвал чёрные списки «анекдотом», а его зам Александр Журавский заявил, что «черный пиар добавляет популярности форуму».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>