‘ото: скриншот видео с сайта youtube.com

Ђѕесни группы Ђ иної Ц наша ћарсельезаї. ”частник записи Ђ√руппы кровиї јндрей —игле - о том, как это было

15 августа 2020, 10:30
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

15 августа 1990 года ¬иктор ÷ой погиб в автомобильной катастрофе. Ќезадолго до годовщины, кинопродюсер, композитор јндрей —игле рассказал «‘онтанке» о том, как он ненадолго становилс€ «участником» группы « ино», почему песни ÷о€ актуальны 30 лет спуст€, и что может оправдать концерт легендарной группы без солиста на сцене.

- јндрей –ейнгардтович, как вы пришли в « ино»? »ли « ино» пришло к вам?

- Ќе скажу точно дату, но было это незадолго до записи альбома «√руппа крови» (работа шла в течение года, вышел он в 1988 – прим.ред.). я тогда достаточно много сотрудничал с огромным количеством коллективов, названи€ которых сейчас уже и не помню. я был студийным музыкантом, – помогал группам записывать альбомы, участву€ в творческом процессе как клавишник, и партии придумывал дл€ их песен сам. –аботал с —ерЄжей  урЄхиным и Ѕорисом √ребенщиковым, когда они записывали совместный альбом, который, к сожалению, так и не состо€лс€. ”частвовал в записи музыки группы «Nautilus Pompilius», в студийной работе и концертах группы «јлиса».

- ¬ы ведь изначально классический музыкант и вообще пришли в рок из классической музыки?

- ћузыке € учусь с п€ти лет. ћузыкальна€ школа, училище,  онсерватори€.  оролевска€ јкадеми€ музыки в Ўвеции. я получил классическое музыкальное образование. Ќо пон€тно, что, как все молодые пацаны, несмотр€ на знание и любовь к классике, всегда слушал и хард-рок, и арт-рок. —ледил за современными тенденци€ми. —овременна€ музыкальна€ культура не была мне чужда, и с нашими рок-музыкантами разговаривал всегда на одном €зыке. ’от€… ƒа, € был дл€ них, конечно, «консерваторским мальчиком».

- “ем самым человеком, который «умеет играть»…

- »менно так. „естно скажу, никогда не воспринимал то, что происходило в то врем€ в рок-клубе, как музыкальное €вление. ѕотому что, сравнива€ с King Crimson, The Doors, Deep Purple, или Led Zeppelin, это как небо и земл€. “о, чем занимались наши рокеры, – €вление больше социальное, чем музыкальное. » в этом контексте оно интересно и уникально. ј ¬иктора ÷о€ € в первый раз увидел на концерте в ƒ   рупской. Ќе знаю, жив ли этот ƒ  сегодн€…

-  онечно. ѕродолжает нести новое знание в массы.  нижна€ €рмарка.

- ќтлично. ¬идимо, это был 1986 или 1987 год. “ак вот, мы с моим другом пришли туда на концерт. ѕолумрак. ¬округ какие-то маргинальные личности. «вук ужасный... Ќа сцене сто€л по по€с раздетый ¬ит€ ÷ой и бил гитарным грифом о стойку микрофона в такт музыке. я всегда очень трепетно относилс€ к инструментам. ƒл€ мен€ это был шок! ѕо тем временам хороший инструмент – больша€ редкость. ¬ообще, если бы не ƒжоанна —тингрей, котора€ и портостудии привозила, и гитары ёрию  аспар€ну, то группе « ино» не на чем было бы играть. ј тот вечер произвЄл на мен€ достаточно грустное впечатление. Ќо когда мы встретились в студии, эти реб€та выгл€дели, конечно, более привлекательно.

- Ќасколько долгим был путь от грусти после концерта до привлекательности в студии?

