"Светский лубок" в Михайловском замке покажет фривольности и расскажет о патриотизме

21 августа 2015, 00:51
Версия для печати Версия для печати

Конец лета – не самый яркий период культурного сезона, но в Русском музее жизнь не утихает. Следом за роскошной экспозицией последних фондовых поступлений и концептуальной "Скульптурой в камне" здесь открылась выставка "Светский лубок конца 18 – начала 20 века". По объему экспозиция в Михайловском замке не столь велика, но разнообразна и ярка. Интересно здесь будет очень многим.

По сути, лубок является промежуточной стадией между народным искусством и профессиональной гравюрой. Сюжеты, основанные на мотивах ярмарочных гуляний и персонажей, известных во многих уголках страны, сдобренные едкими и порой малоприличными текстами, обеспечивали единство своеобразного "культурного поля" в среде крестьянского и незажиточного населения в разных регионах Российской империи. Но постепенно светский лубок становился средством пропаганды национальной идеи. Народные прибаутки сменили строки Пушкина, Кольцова и басни Крылова, а красочные картинки, становящиеся все более привлекательными по мере усовершенствования технологии изготовления, проникли также в купеческие жилища и дома бедных дворян, которым были не по карману живописные картины.

Посетители Михайловского замка увидят как традиционные сюжеты (вроде похороны кота мышами), так и патриотический лубок, посвященный русско-японской войне 1904 года. Не обойдется и без изображений томных красавиц в манящей неге, красноречиво свидетельствующих об уровне эстетических запросов российских мещан. Словом, на новой выставке демонстрируют не столько искусство, сколько яркий слепок с общественной жизни наших предков. И это очень интересно.

Выставка будет работать до октября.

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>