Годо - в ожидании: как театры Петербурга готовятся к новому сезону

24 августа 2020, 12:13
Версия для печати Версия для печати

Когда весной начали вводить карантинные меры, никто не мог предположить, к чему это приведет. Привычный ход жизни оказался не просто нарушен, а перевернут с ног на голову: театры были закрыты для посещения почти пять месяцев. В августе, как правило, одни готовятся к открытию нового сезона, другие его уже открывают. «Фонтанка» поговорила с петербургскими театрами и выяснила, что нового предложат зрителям в сезоне 2020/2021 годов, как проходит возвращение к работе после такого продолжительного перерыва, и какие уроки были вынесены из ситуации с карантином.



Фото: предоставлено театром "Мастерская"

Большинство театров вынуждены были перенести премьеры, запланированные на весну и конец сезона, и до Нового года намереваются выпустить те, что остановились на предфинальной или финальной стадии. Так, театр «Приют комедианта» собирается 4 и 5 сентября сыграть «Это всё она» Александра Созонова с Юлией Ауг в главной роли, и следом – «Русскую классику» Дмитрия Волкострелова. Дальше пока не загадывают.

Театр Karlsson Haus вовсю репетирует первую премьеру нового сезона – «Сказка о Золотом петушке» – и рассчитывает им открыться.



Фото: предоставлено театром Karlsson Haus

В ТЮЗе им. А.А. Брянцева параллельно идет подготовка горьковских «Мещан» (режиссер Елизавета Бондарь) и «Как тебе такой тятр, Илон Маск» (режиссер Олег Христолюбский, по пьесе «Говорение» Полины Коротыч и Маши Всё-Таки). Эти работы должны были выйти в мае-июне, но из-за пандемии сроки сдвинулись: первые показы должны состояться 3-4 и 8-9 сентября соответственно. Первая премьера нового сезона – спектакль по сказкам Пушкина в постановке режиссера Александринского театра Антона Оконешникова – запланирована на ноябрь.

Уже третий сезон находящийся на подъеме театр «Суббота» откроется 4 сентября «Вещью», премьера которой была запланирована на апрель, – в постановке главного режиссера Андрея Сидельникова, по «Бесприданнице» Александра Островского. И до конца 2020 года здесь предполагают выпустить еще один спектакль – «Отец» Августа Стриндберга (режиссер Сергей Азеев). В новом сезоне будет запущено и новое игровое пространство – «Флигель». Средства на его обустройство и техническое оснащение собирают с помощью краудфандинга.

Театр АХЕ, напротив, новых постановок пока не обещает, но рассчитывает запустить лабораторию имени себя, идея которой была поддержана фондом Михаила Прохорова. Детали обещают рассказать в октябре.

В театре «Мастерская» готовят «Ромео и Джульетту», где занята едва ли не вся труппа. В планах – «Руслан и Людмила» и «Кентервильское привидение». Постановки реализуются на грантовые средства.



Фото: предоставлено театром "Мастерская"

Для будущего нужна ясность. И субсидии

В Театре на Литейном сейчас репетируют сразу два новых проекта, и еще над одним работа должна начаться в скором времени. Однако художественный руководитель — директор театра Сергей Морозов высказал осторожное опасение по поводу перспектив наступающего сезона: «Выпуск новых спектаклей будет зависеть от размера доходов от продажи билетов. А это спрогнозировать пока невозможно. <…> К сожалению, ситуация пандемии заставила один проект отменить, а другой – перенести на неопределенный срок».

С ним перекликается мнение руководителя Театра Поколений Данилы Корогодского: «Главная творческая проблема – отсутствие ясного понимания, когда мы сможем реально приступить к репетициям и выпуску новых проектов. У нас запущено как минимум два спектакля, но очень трудно планировать расписание. Слишком многое остается неизвестным. Мы, тем не менее, решили не останавливаться и продолжаем работу. Дальнейшее будет зависеть от получения или отсутствия субсидий на поддержку репертуара».



Фото: teatr-pokoleniy.com

Ситуация неопределенности, препятствующая полноценной работе и планированию нового сезона, вызвана несколькими причинами. Прежде всего, несмотря на постепенное ослабление карантинных мер, театры Петербурга по-прежнему закрыты для зрителей. В начале августа комитет по культуре сообщил, что открытие назначено на первую декаду сентября, но сентябрь приближается, а точные даты все еще не названы.

«Основная сложность сегодня – невозможность играть спектакли. Мы понимали и принимали те ограничительные меры, которые были введены в начале пандемии, но почему сейчас запрет на показ спектаклей сохраняется – неизвестно, притом, что проходят массовые спортивные мероприятия, открыты все магазины, парикмахерские, общественный транспорт», – комментирует сложившуюся обстановку главный режиссер театра «Суббота» Андрей Сидельников.