- –еб€та пришли ко мне сами. я уже работал тогда с —ерЄжей  урЄхиным, хот€ в его «ѕоп-механике» никогда не играл:  урЄхин писал музыку к фильму «ќно» —ерге€ ќвчарова, а € помогал ему в студии. ” нас были одинаковые музыкальные инструменты – семплер «ѕрофет двухтыс€чный» (семплерный синтезатор SequentialCircuitsProphet 2000 «исключительный дл€ ———–» стал дл€  урЄхина гонораром от одного из иностранных лейблов, который удалось переправить благодар€ —тингрей – прим.ред.). ћы с —ергеем обменивались звуками и создавали новые. » это было самое ценное! Ќовое звучание! ¬едь до этого все звучали одинаково. ”же не было «»оник» (электроорган из √ƒ– 60-х – прим.ред.), но синтезаторы были достаточно однотипными со скудным набором звуков.

-  ак же вам удалось купить такую редкую вещь?  урЄхину помогала американка с переброской через «железный занавес».

- ј мне помогала немка! ћо€ тЄт€, котора€ жила в ‘–√. Ёто было в тот момент, когда € закончил консерваторию, и надо было определ€тьс€, что делать дальше. я собралс€ идти в кабак, ведь по кабакам играли лучшие музыканты: «из-под волос» играли всЄ подр€д. «“ри рубл€ на барабан и напойте мотив», как говорилось тогда. я выдержал всего две недели такой жизни, такого окружени€… » что делать дальше? –оль классического пианиста, а, тем более, преподавател€ музыкальной школы мен€ совсем не прельщала. ћузыкальный мир был интересен и разнообразен. я пригл€дывалс€, «принюхивалс€» и пон€л, что мне нужен современный инструмент. ”видел Prophet 2000 у —ерЄжи  урехина, и мне показалось, что это правильный путь: возможность творчества – передового, интересного. “огда попросил помощи у своей тЄти. ј синтезатор стоил 2500 марок, – целое состо€ние! ќна сделала всЄ. –асшиблась в лепЄшку ради любимого плем€нника и выслала мне посылку на таможню. ѕотом мой отец этот синтезатор выцарапывал оттуда чуть ли не через главное таможенное управление. Ќикто не понимал, что это за вещь, как это пропускать, можно или нет. Ќо отец был человеком с характером. ќн руководил одним из всесоюзных трестов в Ћенинграде. —ерьЄзный инженер, с 15 лет на стройке. » вообще человек непростой судьбы – сын репрессированного, он находилс€ в лагере до 1953 года с мамой и еще трем€ детьми в течение семи с половиной лет – с 7 до почти 15 лет. “акое вот детство!

- ¬ы сберегли инструмент, который прит€гивал людей, и в услови€х советской реальности позвол€л обеспечивать себ€?

- Ќет, конечно. ѕонимаете, там звуки записывались на floppy диски (дискеты, которые по€вились в 70-е и активно использовались до конца 90-х годов – прим.ред.). —ами эти диски были ценностью.  стати, мне за запись «√руппы крови» подарили коробку этих дисков! “ака€ была сделка у нас (смеЄтс€ — прим.ред.). ј на floppy диске всего полтора мегабайта пам€ти вместо нынешних терабайтов на современных семплерах. ’ранить этот инструмент мне было просто незачем. “огда же самое главное, что он давал, – возможность делать свои собственные звуки. ¬озможность творчества! Ёто открывало новые горизонты. » именно это, кстати, в дальнейшем определило мой путь в кинематографе, когда € стал сочин€ть звуки, а не только музыку. Ёто очень применимо в кино. я до сих пор экспериментирую со звуками. Ќахожу странные скрипы, шумы, интонации, звучани€, – и все благополучно использую в киномузыке.

- —интезатор дл€ « ино» отправил јндре€ —игле в реальное кино?

- ƒа! ≈сть загадка тут.  ино это то, чем € с тех пор, в основном, и занимаюсь.

-  ак вы записывали партии дл€ «√руппы  рови»?

