Своим прочтением романа, получившего в 2014 году Пулитцеровскую премию, и ставшего одним из лучших прошлогодних открытий российской публики, поделится 23 июля писатель Лев Наумов.
Знаете ли вы что-нибудь о голландском художнике XVII века Кареле Фабрициусе? Ещё недавно можно было смело ответить: «Нет». Теперь люди, знакомые с новинками литературы, скорее скажут: «Да». И будут правы.
Дело в том, что именно картина Фабрициуса стала одним из «героев» романа «Щегол» американской писательницы Донны Тартт. Выпущенный на Западе в 2013 году, в 2014-м он получил Пулитцеровскую премию, а затем – всеобщее признание. Стивен Кинг считает, что «таких книг, как "Щегол", за десять лет появляется штук пять, не больше. Она написана и с умом, и с душой». Российский литературный критик Варвара Бабицкая замечает «детское счастье» читателей «Щегла», «проваливающихся в книжку с головой и с удовольствием нащупывающих толщину оставшихся страниц», а её коллега Майя Кучерская – «увлекательность, здоровую сентиментальность и волшебство» романа.
Секрет птички – в том, что она гармонично существует в дорогой нашему сердцу традиции викторианской литературы, но вместе с тем является чем-то большим. Чем? И что пропустили поклонники Тартт, глотая страницу за страницей? Об этом расскажет 23 июля в клубе «Книги и кофе» писатель Лев Наумов.
«Удивительное свойство романа «Щегол» состоит в том, что на первый беглый взгляд в нём нет ничего особенного, – говорит лектор. – Собственно, до поры головокружительный успех третьей книги Донны Тартт мало кто мог предсказать. На свете уже существовало немало произведений в той или иной степени похожих на «Щегла». Ещё больше их будет написано в будущем, но вероятно, ни одно из них уже не займёт того места, которое этот роман столбит за собой на наших глазах. Текст Тартт наглядно препарирует механизм связи времён. Это очевидным образом происходит в сюжете, но в то же самое время, это делает и книга как таковая – архаичный роман-воспитание, заполонивший книжные магазины в XXI веке. Восьмисотстраничный фолиант, который запоем читают в эпоху твиттера и инстаграма».
Лекция пройдёт в рамках цикла «Большие книги», где Наумов ведёт речь о «произведениях ключевых», но вместе с тем в восприятии которых видится «некая неполнота»: о них говорят незаслуженно редко или вообще не вспоминают, или, наоборот, проходят в школах и университетах, но «не обращают внимания на что-то существенное».
Примерный план следующих лекций таков:
«Мёртвые души» – 1 октября,
«Матрос с Гибралтара» – 29 октября,
«Одиссея» – 26 ноября.
За изменениями в расписании можно следить в паблике Льва Наумова.
Лекция о «Щегле» начнётся в 19.00.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
В «Открытом пространстве» покажут детский спектакль о верном слоне и театре
26 октября в театре «Открытое пространство» режиссер Екатерина Гороховская представляет премьеру спектакля «Слон Хортон» — музыкальное приключение, в котором знаменитая история Доктора Сьюза становится поводом для разговора о природе театра и силе воображения.
-
В Петербурге пройдет недельная лаборатория по исследованию тоски
С 29 октября по 3 ноября на театральной площадке «Узел» состоится неделя междисциплинарных работ «Томление духа/Ностальгия» — лаборатория по исследованию тоски — того самого Sehnsucht, что пронизывает полотна Каспара Давида Фридриха и продолжает тревожить современных художников.
-
Пермский балет привезет в Петербург триптих-программу из Баланчина, Стравинского и Раннева
4 ноября на основной сцене БДТ имени Товстоногова в рамках гастролей к 100-летию Пермского балета будет впервые показана триптих-программа одноактных балетов — «Вариации на тему рококо», «Орфей» и «Ultima Thule».
-
В «Субботе» представят несентиментальный разговор для подростков о первой любви и первой потере
25 и 26 октября «Содружество негосударственных театров» на сцене театра «Суббота» представит премьеру спектакля «Гудбай Китти» — документальную историю, превращающую личную травму подростка в первое знакомство с языком любви и утраты.
-
На 7 ярусе Александринки артисты, работавшие сто лет назад, поделятся своими историями
25 и 26 октября Александринский театр представляет премьеру спектакля «На покое» — ностальгическую фантазию по мотивам одноименного рассказа и других произведений Куприна, в центре которых оказываются старые актеры и актрисы. Режиссерский дебют артиста труппы Валерия Степанова становится философским размышлением о природе актёрского существования.
-
«Театральный проект 27» выпускает рэп-спектакль о том, как Пушкин был подростком
С 25 по 28 октября «Театральный проект 27» представляет премьеру рэп-мюзикла «Пушка» — музыкальный спектакль, в котором юный Саша Пушкин и его друзья-лицеисты говорят на языке современных подростков, благодаря чему классическая история становления гения обретает ритмы хип-хопа.
Куда пойти 24–26 ноября: премьера в Александринском театре, урбанистический «Архитектон» и «растения — соблазнители»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 октября 2025 - Гран-При «Послания к человеку» получил фильм о месте, куда падают отработанные ступени ракет
- 24 октября 2025 - Петербург очистили от негатива: по случаю 110-летия дацана ламы провели в Эрмитаже буддийский ритуал «Цам»
- 23 октября 2025 - Группа «КИНО» даст первый за два года сольный концерт в Петербурге
- 22 октября 2025 - В Царском Селе — непростые посадки, за лопату взялся Михаил Пиотровский
- 22 октября 2025 - VK Fest объявил даты проведения в 2026 году