
«Хороший человек» Богомолова: русский народный «Твин Пикс»

На платформе Start начался показ сериала «Хороший человек». Театральный режиссер Константин Богомолов обратился к истории ангарского маньяка – но в итоге сделал мрачный русский народный «Твин Пикс», нелогичный, взрывоопасный и посвященный исключительно духу странного места, в котором происходит действие.
О сериале еще полгода назад говорили в контексте «Богомолов снял кино про ангарского маньяка». На самом деле, истории Михаила Попкова, безнаказанно убивавшего девушек много лет подряд, тут нет или очень мало. Богомолов строит фильм вовсе не на истории поимки преступника – хотя она тут есть. И не на хронике его преступлений – хотя не без этого.
«Хороший человек» слеплен из двух сюжетных линий. Первая – связанная с собственно маньяком: следователь из провинциального городка Рубежного Крутихин в исполнении Никиты Ефремова наводит порядок, ненавидит обывателей и уверен, что у него есть миссия – очистить город и мир от всякой скверны, в первую очередь, проституток. Он вроде бы и правда хороший человек, любит рисовать, неплохо это делает, даже мультики пытается создавать. Вторая – линия, посвященная столичному следователю Ключевской в исполнении Юлии Снигирь: она приезжает в Рубежное, чтобы расследовать странные события в городке. Тут все более ровно и классично: холодная и расчетливая девушка, склонная, правда, иногда к нервозности. Не зря камера едва ли не во втором же эпизоде с ее участием крупным планом показывает обложку аудиокниги, которую она слушает в машине: Юлиан Семенов, что-то из серии о Штирлице.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но эти два персонажа уже в первой серии «Хорошего человека» становятся только каркасом, на который Богомолов натягивает то, что для него действительно важно: богатую фактуру. Тут и провинциальная полиция, которая не готова ничего делать без команды сверху и особых распоряжений начальства. И семьи обывателей, живущие в убогих лачугах; бетонные коробки магазинов, набитые картонными пачками соды, муки и макарон. Самое азартное, то, во что камера всматривается пристальнее всего, – именно череда встреч Ключевской с местными жителями, галерея узнаваемых типов, интерьеров, запахов и цветов. Александр Симонов, оператор, работавший с Балабановым и Кончаловским, виртуозно умеет этот мир на экране воспроизводить: подъезды блочных пятиэтажек, окрашенные масляной краской, облупившиеся двери, обои с подтеками, серванты – определенно, его стихия.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
С одной стороны, Богомолов сразу проворачивает рискованный и эффектный трюк: переключает внимание зрителя со скандальной истории на среду, в которой она произошла. C другой, в такой оптике есть что-то достаточно скользкое с этической точки зрения. Богомолов возлагает ответственность за все события и преступления на общество – не в целом, а конкретно, среду маленького городка. Они нищие, жалкие, злые, пугливые, у них секреты, они никого не хотят впускать в свой тесный мир – очевидно, что в такой душной среде должен появиться бунтарь. Им и становится маньяк-«чистильщик».
Из этого вытекает и второй, куда более очевидный скользкий момент сериала: маньяк тут показан не безумцем, возомнившим себя мессией, а мракоборцем. И «Человека» совершенно точно будут обвинять в симпатии преступнику: хотя бы потому, что он наделен модельной внешностью красавца Никиты Ефремова, его невротической харизмой и статью. А Богомолов его еще и помещает в жестокую, душную, дикую среду и предлагает зрителю выбирать: продажные следователи в баньке или вот этот креативный каратель.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но это только часть опасности сериала. Вообще то, что делает Богомолов, называется колониальным сознанием: уверенность в том, что есть столица, светлая и просвещенная (и оттуда приезжает холодная и рассудительная Ключевская), и захолустье, в которое нужно нести свет, пусть это и бессмысленное и страшное занятие. А уж насколько такой взгляд вообще этичен, насколько здраво из Москвы конструировать дикую Русь, а потом еще и лорнировать ее, с трудом сдерживая страх и отвращение в Рубежном, – решает каждый зритель сам для себя.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также: «Зло может быть с чистыми глазами». На премьере «Хорошего человека» Богомолова рассказали, почему у сериала о маньяке такое название

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36