«Хороший человек» Богомолова: русский народный «Твин Пикс»

20 августа 2020, 13:08
Версия для печати Версия для печати

На платформе Start начался показ сериала «Хороший человек». Театральный режиссер Константин Богомолов обратился к истории ангарского маньяка – но в итоге сделал мрачный русский народный «Твин Пикс», нелогичный, взрывоопасный и посвященный исключительно духу странного места, в котором происходит действие.

О сериале еще полгода назад говорили в контексте «Богомолов снял кино про ангарского маньяка». На самом деле, истории Михаила Попкова, безнаказанно убивавшего девушек много лет подряд, тут нет или очень мало. Богомолов строит фильм вовсе не на истории поимки преступника – хотя она тут есть. И не на хронике его преступлений – хотя не без этого.

«Хороший человек» слеплен из двух сюжетных линий. Первая – связанная с собственно маньяком: следователь из провинциального городка Рубежного Крутихин в исполнении Никиты Ефремова наводит порядок, ненавидит обывателей и уверен, что у него есть миссия – очистить город и мир от всякой скверны, в первую очередь, проституток. Он вроде бы и правда хороший человек, любит рисовать, неплохо это делает, даже мультики пытается создавать. Вторая – линия, посвященная столичному следователю Ключевской в исполнении Юлии Снигирь: она приезжает в Рубежное, чтобы расследовать странные события в городке. Тут все более ровно и классично: холодная и расчетливая девушка, склонная, правда, иногда к нервозности. Не зря камера едва ли не во втором же эпизоде с ее участием крупным планом показывает обложку аудиокниги, которую она слушает в машине: Юлиан Семенов, что-то из серии о Штирлице.



Фото: скриншот трейлера/YouTube

Но эти два персонажа уже в первой серии «Хорошего человека» становятся только каркасом, на который Богомолов натягивает то, что для него действительно важно: богатую фактуру. Тут и провинциальная полиция, которая не готова ничего делать без команды сверху и особых распоряжений начальства. И семьи обывателей, живущие в убогих лачугах; бетонные коробки магазинов, набитые картонными пачками соды, муки и макарон. Самое азартное, то, во что камера всматривается пристальнее всего, – именно череда встреч Ключевской с местными жителями, галерея узнаваемых типов, интерьеров, запахов и цветов. Александр Симонов, оператор, работавший с Балабановым и Кончаловским, виртуозно умеет этот мир на экране воспроизводить: подъезды блочных пятиэтажек, окрашенные масляной краской, облупившиеся двери, обои с подтеками, серванты – определенно, его стихия.



Фото: скриншот трейлера/YouTube

С одной стороны, Богомолов сразу проворачивает рискованный и эффектный трюк: переключает внимание зрителя со скандальной истории на среду, в которой она произошла. C другой, в такой оптике есть что-то достаточно скользкое с этической точки зрения. Богомолов возлагает ответственность за все события и преступления на общество – не в целом, а конкретно, среду маленького городка. Они нищие, жалкие, злые, пугливые, у них секреты, они никого не хотят впускать в свой тесный мир – очевидно, что в такой душной среде должен появиться бунтарь. Им и становится маньяк-«чистильщик».

Из этого вытекает и второй, куда более очевидный скользкий момент сериала: маньяк тут показан не безумцем, возомнившим себя мессией, а мракоборцем. И «Человека» совершенно точно будут обвинять в симпатии преступнику: хотя бы потому, что он наделен модельной внешностью красавца Никиты Ефремова, его невротической харизмой и статью. А Богомолов его еще и помещает в жестокую, душную, дикую среду и предлагает зрителю выбирать: продажные следователи в баньке или вот этот креативный каратель.



Фото: скриншот трейлера/YouTube

Но это только часть опасности сериала. Вообще то, что делает Богомолов, называется колониальным сознанием: уверенность в том, что есть столица, светлая и просвещенная (и оттуда приезжает холодная и рассудительная Ключевская), и захолустье, в которое нужно нести свет, пусть это и бессмысленное и страшное занятие. А уж насколько такой взгляд вообще этичен, насколько здраво из Москвы конструировать дикую Русь, а потом еще и лорнировать ее, с трудом сдерживая страх и отвращение в Рубежном, – решает каждый зритель сам для себя.  

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также: «Зло может быть с чистыми глазами». На премьере «Хорошего человека» Богомолова рассказали, почему у сериала о маньяке такое название

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>