В БДТ представят «первый великий роман XXI века» — «Аустерлиц» Зебальда
Версия для печати
Евгения Сафронова стала первым русским режиссером, который решился поставить роман немецкого писателя Винфрида Георга Зебальда «Аустерлиц». Премьера назначена на 30 января на второй сцене БДТ — в Каменноостровском театре.
Написанный в 2001 году «Аустерлиц» стал последним произведением для немецкого историка литературы и писателя Винфрида Георга Зебальда и «первым великим романом XXI века» по мнению газеты The New York Times. В заглавие книги вынесена фамилия главного героя — Жака Аустерлица, вывезенного в числе многих еврейских детей в Англию. Историк архитектуры, он осознает, что не знает ничего о своем прошлом и жил в приемной семье под вымышленным именем. Повествование ведется практически от первого лица: по сюжету, персонаж от автора встречается с протагонистом случайно на протяжении 30 лет в Бельгии, Англии и Франции и записывает его рассказы о попытках восстановить историю семьи, о жизни от первого до последнего дня. Зебальд не стремится поразить читателей описаниями ужасов или резкими сюжетными поворотами: по замечанию литературного критика Галины Юзефович, ему удалось ни разу не употребить слово «Холокост». Он изучает прежде всего опыт переживания горя, а не саму травму.
Евгения Сафонова поставила своей целью сохранить букву и дух текста романа и перевести их в сценический язык максимально точно. Прототипом для сценического пространства стало существующее в реальности место, которое возникает в романе — регистратура «образцового гетто» в крепости Терезине. Режиссер специально ездила в Чехию и побывала там, а затем цеха БДТ смогли создать похожее пространство. На больших экранах будут показаны все те документальные свидетельства, которые находит герой на своем пути через мировую историю к жизни своей настоящей семьи (видеохудожник — Михаил Иванов).
Фото: Стас Левшин, фото предоставлено организаторами
У актеров найден особый способ существования: они освобождают текст от смыслов, которые могли бы навязать, оставляют зрителю свободу для интерпретации. В ролях — Алена Кучкова, Александра Магелатова, Мария Сандлер, Василий Реутов и Алексей Фурманов. Музыку к спектаклю создает композитор Владимир Раннев, дважды номинированный на «Золотую маску» за оперу «Проза» в Электротеатре в номинациях «работа режиссера» и «работа композитора».
Премьерные показы пройдут 30 января, 5 и 6 февраля.16+.
Софья Козич
Другие события
-
Семен Серзин выпускает новый хит по пьесе Стешика с Олегом Рязанцевым о пацанской дружбе
15 ноября, а также 4 и 6 декабря в «Невидимом театре» Семен Серзин представит спектакль «Мороз» — роуд-муви без маршрута по пьесе Константина Стешика, в которой пацанская дружба проходит проверку смертью и льдом. Спектакль исследует, может ли дружба, рожденная в пацанской среде с ее особыми законами чести, стать сильнее смерти и физического распада. Главные роли сыграют — Олег Рязанцев из МДТ и актер «Мастерской» Миша Касапов.
-
В библиотеке расскажут об Абрикосовых, Брусницыных, Елисеевых и других купеческих династиях Петербурга
Абрикосовы, Брусницыны, Елисеевы и другие купеческие династии обеспечивали благосостояние не только себе, но и имперской столице. О самых ярких представителях и их судьбах расскажут 15 ноября. Бесплатно. 16+
-
Историк искусства расскажет о моде для злодеев и преступников
В продолжении цикла лекций «Одевая кино» историк искусства, моды и дизайна, методист Эрмитажа Екатерина Бычкова 15 ноября прочитает лекцию «Костюм для преступления», в которой расскажет, как при помощи костюма создаются образы героев нуарного кино, гангстерских фильмов и криминальных драм. Бесплатно. 18+
-
«Плохой театр» выпускает премьеру по Пелевину в катакомбах Петрикирхе
Что остается от мечты о космосе, когда она становится смертельным приговором? 18 ноября в катакомбах Петрикирхе «Плохой театр» представит спектакль «Летом будущего года» — притчу в жанре социальной фантастики по мотивам пелевинского романа «Омон Ра», в котором пятеро курсантов добровольно соглашаются на миссию без возврата.
-
Балет-медитация откроет II Фестиваль искусств имени Шаляпина «Дар»
18 ноября на сцене Александринского театра в рамках II Фестиваля искусств имени Шаляпина «Дар» состоится премьера современного балета «Медитация» — спектакля-путешествия, в котором десять музыкальных новелл становятся этапами движения от внешнего шума к внутренней гармонии.
-
Историк маячной службы расскажет о первых в России металлических маяках
Когда читаешь эти названия, и не скажешь, что речь о России: Фридрихштадтский, Нерва, Сескар. Но это российские маяки, и на их примере 18 ноября в Лектории Петропавловской крепости расскажут, какие изменения происходили в маячной «сфере» в 1840–1890-е годы. 16+
Куда пойти 14–16 ноября: открытие первого катка, Beat Weekend, «Дягилев P.S.», фестиваль кимчи
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
- 12 ноября 2025 - Начались съемки фильма «Истребители» о событиях 1991 года на крейсере «Адмирал Кузнецов»
- 11 ноября 2025 - Плюс — не помеха: «Новая Голландия» с выходных открывает каток
Статьи
-
14 ноября 2025, 14:40В Александринском театре прошла премьера фантастической мелодрамы Егора Кончаловского «Авиатор» по одноименному роману Евгения Водолазкина. В книге Александринка — одна из первых локаций, которые вспоминаются герою-попаданцу, заброшенному в результате научного эксперимента из начала прошлого века в наши дни, но вообще-то прямых связей с первоисточником в фильме не так уж много.
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46