Объявлен длинный список «Нацбеста»: впервые с Глуховским и без Пелевина

23 февраля 2016, 03:36
Версия для печати Версия для печати

Литературная премия «Нацбест» объявила длинный список на 2016 год. В нём – 44 произведения современных русских писателей, хотя обычно в лонг-листе значится больше полусотни позиций.

В связи с этим оргкомитет конкурса заговорил о серьёзных проблемах русской литературы.

– Пространство русской литературы съёживается, – отмечает ответственный секретарь «Нацбеста», писатель, редактор издательства «Лимбус Пресс» Вадим Левенталь. Он ссылается на ситуацию с издательствами «Амфора» и Ad Marginem, отказавшимися публиковать работы отечественных писателей-современников.

– Книжная среда гомогенизируется – дерзости, эксперимента, хулиганства, прорывов в ней становится меньше и меньше, – считает Левенталь.

Явным фаворитом конкурсной гонки-2016 выглядит роман «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, выдвинутый московским литературным критиком Валерией Пустовой. Среди писателей первого и второго ряда в списке также отмечены лауреат «Русского Букера» и «Большой книги» Александр Иличевский (его сборник эссе «Справа налево» упомянут в лонг-листе дважды), победитель «Русского Букера» Александр Снегирёв (книга «Как же её звали»), шорт-листёр многих премий уральская писательница Анна Матвеева (роман «Завидное чувство Веры Стениной»), петербургский филолог Андрей Аствацатуров с новой книгой «Осень в карманах».

В длинном списке также немало рукописей – «Пассажир» Владимира Козлова, «Диагноз Веспуччи» Сергея Дигола, «Девушка с плеером» Валентины Назаровой. Дважды в число номинантов попал Эльдар Саттаров с историческим романом «Транзит Сайгон-Алматы», вышедшем в Казахстане. Ранее Саттаров был известен только как переводчик.

Неизбежна для «Нацбеста» оказалась политика – в лонг-листе есть «Учебник истории. От Грозного до Путина» экстравагантного бизнесмена Германа Стерлигова, книга о Путине «Вся кремлевская рать», после которой главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь получил к своей должности приставку «экс-», книга «Украина трёх революций» Аглаи Топоровой, дочки покойного петербургского литературного критика и сооснователя «Нацбеста» Виктора Топорова.

Неожиданностью 2016 года можно назвать, что в списке появилась фигура известного фантаста Дмитрия Глуховского (книга «Метро-2035»). Его креатуру продвигает один из самых влиятельных литредакторов России Елена Шубина. Раньше Глуховский получал только специализированно-фантастические премии. Ещё один сюрприз – впервые в лонг-лист «Нацбеста» не прошёл Виктор Пелевин. Вадим Левенталь называет такую ситуацию «курьёзом» и косвенно связывает с отсутствием событий в русской литературе.

Читать книги из длинного списка большое жюри «Нацбеста» будет два месяца. Среди судей – поэт Дмитрий Воденников, писатели Павел Крусанов и Александр Гаррос, философ Андрей Тесля и многие другие. Шорт-лист премии объявят в конце апреля.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>