Фото: Пресс-служба Государственного музея истории религии

Музей истории религии открывается первой в России отдельной выставкой антиминсов

Версия для печати Версия для печати

На выставке «Освятися алтарь…» представят антиминсы – ими обычно покрывают алтарь в православном храме. Музей покажет графические антиминсы, в XVII веке ставшие особым видом искусства. Это не застывшие по форме предметы литургического быта, но эстетически любопытные источники информации о жизни России Нового времени.

Антиминс несёт большую символическую нагрузку – например, плат, освященный архиереем, легитимирует таинства, совершаемые в храме. Антиминсы появились с самого принятия христианства на Руси в X веке и долго оставались простыми по форме – рисованными, с изображением креста. В ткань часто вшивали кусочек мощей святых.

Положение во гроб (икона-плащаница). Россия, конец XIX в. Дерево, темпера
Положение во гроб (икона-плащаница). Россия, конец XIX в. Дерево, темпера

Фото: Пресс-служба Государственного музея истории религии

К началу XVII века, когда меняется и становится более витиеватым все церковное искусство России, простой рисунок креста на антиминсах меняется на сюжеты: «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб». Вслед за рисованными антиминсами появляются графические, когда изображение на ткани отпечатано с гравированной доски. Из-за высокого спроса на антиминсы мастерам приходилось искать пути, как увеличить срок службы досок – так пришли техники высокой резьбы на меди и гальванопластики.

«Большой» антиминс. Художник и гравер И.Ф. Зубов. Московская Синодальная типография, 1722 г. Офорт, резец
«Большой» антиминс. Художник и гравер И.Ф. Зубов. Московская Синодальная типография, 1722 г. Офорт, резец

Фото: Пресс-служба Государственного музея истории религии

Если вам все ещё кажется, что речь о малозначительной церковной утвари, то учтите, что речь о первой в стране отдельной экспозиции антиминсов (есть возможность составить мнение), а помимо чтения сюжетов и отслеживания графических техник можно рассмотреть надписи на антиминсах – по сути это исторические документы. Там есть названия храмов, имена и подписи архиереев – бытовые детали, оживляющие историю. На выставке будут антиминсы XVII – XIX веков. Большинство из них будут экспонироваться впервые, а дополнят картину иконы, гравюры с видами городов, редкие печатные издания.

Выставка пройдёт с 20 июля по 29 сентября 2020 в Музее истории религии. 12+

Обратите внимание на временные правила посещения музея: в музее обязательно носить маску и перчатки и соблюдать социальную дистанцию, вход только по сеансам с интервалом 20 минут, на каждый сеанс продают не больше десяти билетов, экскурсионные группы – не больше пяти человек. Подробности – на сайте музея

Анастасия Семенович

 

Опубликовано 19 июля 2020, 12:06

Другие события

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>