Антон Батагов привезёт новый фортепианный цикл
Версия для печати
17 сентября на «Эрарта-сцене» Антон Батагов, один из самых тонких и умных российских композиторов-минималистов, представит фортепианный цикл «Где нас нет. Письма игумении Серафимы». Люди чувствующие пишут об этой музыке так: «Это тот градус красоты, когда боль переходит в свечение».
Произведение Батагова посвящено истории одной семьи, на долю которой выпали нелегкие испытания, ставшие часть печальной истории XX века. Наталия Янсон и ее близкие были вынуждены после революции эмигрировать. А впоследствии их разлучила Великая Отечественная война — как оказалось, на десятилетия.
«Это сочинение в каком-то смысле можно считать продолжением «Писем Рахманинова», – говорит Антон Александрович. – Отправной точкой для него стало посещение русского православного монастыря рядом с Нью-Йорком. Но если идея «Писем Рахманинова» была полностью придумана мною, то есть писем как таковых в «действительности» не было, то в новом сочинении есть невыдуманный сюжет и подлинные письма из архива одной семьи. В них отразилась история русской эмиграции, история страны, погибшей в 1917 году и продолжающей жить в тех людях, которые навсегда сохранили в себе свет русской культуры и духовных традиций».
Между частями фортепианного цикла Батагов будет читать отрывки из писем Янсон, которая после смерти супруга постриглась в монахини под именем матери Серафимы и в последние годы своей жизни была игуменией Ново-Дивеевской обители. Там живет настоящая тоска по родине, которую мы потеряли. В этом монастыре, в 30 километрах от Нью-Йорка хранится икона Серафима Саровского, написанная при его жизни и перед которой молилась царская семья. А на монастырском кладбище похоронены тысячи людей, уехавших из России после Октябрьского переворота 1917 года. По сути, письма Серафимы – это история высочайшей по чувственности любви матери и сына, волею судеб оказавшихся по разные стороны железного занавеса и единожды встретившихся лишь спустя десятилетия.
«Семья Янсон – петербуржцы. История этой семьи и игумении Серафимы – часть истории этого города и истории нашей страны, – резюмирует Батагов. – Сыграть эту вещь в Петербурге для меня особенно важно. Это как привезти домой частичку этого дома, найденную очень далеко. Музыка не служит иллюстрацией к этим письмам, она существует как бы параллельно, как размышление о том, что пословица «хорошо там, где нас нет» – это не только про дальние страны и расстояние. Это про время, которое, увы, уходит навсегда».
Начало в 20.00
Кирилл Рейн
Другие события
-
Балет-медитация откроет II Фестиваль искусств имени Шаляпина «Дар»
18 ноября на сцене Александринского театра в рамках II Фестиваля искусств имени Шаляпина «Дар» состоится премьера современного балета «Медитация» — спектакля-путешествия, в котором десять музыкальных новелл становятся этапами движения от внешнего шума к внутренней гармонии.
-
«Плохой театр» выпускает премьеру по Пелевину в катакомбах Петрикирхе
Что остается от мечты о космосе, когда она становится смертельным приговором? 18 ноября в катакомбах Петрикирхе «Плохой театр» представит спектакль «Летом будущего года» — притчу в жанре социальной фантастики по мотивам пелевинского романа «Омон Ра», в котором пятеро курсантов добровольно соглашаются на миссию без возврата.
-
Историк маячной службы расскажет о первых в России металлических маяках
Когда читаешь эти названия, и не скажешь, что речь о России: Фридрихштадтский, Нерва, Сескар. Но это российские маяки, и на их примере 18 ноября в Лектории Петропавловской крепости расскажут, какие изменения происходили в маячной «сфере» в 1840–1890-е годы. 16+
-
«Такой театр» выпускает документальную драму о Яне Карском — курьере из польского гетто
Что может один человек против машины уничтожения, если правда становится его единственным оружием? 20 и 21 ноября в «Таком театре» на площадке «Скороход» состоится премьера спектакля «Польский курьер» — документальной драмы о Яне Карском, курьере польского сопротивления, который рисковал жизнью, чтобы донести до мира правду о Холокосте.
-
Библиотека Маяковского расскажет о новых книгах про Петербург
Каждый год осенью Центр петербурговедения библиотеки им. В. В. Маяковского устраивает фестиваль-презентацию. В поле зрения специалистов попадают книги, путеводители, карты, настольные игры и даже необычные сувениры, так или иначе связанные с Петербургом. Фестиваль пройдет 22 ноября, а программа обещает быть насыщенной и интересной. Вход свободный.
-
Гала-концерт звезд оперы и вручение премии «Онегин» пройдут на сцене Мариинского
Торжественная церемония награждения лауреатов Национальной оперной премии «Онегин» и гала-концерт звезд оперы (6+) состоятся 29 ноября на исторической сцене Мариинского театра. Победителей выберут в восьми номинациях.
Куда пойти 14–16 ноября: открытие первого катка, Beat Weekend, «Дягилев P.S.», фестиваль кимчи
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 13 ноября 2025 - В Александринском театре — светская премьера фильма «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина
- 13 ноября 2025 - Мультсериалы «Даша-путешественница» и «Истории Черепашек-ниндзя» закроют
- 13 ноября 2025 - На ярмарке Nonfiction представят новый роман Проханова «Милый танк»
- 12 ноября 2025 - Начались съемки фильма «Истребители» о событиях 1991 года на крейсере «Адмирал Кузнецов»
- 11 ноября 2025 - Плюс — не помеха: «Новая Голландия» с выходных открывает каток
Статьи
-
14 ноября 2025, 14:40В Александринском театре прошла премьера фантастической мелодрамы Егора Кончаловского «Авиатор» по одноименному роману Евгения Водолазкина. В книге Александринка — одна из первых локаций, которые вспоминаются герою-попаданцу, заброшенному в результате научного эксперимента из начала прошлого века в наши дни, но вообще-то прямых связей с первоисточником в фильме не так уж много.
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
05 ноября 2025, 15:50
-
02 ноября 2025, 18:46