«Хороший человек» Богомолова: русский народный «Твин Пикс»
На платформе Start начался показ сериала «Хороший человек». Театральный режиссер Константин Богомолов обратился к истории ангарского маньяка – но в итоге сделал мрачный русский народный «Твин Пикс», нелогичный, взрывоопасный и посвященный исключительно духу странного места, в котором происходит действие.
О сериале еще полгода назад говорили в контексте «Богомолов снял кино про ангарского маньяка». На самом деле, истории Михаила Попкова, безнаказанно убивавшего девушек много лет подряд, тут нет или очень мало. Богомолов строит фильм вовсе не на истории поимки преступника – хотя она тут есть. И не на хронике его преступлений – хотя не без этого.
«Хороший человек» слеплен из двух сюжетных линий. Первая – связанная с собственно маньяком: следователь из провинциального городка Рубежного Крутихин в исполнении Никиты Ефремова наводит порядок, ненавидит обывателей и уверен, что у него есть миссия – очистить город и мир от всякой скверны, в первую очередь, проституток. Он вроде бы и правда хороший человек, любит рисовать, неплохо это делает, даже мультики пытается создавать. Вторая – линия, посвященная столичному следователю Ключевской в исполнении Юлии Снигирь: она приезжает в Рубежное, чтобы расследовать странные события в городке. Тут все более ровно и классично: холодная и расчетливая девушка, склонная, правда, иногда к нервозности. Не зря камера едва ли не во втором же эпизоде с ее участием крупным планом показывает обложку аудиокниги, которую она слушает в машине: Юлиан Семенов, что-то из серии о Штирлице.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но эти два персонажа уже в первой серии «Хорошего человека» становятся только каркасом, на который Богомолов натягивает то, что для него действительно важно: богатую фактуру. Тут и провинциальная полиция, которая не готова ничего делать без команды сверху и особых распоряжений начальства. И семьи обывателей, живущие в убогих лачугах; бетонные коробки магазинов, набитые картонными пачками соды, муки и макарон. Самое азартное, то, во что камера всматривается пристальнее всего, – именно череда встреч Ключевской с местными жителями, галерея узнаваемых типов, интерьеров, запахов и цветов. Александр Симонов, оператор, работавший с Балабановым и Кончаловским, виртуозно умеет этот мир на экране воспроизводить: подъезды блочных пятиэтажек, окрашенные масляной краской, облупившиеся двери, обои с подтеками, серванты – определенно, его стихия.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
С одной стороны, Богомолов сразу проворачивает рискованный и эффектный трюк: переключает внимание зрителя со скандальной истории на среду, в которой она произошла. C другой, в такой оптике есть что-то достаточно скользкое с этической точки зрения. Богомолов возлагает ответственность за все события и преступления на общество – не в целом, а конкретно, среду маленького городка. Они нищие, жалкие, злые, пугливые, у них секреты, они никого не хотят впускать в свой тесный мир – очевидно, что в такой душной среде должен появиться бунтарь. Им и становится маньяк-«чистильщик».
Из этого вытекает и второй, куда более очевидный скользкий момент сериала: маньяк тут показан не безумцем, возомнившим себя мессией, а мракоборцем. И «Человека» совершенно точно будут обвинять в симпатии преступнику: хотя бы потому, что он наделен модельной внешностью красавца Никиты Ефремова, его невротической харизмой и статью. А Богомолов его еще и помещает в жестокую, душную, дикую среду и предлагает зрителю выбирать: продажные следователи в баньке или вот этот креативный каратель.

Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но это только часть опасности сериала. Вообще то, что делает Богомолов, называется колониальным сознанием: уверенность в том, что есть столица, светлая и просвещенная (и оттуда приезжает холодная и рассудительная Ключевская), и захолустье, в которое нужно нести свет, пусть это и бессмысленное и страшное занятие. А уж насколько такой взгляд вообще этичен, насколько здраво из Москвы конструировать дикую Русь, а потом еще и лорнировать ее, с трудом сдерживая страх и отвращение в Рубежном, – решает каждый зритель сам для себя.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также: «Зло может быть с чистыми глазами». На премьере «Хорошего человека» Богомолова рассказали, почему у сериала о маньяке такое название
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.