"БТК-фест": апокалипсис в спичечном коробке, космос через глазок и макет концлагеря

Версия для печати Версия для печати

Уже пятый год фестиваль актуальных кукол — БТК-фест привозит в Петербург самые сливки современного театра кукол и успешно разрушает миф, что куклы — это для детей. В этом году создатели фестиваля разделили программу на две части — «микро» и «макро» — и показывают 13 спектаклей из 10 стран мира со 2 по 6 ноября.

БТК-фест единственный в России обладает выверенной программой: в прошлом году все спектакли объединяли в себе черты нового цирка, театра кукол и предмета, а в этом году фестиваль играет с масштабами. Программа поражает воображение и размером, и философской глубиной постановок: вы увидите апокалипсис в спичечном коробке, космос через глазок 4х7 см и другие чудеса. Рассказываем о спектаклях от самого маленького до самого большого.

Микро-программа: от спичечного коробка до шатра

Спектакль в спичечных коробках станет самым крошечным спектаклем в программе «микро». Это «Апокалипсис» московского театра «Тень», который Илья Аппельбаум восстановил специально для БТК-феста. Сцены из Библии и Евангелия разыгрываются в спичечных коробках и длятся ровно столько, сколько горит спичка. А фонограмма смонтирована так, что в ней звучат голоса Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Михаила Чехова, Коонен, Москвина, Качалова, Толстого, Набокова, Маяковского, Смоктуновского, Васильева, Фоменко, Цискаридзе и многих других — все они говорят по одному слову. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

Портал сцены размером 4x7 см, по сути — замочная скважина, сквозь которую единственный зритель наблюдает за приключениями крошечного спутника в космосе. «Спутник» чешского MIR.theatre в таком крошечном формате использует принципы работы бумажных и механических игрушек, а также книг-раскладушек, словно отражая масштабы Галактики в одном атоме. (16+)

Подглядывать за происходящим вы будете и в спектакле белорусской певицы и основательницы кабарэ-бэнда «Серебряная свадьба» Светланы Бень. За занавеской вы увидите диковинный «Театральный автомат», где все происходящее будет зависеть только от ваших решений. (3+)

Сценой для спектакля "Не более одного чемодана" по мотивам истории Анны Франк станет чемодан. Nordic Puppet Ambassadors, балансируя на грани между инсталляцией и театром, рассказывает историю про людей, которых отправляют против их воли в путешествие во враждебный мир. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

А самым крошечным спектаклем-бродилкой станет «h.g.» по истории Гензель и Гретель от швейцарского театра «Trickster-p». Зрители пройдут тот же путь, что и герои сказки, по девяти крошечным комнатам. И путь этот не обещает быть приятным, а скорее напоминает детские и кровавые сказки братьев Гримм (этот спектакль пройдет в пространстве «Цифербург» на наб. Фонтанки, 20). (9+)

Макро-программа: от малой до большой сцены БТК

Французско-хорватский проект «Предвидение» Джузеппе Чико и Барбары Матижевич рассчитан на большой зал, но действие происходит на экране ноутбука и использует коллекцию любительниц видео, найденных на youtube. Актриса взаимодействует с видео так, что становится продолжением экрана. (12+)

Большую сцену и зрительный зал Большого театра кукол основательно сокращают для премьеры театра — «Гамлет. Ширма». Вы точно увидите этот спектакль в репертуаре БТК, но советуем прорваться именно на показ 4 ноября: роль Гамлета здесь исполнит сам художественный руководитель театра Руслан Кудашов. Он просто заменяет артиста, однако ключевой монолог для всего мирового театра «Быть или не быть» в его исполнении становится совершенно новым прочтением хрестоматийного текста. Недаром в анонсах спектакля подчеркивается, что это анекдотический пересказ пьесы Шекспира: его герои живут в дописьменную эпоху, не способны к формулировке мыслей. Вы увидите отличный пример балаганного прочтения «Гамлета» — но по-прежнему очень глубокого. (18+)



Фото: macromicro.tilda.ws

На Малой сцене будет показана целая серия спектаклей. Финский Livsmedlet Theatre привозит «Невидимые земли»: он был создан во время эмиграции сотен тысяч арабов в 2015 году и посвящен жертвам мировой политики. На наших экранах мы видим фигурки маленьких беженцев, и это несопоставимо с тем физическим и духовным опытом, который они переживают. Французская Compagnie Samolet исполнит спектакль After Chekhov в постановке одного из создателей фестиваля — Анны Ивановой-Брашинской. (Все спектакли — 12+).

Переходим от Малой сцены к крупным формам: французско-норвежский Plexus Polaire покажет на большой сцене «Темную комнату», посвященный радикальной феминистке Валери Соланас, стрелявшей в Энди Уорхола. Вас ждут манекены, видеопроекции, а еще юмор и ощущение одиночества. (16+)



Фото: macromicro.tilda.ws

На основной сцене же будет показан еще один проект Светланы Бень — «Из жизни насекомых». Пелевин здесь не причём: спектакль основывается на 14 стихотворениях обэриута Николая Олейникова. Светлана Бень использует здесь свою группу и балансирует на грани между детскими считалками и трагедией. (12+)

Завершится фестиваль самыми долгожданными для всех зрителей гастролями — «Отель Модерн» привозит спектакль «Лагерь». По словам организаторов, они потратили несколько лет на то, чтобы организовать эти гастроли. Спектакль рассчитан исключительно на взрослую аудиторию: здесь размышляют о том, что происходило в концлагере «Аушвиц». Как представить самый масштабный геноцид в истории человечества? На сцене создадут макет концлагеря с куклами размеров в 8 сантиметров, а огромные актеры, как военные корреспонденты, проведут зрителей по пути репрессированных.



Фото: macromicro.tilda.ws

Полное расписание — на сайте БТК-фест. 

БТК-фест создают Анна Иванова-Брашинска, Наталья Сергеевская и Татьяна Кузовчикова. Запомните эти имена: именно благодаря им БТК стал главным российским центром современного театра кукол, который говорит на серьезные, важные для каждого человека темы. И нынешний фестиваль — тому подтверждение. К слову, директор Большого театра кукол Александр Калинин был удостоен «Золотого софита» за проведение БТК-феста.

Софья Козич

Опубликовано 01 ноября 2018, 16:27
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>