Конечно, основная причина, по которой петербургские театры жаждут скорее распахнуть двери — желание вернуться к активной работе, встретиться со зрителями, показать то, было придумано и отрепетировано за месяцы карантина. Но кроме этого, они остро нуждаются в заработке. Пятимесячный простой привел к огромным убыткам, практически все респонденты «Фонтанки» сообщили о нехватке финансов. Для некоторых театров отсутствие дохода означает снижение уровня зарплат и нехватку средств на новые постановки. Другие же входят в новый сезон с долгами по заработной плате и коммунальным платежам, а их главная цель — остаться на плаву.

Особенно ощутимо финансовые потери сказались на небольших театрах, не имеющих постоянной государственной поддержки: «Поскольку наш основной и единственный доход – выручка от продажи билетов, то уже пять месяцев мы его лишены. Мы приняли решение не платить аренду, а насколько это будет возможно, выплачивать сотрудникам хотя бы минимальные зарплаты. На сегодняшний день наш ресурс в этом плане исчерпан, мы «проели» все запасы, которые должны были пойти на новые постановки и развитие театра», – сообщила директор театра Karlsson Haus Анна Павинская.

Подарочные карты, онлайн-курсы и добрая воля зрителей

Проблему отсутствия дохода от проката спектаклей театры пытаются решить разными способами, в том числе обращаясь за помощью к зрителям. В начале карантина многие площадки обращались к зрителям с просьбой не сдавать ранее купленные билеты, а воспользоваться ими после снятия карантина. По словам директора ТЮЗа Светланы Лаврецовой это оказалось не только финансовой, но и моральной поддержкой: «Было приятно получить поддержку зрителей в виде отказа от возврата билетов, а переноса их на то время, когда театр вновь заработает. Это знак доверия, которое мы заслужили нашей работой».

Сразу несколько городских театров запустили краудфандинг или собственные платформы для сбора финансирования. В «Приюте комедианта» заработал благотворительный спецпроект, где зрители могут отправить пожертвование и получить подарок. Зрители «Мастерской» могут сделать донейшн персонажам любимых спектаклей — Васечке из «Старшего сына», булгаковскому Мастеру, Бременским музыкантам и т.д. В театре «Суббота» открыли сбор средств на конкретный проект — второй конкурс коротких пьес «Stories».

Из-за отсутствия разрешения на показ спектаклей не все городские театры отваживаются открывать продажи билетов, предлагая зрителям другие варианты, например, билеты с открытой датой или подарочные карты. Все еще закрыты кассы в театре «Приют комедианта», первая премьера которого назначена уже на начало сентября.

О причинах такого решения «Фонтанке» рассказал директор-художественный руководитель театра Виктор Минков: «Мы не запускаем продажу билетов из-за системы, по которой работаем. «Приют комедианта» — театр без постоянной труппы, все наши артисты — приглашенные, поэтому у нас нет возможности, как у театров с труппой, оперативно, «по ситуации» формировать афишу и переносить спектакли в случае необходимости. По закону, подписанному премьер-министром, мы могли бы выдавать зрителям ваучеры на посещение театра в случае отмен запланированных показов, но зачем же нам ставить людей в неудобное положение? На мой взгляд, для нас правильнее и честнее открыться тогда, когда это будет возможно, и в нормальном режиме принимать зрителей. Но и без продажи билетов мы в контакте с публикой: больше 2-х недель ведем запись в «Листы ожидания», и как только запустим продажи, свяжемся с каждым человеком, который оставил заявку, и дадим ему возможность в числе первых купить билеты».



Фото: cehtheatre.com

Остаться при деле и заработать в условиях запрета на показ спектаклей театрам помогли альтернативные проекты. Театр Karlsson Haus открыл онлайн-курсы для детей Karlsson School, где сотрудники театра ведут разнообразные развивающие занятия. В театре «ЦЕХЪ» приглашают на интенсивы по актерскому мастерству и литературные прогулки, литературные экскурсии проводят и в НДТ. К сожалению, найти доход в профессиональной сфере удалось не всем: немало случаев, когда сотрудникам театров пришлось искать заработок в других сферах.

