В БДТ представят «первый великий роман XXI века» — «Аустерлиц» Зебальда

Версия для печати Версия для печати

Евгения Сафронова стала первым русским режиссером, который решился поставить роман немецкого писателя Винфрида Георга Зебальда «Аустерлиц». Премьера назначена на 30 января на второй сцене БДТ — в Каменноостровском театре.

Написанный в 2001 году «Аустерлиц» стал последним произведением для немецкого историка литературы и писателя Винфрида Георга Зебальда и «первым великим романом XXI века» по мнению газеты The New York Times. В заглавие книги вынесена фамилия главного героя — Жака Аустерлица, вывезенного в числе многих еврейских детей в Англию. Историк архитектуры, он осознает, что не знает ничего о своем прошлом и жил в приемной семье под вымышленным именем. Повествование ведется практически от первого лица: по сюжету, персонаж от автора встречается с протагонистом случайно на протяжении 30 лет в Бельгии, Англии и Франции и записывает его рассказы о попытках восстановить историю семьи, о жизни от первого до последнего дня. Зебальд не стремится поразить читателей описаниями ужасов или резкими сюжетными поворотами: по замечанию литературного критика Галины Юзефович, ему удалось ни разу не употребить слово «Холокост». Он изучает прежде всего опыт переживания горя, а не саму травму.

Евгения Сафонова поставила своей целью сохранить букву и дух текста романа и перевести их в сценический язык максимально точно. Прототипом для сценического пространства стало существующее в реальности место, которое возникает в романе — регистратура «образцового гетто» в крепости Терезине. Режиссер специально ездила в Чехию и побывала там, а затем цеха БДТ смогли создать похожее пространство. На больших экранах будут показаны все те документальные свидетельства, которые находит герой на своем пути через мировую историю к жизни своей настоящей семьи (видеохудожник — Михаил Иванов).



Фото: Стас Левшин, фото предоставлено организаторами

У актеров найден особый способ существования: они освобождают текст от смыслов, которые могли бы навязать, оставляют зрителю свободу для интерпретации. В ролях — Алена Кучкова, Александра Магелатова, Мария Сандлер, Василий Реутов и Алексей Фурманов. Музыку к спектаклю создает композитор Владимир Раннев, дважды номинированный на «Золотую маску» за оперу «Проза» в Электротеатре в номинациях «работа режиссера» и «работа композитора».

Премьерные показы пройдут 30 января, 5 и 6 февраля.16+.

Софья Козич

Опубликовано 28 января 2019, 17:40

Другие события

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>