Валерий Фокин: Ситуация с «Тангейзером» может стать началом негативных для всей российской культуры процессов

05 марта 2015, 04:33
Версия для печати Версия для печати

Президент Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин направил губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому письмо о ситуации, сложившейся вокруг постановки оперы Р.Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Факт вызова в прокуратуру режиссера спектакля Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича – по факту заявления митрополита Тихона об оскорблении чувств верующих, всколыхнул театральную общественность России, а Гильдию российских режиссеров побудил собраться на внеочередное заседание Совета этой авторитетной организации.

«Зная Ваше заинтересованное и деятельно отношение к театральной культуре Новосибирска, которая по праву считается одной из самых сильных и перспективных в России (не в последнюю очередь, благодаря Вашим усилиям), мы просим Вас чрезвычайно внимательно и взвешенно отнестись к этому тонкому и непростому вопросу, – говорится в письме Валерия Фокина, составленном по поручению членом Совета Гильдии театральных режиссеров России. – Мы убеждены, что негативное отношение лишь одной из многих групп зрительской аудитории, пусть и очень активной, к какому-либо произведению театрального, музыкального или иного искусства, не может быть основанием для общественного обсуждения, и тем более не должно стать поводом для вызова автора в прокуратуру. Спектакль – это всегда сложносочиненное произведение, которое в идеале должно сталкивать интересы и мнения, будить мысль и воображение, быть катализатором активной духовной жизни. И всегда будут находиться те, кто посчитает позицию автора спектакля неверной, не соответствующей его мировосприятию».

Проясняя специфику режиссерской профессии, Валерий Фокин отмечает: «Несомненно, что режиссер как художник имеет право на интерпретацию произведения, которое он ставит. Без этой возможности он творчески мертв. Требование неукоснительно следовать образцу делает существование режиссера бессмысленным».

Также Валерий Фокин, что театр – это «сугубо светское учреждение, которое, если и является храмом, то только храмом искусства, и изначально религиозных отправлений он не может осуществлять – у него иные функции». «Очевидно, если рассуждать в логике заявителей, – остроумно размышляет Валерий Фокин, – то подавляющее большинство произведений русской и мировой литературы можно посчитать непригодными для постановки: от «Сказки о попе и работнике его Балде» Пушкина до пьес Мольера, от «Братьев Карамазовых» Достоевского до «Овода» Войнич». Что, как все мы надеемся, невозможно».

В финале письма главе Новосибирской области президент Гильдии режиссеров России особо подчеркивает, что ситуация вокруг новосибирского «Тангейзера» «отнюдь не является частной историей, а может стать началом негативных для все российской культуры процессов».

Полный текст письма Валерия Фокина опубликован на сайте СТД РФ.

Копия письма направлена в прокуратуру Новосибирской области.

Напомним, что на данный момент в поддержку спектакля «Тангейзер», его режиссера Тимофея Кулябина и директора НГАТОиБ открыто высказались председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова Олег Табаков, художественный руководитель московского Театра Наций Евгений Миронов, художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.

Фонтанка.ру

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>