«Хороший человек» Богомолова: русский народный «Твин Пикс»
На платформе Start начался показ сериала «Хороший человек». Театральный режиссер Константин Богомолов обратился к истории ангарского маньяка – но в итоге сделал мрачный русский народный «Твин Пикс», нелогичный, взрывоопасный и посвященный исключительно духу странного места, в котором происходит действие.
О сериале еще полгода назад говорили в контексте «Богомолов снял кино про ангарского маньяка». На самом деле, истории Михаила Попкова, безнаказанно убивавшего девушек много лет подряд, тут нет или очень мало. Богомолов строит фильм вовсе не на истории поимки преступника – хотя она тут есть. И не на хронике его преступлений – хотя не без этого.
«Хороший человек» слеплен из двух сюжетных линий. Первая – связанная с собственно маньяком: следователь из провинциального городка Рубежного Крутихин в исполнении Никиты Ефремова наводит порядок, ненавидит обывателей и уверен, что у него есть миссия – очистить город и мир от всякой скверны, в первую очередь, проституток. Он вроде бы и правда хороший человек, любит рисовать, неплохо это делает, даже мультики пытается создавать. Вторая – линия, посвященная столичному следователю Ключевской в исполнении Юлии Снигирь: она приезжает в Рубежное, чтобы расследовать странные события в городке. Тут все более ровно и классично: холодная и расчетливая девушка, склонная, правда, иногда к нервозности. Не зря камера едва ли не во втором же эпизоде с ее участием крупным планом показывает обложку аудиокниги, которую она слушает в машине: Юлиан Семенов, что-то из серии о Штирлице.
Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но эти два персонажа уже в первой серии «Хорошего человека» становятся только каркасом, на который Богомолов натягивает то, что для него действительно важно: богатую фактуру. Тут и провинциальная полиция, которая не готова ничего делать без команды сверху и особых распоряжений начальства. И семьи обывателей, живущие в убогих лачугах; бетонные коробки магазинов, набитые картонными пачками соды, муки и макарон. Самое азартное, то, во что камера всматривается пристальнее всего, – именно череда встреч Ключевской с местными жителями, галерея узнаваемых типов, интерьеров, запахов и цветов. Александр Симонов, оператор, работавший с Балабановым и Кончаловским, виртуозно умеет этот мир на экране воспроизводить: подъезды блочных пятиэтажек, окрашенные масляной краской, облупившиеся двери, обои с подтеками, серванты – определенно, его стихия.
Фото: скриншот трейлера/YouTube
С одной стороны, Богомолов сразу проворачивает рискованный и эффектный трюк: переключает внимание зрителя со скандальной истории на среду, в которой она произошла. C другой, в такой оптике есть что-то достаточно скользкое с этической точки зрения. Богомолов возлагает ответственность за все события и преступления на общество – не в целом, а конкретно, среду маленького городка. Они нищие, жалкие, злые, пугливые, у них секреты, они никого не хотят впускать в свой тесный мир – очевидно, что в такой душной среде должен появиться бунтарь. Им и становится маньяк-«чистильщик».
Из этого вытекает и второй, куда более очевидный скользкий момент сериала: маньяк тут показан не безумцем, возомнившим себя мессией, а мракоборцем. И «Человека» совершенно точно будут обвинять в симпатии преступнику: хотя бы потому, что он наделен модельной внешностью красавца Никиты Ефремова, его невротической харизмой и статью. А Богомолов его еще и помещает в жестокую, душную, дикую среду и предлагает зрителю выбирать: продажные следователи в баньке или вот этот креативный каратель.
Фото: скриншот трейлера/YouTube
Но это только часть опасности сериала. Вообще то, что делает Богомолов, называется колониальным сознанием: уверенность в том, что есть столица, светлая и просвещенная (и оттуда приезжает холодная и рассудительная Ключевская), и захолустье, в которое нужно нести свет, пусть это и бессмысленное и страшное занятие. А уж насколько такой взгляд вообще этичен, насколько здраво из Москвы конструировать дикую Русь, а потом еще и лорнировать ее, с трудом сдерживая страх и отвращение в Рубежном, – решает каждый зритель сам для себя.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также: «Зло может быть с чистыми глазами». На премьере «Хорошего человека» Богомолова рассказали, почему у сериала о маньяке такое название
Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?
Новости
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
- 10 сентября 2024 - «Кинопоиску» присудили штрафов на 10 с лишним миллионов за фильм Гаспара Ноэ
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24