«Щегла» Донны Тартт обсудят в «Книгах и кофе»

Версия для печати Версия для печати

Своим прочтением романа, получившего в 2014 году Пулитцеровскую премию, и ставшего одним из лучших прошлогодних открытий российской публики, поделится 23 июля писатель Лев Наумов.

Знаете ли вы что-нибудь о голландском художнике XVII века Кареле Фабрициусе? Ещё недавно можно было смело ответить: «Нет». Теперь люди, знакомые с новинками литературы, скорее скажут: «Да». И будут правы.

Дело в том, что именно картина Фабрициуса стала одним из «героев» романа «Щегол» американской писательницы Донны Тартт. Выпущенный на Западе в 2013 году, в 2014-м он получил Пулитцеровскую премию, а затем – всеобщее признание. Стивен Кинг считает, что «таких книг, как "Щегол", за десять лет появляется штук пять, не больше. Она написана и с умом, и с душой». Российский литературный критик Варвара Бабицкая замечает «детское счастье» читателей «Щегла», «проваливающихся в книжку с головой и с удовольствием нащупывающих толщину оставшихся страниц», а её коллега Майя Кучерская – «увлекательность, здоровую сентиментальность и волшебство» романа.

Секрет птички – в том, что она гармонично существует в дорогой нашему сердцу традиции викторианской литературы, но вместе с тем является чем-то большим. Чем? И что пропустили поклонники Тартт, глотая страницу за страницей? Об этом расскажет 23 июля в клубе «Книги и кофе» писатель Лев Наумов.

«Удивительное свойство романа «Щегол» состоит в том, что на первый беглый взгляд в нём нет ничего особенного, – говорит лектор. – Собственно, до поры головокружительный успех третьей книги Донны Тартт мало кто мог предсказать. На свете уже существовало немало произведений в той или иной степени похожих на «Щегла». Ещё больше их будет написано в будущем, но вероятно, ни одно из них уже не займёт того места, которое этот роман столбит за собой на наших глазах. Текст Тартт наглядно препарирует механизм связи времён. Это очевидным образом происходит в сюжете, но в то же самое время, это делает и книга как таковая – архаичный роман-воспитание, заполонивший книжные магазины в XXI веке. Восьмисотстраничный фолиант, который запоем читают в эпоху твиттера и инстаграма».

Лекция пройдёт в рамках цикла «Большие книги», где Наумов ведёт речь о «произведениях ключевых», но вместе с тем в восприятии которых видится «некая неполнота»: о них говорят незаслуженно редко или вообще не вспоминают, или, наоборот, проходят в школах и университетах, но «не обращают внимания на что-то существенное».

Примерный план следующих лекций таков:

«Мёртвые души» – 1 октября,

«Матрос с Гибралтара» – 29 октября,

«Одиссея» – 26 ноября.

За изменениями в расписании можно следить в паблике Льва Наумова.

Лекция о «Щегле» начнётся в 19.00.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
 

Опубликовано 12 июля 2016, 13:04
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>