Еще один источник средств, на которые рассчитывают многие площадки — ежегодная субсидия комитета по культуре. К сожалению, в первом раунде конкурса театры ждало большое разочарование: финансирование выделили всего семи коллективам (в прошлом году их было 30). За этой новостью и волной общественного возмущения, которую она вызвала, последовало назначение второго раунда конкурса и обещание уделить преимущественное внимание негосударственным проектам. От его результатов зависят планы на сезон многих городских театров, среди которых уже упомянутый Karlsson Haus, «Городской театр», «Этюд-театр» и другие. Хотя все финансовые проблемы, накопившиеся за месяцы отсутствия доходов, субсидия не решит.

Театр начнется с термометра

Отдельной задачей, которую театрам приходится решать в преддверии открытия, стало обеспечение безопасности зрителей. Точные инструкции Роспотребнадзор пока не предоставил, но некоторые театры уже озаботились закупкой бесконтактных термометров, масок и средств дезинфекции.



Фото: Ксения Потеева/"Фонтанка.ру"/Архив

Один из ключевых вопросов в этой связи – какие требования будут введены по ограничению заполняемости залов. Так, театры Москвы, открывшиеся в августе, сейчас работают на условиях ограничения заполняемости до 50% и соблюдении принципа «шахматной рассадки». Но если это требование будет введено в Петербурге, оно станет проблемой для целого ряда небольших площадок, залы которых рассчитаны не более чем на сто мест. Если число зрителей сократится вполовину, играть спектакли в таких залах будет попросту невыгодно.

Вот что говорит по этому поводу Дмитрий Поднозов, художественный руководитель театра «Особняк»: «У нас маленький зал и зрителей подчас меньше, чем в автобусе. Поэтому никаких особых мер мы принимать не планируем, зритель сам отвечает за свою безопасность. Надеемся, что не придется чертить линии на полу. Прорабатываем варианты быстрого возврата билетов, чтобы при недомоганиях зрители могли без сожаления остаться дома, и не потерять свои деньги».

19 августа агентство «Интерфакс» со ссылкой на заместителя министра культуры Аллу Манилову сообщило, что Министерство культуры не поддерживает рассадку в «шахматном порядке», а также что предложения по организации рассадки и ограничению заполняемости залов будут внесены в конце августа.

Сезон тронется – онлайн останется

Нельзя не сказать еще об одном последствии карантина, которое во многом определит облик грядущего сезона. К счастью, оно носит скорее положительный характер: в новом сезоне большинство театров намерены продолжить работу с виртуальными проектами, начатыми во время локдауна.

В онлайн-формате, куда весной в стихийном режиме перемещались едва ли не все, продолжат работать Александринский театр и БДТ им. Г. А. Товстоногова. Первый в мае «размял» технические мощности, показав пилотный проект — акунинскую «Драму на шоссэ», с участием артистов труппы и московских интеллектуалов. Новый цифровой сезон Александринский открыл масштабным мультикультурным проектом «Другая сцена», где можно поговорить с корифеями театра, послушать, как звучит микробиом (заодно попытавшись понять, что это такое) и погрузиться в мир подростковых переживаний. Спектакли со зрителями в театре обещают начать показывать с 2 сентября.



Фото: БДТ имени Г. А. Товстоногова

БДТ обещает и дальше развивать новый интернет-ресурс БДТdigital, запущенный в апреле. Среди жанров весенних трансляций было много любопытного: социальное пение, стрим, чтение, интервью, мастер-класс, фотовыставка, архивные записи. Если же обобщать, то идея портала посвящена творческой жизни театра в виртуальном пространстве. А поскольку из виртуального пространства она постепенно перемещается в реальное, наверняка следует ждать художественных откровений.

Продолжат работу с цифровой реальностью и в более камерных пространствах. «Этюд-театр» планирует в сентябре выпустить семейную драму «Наш дедушка», сочетающую в себе средства живого театра и VR-технологии. С последними артисты проекта увлеченно экспериментировали во время карантина и теперь утверждают, что поместив актера и зрителя в общую виртуальную реальность, можно добиться такого художественного воздействия, которое по своей силе будет приближено к живому театру. Так что петербургским театралам стоит обзавестись VR-очками.

В то же время, почти все сходятся в том, что театру необходим живой контакт и живое общение. Художественный руководитель НДТ Лев Эренбург, пожалуй, точнее всего артикулировал общие ощущения: «В эпоху пандемии театру очевидно не по себе. Время пандемии – это время, когда можно соскучиться по искусству – и тем, кто его делает, и тем, кто его хочет лицезреть, – не более того. Другое дело, что время пандемии дает новое ощущение человека в мире, иное представление о том, что есть человек в самом широком смысле. А пандемия – какой бы трагический, комический или драматический заряд она ни несла, – это всего лишь обстоятельство. Глобальное и острое».

Наталия Эфендиева, Алёна Палатченко, специально для «Фонтанки.ру»

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>