Антон Батагов привезёт новый фортепианный цикл
Версия для печати
17 сентября на «Эрарта-сцене» Антон Батагов, один из самых тонких и умных российских композиторов-минималистов, представит фортепианный цикл «Где нас нет. Письма игумении Серафимы». Люди чувствующие пишут об этой музыке так: «Это тот градус красоты, когда боль переходит в свечение».
Произведение Батагова посвящено истории одной семьи, на долю которой выпали нелегкие испытания, ставшие часть печальной истории XX века. Наталия Янсон и ее близкие были вынуждены после революции эмигрировать. А впоследствии их разлучила Великая Отечественная война — как оказалось, на десятилетия.
«Это сочинение в каком-то смысле можно считать продолжением «Писем Рахманинова», – говорит Антон Александрович. – Отправной точкой для него стало посещение русского православного монастыря рядом с Нью-Йорком. Но если идея «Писем Рахманинова» была полностью придумана мною, то есть писем как таковых в «действительности» не было, то в новом сочинении есть невыдуманный сюжет и подлинные письма из архива одной семьи. В них отразилась история русской эмиграции, история страны, погибшей в 1917 году и продолжающей жить в тех людях, которые навсегда сохранили в себе свет русской культуры и духовных традиций».
Между частями фортепианного цикла Батагов будет читать отрывки из писем Янсон, которая после смерти супруга постриглась в монахини под именем матери Серафимы и в последние годы своей жизни была игуменией Ново-Дивеевской обители. Там живет настоящая тоска по родине, которую мы потеряли. В этом монастыре, в 30 километрах от Нью-Йорка хранится икона Серафима Саровского, написанная при его жизни и перед которой молилась царская семья. А на монастырском кладбище похоронены тысячи людей, уехавших из России после Октябрьского переворота 1917 года. По сути, письма Серафимы – это история высочайшей по чувственности любви матери и сына, волею судеб оказавшихся по разные стороны железного занавеса и единожды встретившихся лишь спустя десятилетия.
«Семья Янсон – петербуржцы. История этой семьи и игумении Серафимы – часть истории этого города и истории нашей страны, – резюмирует Батагов. – Сыграть эту вещь в Петербурге для меня особенно важно. Это как привезти домой частичку этого дома, найденную очень далеко. Музыка не служит иллюстрацией к этим письмам, она существует как бы параллельно, как размышление о том, что пословица «хорошо там, где нас нет» – это не только про дальние страны и расстояние. Это про время, которое, увы, уходит навсегда».
Начало в 20.00
Кирилл Рейн
Другие события
-
musicAeterna покажет «Любовника»
16 и 17 декабря в Доме Радио танцевальная труппа musicAeterna Dance представит первую часть перформативного альманаха «Любовник» — исследование состояния, в котором соединение с другим становится способом познания себя и преодоления собственных границ. Команда дома Радио собирается выяснить, возможна ли подлинная близость или каждый обречен на глубинное одиночество.
-
В Кукольном театре сказки расскажут историю учителя-мстителя Робера Путифара
С 17 по 22 декабря «Кукольный театр сказки» представит премьеру спектакля Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной «Последний звонок Робера Путифара» — историю о пенсионере-учителе, задумавшем отомстить бывшим ученикам, но обнаружившем, что обида только ослепляет человека и только прощение способно его освободить.
-
В кино покажут пародийную британскую комедию «Фэкхем-Холл» о скандале в благородном семействе в духе «Аббатства Даунтон»
18 декабря на экраны выходит британская пародийная комедия «Фэкхем-Холл», снятая режиссёром Джимом О’Хенлоном. Сюжет разворачивается в Англии 1930-х. Сценарий к фильму написал ирландский комик Джимми Карр, он описал фильм как добродушную пародию на исторические драмы вроде «Госфорд-парка». Критики приняли комедию благосклонно, назвав её смесью комедий в духе «Аэроплана» и «Аббатства Даунтон».
-
Мадс Миккельсен сыграл киллера в семейном хорроре Брайана Фуллера «Поймать монстра»
С 18 декабря в кино — премьера хоррора «Поймать монстра» американского постановщика Брайана Фуллера. Ранее режиссёр стал известен своим сериалом «Ганнибал». Сыгравший Ганнибала Лектера Мадс Миккельсен исполнил главную роль и в полнометражном дебюте режиссёра. По мнению обозревателей, фильм получился невероятно изобретательным и стильным, радует визуальными спецэффектами и аниматроникой, а также подкупает отличной игрой дуэта Мадса Миккельсена и Софи Слоун.
-
Смерть не разлучит: Элизабет Олсен в любовном треугольнике в романтической комедии «Вечность»
18 декабря — премьера американской фэнтезийной романтической комедии «Вечность». Критики похвалили исполнителей главных ролей и назвали картину достойной наследницей старых добрых традиций, сочетающей остроумие с теплом и добротой в духе «В джазе только девушки» Билли Уайлдера и других классических комедий.
-
«Ёлки» в двенадцатый раз возвращаются к зрителям
18 декабря на российские экраны выходит очередная часть франшизы «Ёлки» — в очередной раз мы увидим историю о том, как множество персонажей случайно встретятся ради новогоднего волшебства. В главных ролях в фильме снялись Дмитрий Нагиев («Чикатило»), вновь сыгравший сквозного героя «Ёлок» дядю Юру, Рузиль Минекаев («Слово пацана»), Надежда Маркина («Елена»), Андрей Максимов («Фишер»), а также Андрей Рожков из «Уральских пельменей», комик и ведущий шоу «Натальная карта» Дмитрий Журавлев, блогер Маш Милаш и другие.
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.