Сотрудники Эрмитажа расскажут о самозванцах и импрессионистах

Версия для печати Версия для печати

К «самозванцам» причислили, например, Александра Сокурова, но Александр Николаевич вряд ли обидится, поскольку в хорошей компании: Гринуэй, фон Триер, Параджанов. А на волне громких выставок импрессионистов не лишне разобраться, почему по ним мир с ума сходит. Два новых курса Школы Masters стартуют 9 и 10 сентября.

«Каждого из главных героев этого курса могли назвать самозванцем», — поясняет искусствовед Марина Шульц, куратор, зам заведующего Отделом современного искусства Эрмитажа. Все мы слегка самозванцы, если внедряемся в стороннюю область. А современные художники именно это и делают: берут пример с коллег из эпохи Ренессанса и обращаются к самым разным видам искусства. Марина Шульц, впрочем, понимает «самозванство» не только в положительном смысле (как у Кабаковых или Пригова), но и расскажет едва ли не криминальные истории о художниках, которых и самозванцами не назовешь, поскольку их попросту не было, а был сплошной обман общественности.

Другой курс, «Импрессионисты: кто они?», мог бы показаться данью моде и ответом на мощные выставки коллекций Морозовых и Щукиных — но импрессионисты из моды и не выходили, и в этом-то странность. Как отмечает Наталья Дёмина (главный научный сотрудник Эрмитажа), живопись импрессионистов — едва ли не единственное явление западноевропейского искусства, которое покорило всех — от американцев до японцев. Демина расскажет, почему картины Моне дороже полотен старых мастеров, чем оскандалился «Завтрак на траве» Мане и как Ренуар примерил вроде бы «пейзажный» импрессионизм к портрету.

«Самозванцы» стартуют 9 сентября, начало в 19.00, «Импрессионисты — кто они?» — 10 сентября, начало в 12.00. Можно прослушать отдельные лекции, можно весь курс. 

Александра Шеромова

Опубликовано 02 сентября 2019, 17:46

Другие события

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>