
Норвежский славист расскажет, как Достоевский повлиял на Мунка и норвежскую культуру

Автор знаменитого «Крика» Эдвард Мунк умер в январе 1944-го, на его прикроватном столике лежала книга Djasvlene — «Бесы» по-норвежски. О том, как русский классик повлиял на норвежского экспрессиониста, поведает норвежский же славист Петер Норманн Воге в Маяковке 21 мая, вход свободный.
У Мунка есть картина «Кроткая» — а «Кроткую» Достоевского Мунк называл одной из своих любимых произведений. Не удивительно, что в картине «Крик» (вдохновившей многих, от Энди Уорхола до создателей одноименного ужастика) некоторые исследователи разглядели метания Родиона Романовича Раскольникова. Гость библиотеки Маяковского философ, культуролог и писатель Петер Норманн Воге изрядное время посвятил Ф.М. Достоевскому: написал «Федор Достоевский: свержение идолов», сборник эссе «Достоевский в диалоге», а в своей лекции «Северная душа. Эдвард Мунк и Федор Достоевский» подробно расскажет о влиянии произведения Федора Михайловича на Эдварда Мунка и «о родстве душ двух великих творцов». Но Мунком лектор не ограничится: он, как обещано, в целом «рассмотрит культурные и социальные предпосылки значения великого русского писателя для норвежской культуры». Без Достоевского, уверяет Воге, не знали бы мы Мунка таким, каким его знаем, а, например, в норвежской литературе не без влияния Ф.М. зародилось в свое время движение «Современный прорыв», ратовавшее за равенство полов и гражданские свободы.
Лекцию пройдет на норвежском языке, но с переводом на русский. Начало в 18.00 21 мая в Маяковке (наб. Фонтанки, 46), вход свободный.
Александра Шеромова
Также читайте: Наброски к «Крику» и неизвестные работы Мунка выложили в Сети
Другие события
-
Московский театр «Практика» привозит спектакль о барахолках как энциклопедии нашей жизни
Как часто мы обходим блошиные рынки стороной, видя в них только неприглядную реальность и торг по низкой цене? 18 и 19 сентября петербургские зрители смогут посмотреть на эти места через другую призму — глазами театральных исследователей, которые больше года жили в их мире. Московский театр «Практика» приедет на Новую сцену Александринки со спектаклем Юрия Квятковского «Барахло».
-
В кино покажут новую романтическую драму Роберта Земекиса со звёздами «Форреста Гампа»
Одна из самых известных работ Роберта Земекиса — комедийная драма «Форрест Гамп», где он тоже показал часть истории США глазами героя Тома Хэнкса. В свою нынешнюю работу он вновь пригласил Хэнкса и его партнёршу по «Форресту Гампу», актрису Робин Райт; они сыграли главных героев, супругов из поколения бэби-бумеров Ричарда и Маргарет Янг. Пара проходит вместе через любовь, трудности и утраты на протяжении полувека.
-
В прокат выходит абсурдистская черная комедия о 12 незнакомцах «Ангелы не жужжат»
18 сентября стартует показ сербско-российской черной комедии «Ангелы не жужжат». Режиссер Александр Селиверстов снял, как он сам это называет, «кинокомикс об аутсайдерах» — притчу, в которой соединились и абсурдизм шведа Роя Андерссона, и аллюзии на Вима Вендерса, и кафкианская атмосфера постсоветской реальности, и сатира на бюрократию, и религиозная притча.
-
«Долгая прогулка»: триллер-антиутопия по первому роману Стивена Кинга от режиссёра «Голодных игр»
18 сентября в прокат выходит антиутопический триллер «Долгая прогулка». В основу сценария положен одноименный роман Стивена Кинга 1979 года — первый, написанный «королём ужасов». По сюжету, в антиутопической Америке будущего правит тоталитарный режим. Он ежегодно проводит соревнование по ходьбе под названием «долгая прогулка». По правилам, Идущие должны идти, не снижая скорость ниже трех миль в час, иначе им грозит казнь. Соревнование ведётся до последнего участника; победитель получает всё, что пожелает.
-
Звезда «Гарри Поттера» восстанавливает справедливость в фантастическом боевике от автора «Железного неба»
18 сентября в прокат выходит фантастический боевик «Альтер», снятый финским режиссером Тимо Вуоренсола. В новом его фильме главную роль исполнил Том Фелтон (Драко Малфой из «Гарри Поттера»). Здесь он сыграл гениального изобретателя Леона, прикованного к инвалидному креслу. Леон обитает в постапокалиптическом мире, где генномодифицированная элита купается в роскоши, а все прочие прозябают в трущобах. Разъяренный несправедливостью Леон создает мощный экзоскелет, чтобы защитить слабых и разрушить систему, отнявшую у него всё.
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35