"Светский лубок" в Михайловском замке покажет фривольности и расскажет о патриотизме

21 августа 2015, 00:51
Версия для печати Версия для печати

Конец лета – не самый яркий период культурного сезона, но в Русском музее жизнь не утихает. Следом за роскошной экспозицией последних фондовых поступлений и концептуальной "Скульптурой в камне" здесь открылась выставка "Светский лубок конца 18 – начала 20 века". По объему экспозиция в Михайловском замке не столь велика, но разнообразна и ярка. Интересно здесь будет очень многим.

По сути, лубок является промежуточной стадией между народным искусством и профессиональной гравюрой. Сюжеты, основанные на мотивах ярмарочных гуляний и персонажей, известных во многих уголках страны, сдобренные едкими и порой малоприличными текстами, обеспечивали единство своеобразного "культурного поля" в среде крестьянского и незажиточного населения в разных регионах Российской империи. Но постепенно светский лубок становился средством пропаганды национальной идеи. Народные прибаутки сменили строки Пушкина, Кольцова и басни Крылова, а красочные картинки, становящиеся все более привлекательными по мере усовершенствования технологии изготовления, проникли также в купеческие жилища и дома бедных дворян, которым были не по карману живописные картины.

Посетители Михайловского замка увидят как традиционные сюжеты (вроде похороны кота мышами), так и патриотический лубок, посвященный русско-японской войне 1904 года. Не обойдется и без изображений томных красавиц в манящей неге, красноречиво свидетельствующих об уровне эстетических запросов российских мещан. Словом, на новой выставке демонстрируют не столько искусство, сколько яркий слепок с общественной жизни наших предков. И это очень интересно.

Выставка будет работать до октября.

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>