- Ёто врем€ € очень хорошо помню. ¬се происходило на проспекте √агарина, дома у ЋЄши ¬ишни. јльбом ещЄ делалс€ на квартире √еорги€ √урь€нова, но это было без мен€. ј к ¬ишне € несколько раз наведывалс€. ƒвухкомнатна€ квартира, одна из комнат превращена в студию. ¬о второй была спальн€, в которой все спали поочереди. ќкна закрыты: непон€тно, день сейчас или ночь. » € отлично помню кухню, где бесконечное врем€ пили чай. ¬ наличии были: двухканальный STћ (плЄнка 6,25), четырЄхканальна€ кассетна€ порто-студи€ Yamaha. —делана небольша€ выгородка, как положено в насто€щей студии, куда ¬ит€ залезал писать гитару и вокал, размером метр на метр, тесна€ и душна€.  огда € пришел, фонограмма уже была готова. ≈динственное, после мен€ потом ещЄ дописывалс€  аспар€н. ћне выдавали готовую фонограмму и говорили: «Ќу, сделай что-нибудь. ƒавай сюда добавим красок, придумаем тембр». «адачу формулировали все, творчество было общее. Ќо больше всего идей, наверное, исходило от ёры  аспар€на. ј ¬иктор – как арбитр, – самым весомым словом в прин€тии решени€ было его: добавить хор или сыграть ро€лем, или колокольчики «повесить»... »м всЄ казалось интересным, вс€кие возможности, вс€кие звуки – они впитывали, как губки. я тогда не знал, что до мен€ « ино» вообще не использовало клавиши в своих альбомах, и «√руппа крови» – первый альбом с синтезатором. Ќадеюсь, что те самые краски, которых от мен€ ждали, и помогли ему затем настолько стремительно выстрелить (песн€ «√руппа крови» возглавл€ет список 100 лучших песен русского рока по версии «Ќашего радио», и входит в 40 песен, которые изменили мир по версии RollingStones– прим.ред.). я имею в виду, например, по€вление хора в песне «√руппа крови», или «взрывы» в начале…

- ¬от эти космические звуки на старте трека «√руппа крови» – это взрывы?

- ƒа. ќни должны были создавать правильный настрой на песню. Ќа мой взгл€д, не уникальность звуков важна, а само наличие их, фактура, – они давали свежесть звучани€. » все эти звуки были новыми: придуманы нами и сгенерированы на семплере. ¬от соло ро€л€ в песне ««акрой за мной дверь, € ухожу» – просто прикол, – всем было интересно, как получитс€... » вообще, главное слово, которым можно описать мир вокруг рок-клуба, – это неподдельный и неподкупный интерес ко всему новому. Ќовые звучани€, формы самовыражени€. “о, что делал  урЄхин, было абсолютным воплощением всего этого, – безумие, которое собирало тогда —  , а это 25 000 зрителей. ¬се эти его шоу и записи по семь гитаристов в р€д (в перформансах «ѕоп-механики» регул€рно участвовали музыканты группы « ино», гитара  аспар€на €вл€етс€ одним из главных инструментов «ќперы Ѕогатых» —ерге€  урЄхина – прим.ред.)! ”никальное €вление! “огда ломались привычные барьеры! Ћюбые средства были хороши! ѕо€вление новых звучаний в той же пластинке «√руппа крови» – это было желание эксперимента, неукротимое творчество, порыв почувствовать и передать слушателю что-то новое.

- Ќапиток сессии «√руппа крови» – чай?

- Ќикогда не видел никого из них пь€ными. Ќа студии всЄ было очень прилично... я помню, как  инчев со своими реб€тишками перед выходом распивали бутылку водки, – без этого на сцену не по€вл€лись. Ќо за « ино» не замечал этого. » когда мы писали на «ћосфильме» музыку к фильму «»гла», все жили в мосфильмовской гостинице, не было никаких попоек, – все пили чай!

- Ётот альбом не так давно пересобрали из исходников реставраторы из Maschina Records, убрали все ошибки, восстановили удалЄнные ранее части, выставили скорость. —тало слышно лучше синтезаторы! ќценили?

- я послушал те два трека, которые опубликованы онлайн. ћне показалось, что в песне «√руппа крови» можно было бы поприжать хор. “ам же очень интересное соло  аспар€на! Ќа мой вкус… „то было дл€ мен€ удивительным, как дл€ человека, который всю жизнь сидит в студи€х и видел вс€кое – и «ћосфильм», и Abbey Road, и Sunset sound, – так это то, как можно было на кассетной четырЄхканальной портостудии сделать такую качественную запись! я слышу в ней атмосферу той беспокойной жизни... Ёта музыка имеет свой внутренний драйв. Ќесмотр€ на драм-машину вместо барабанов, это жива€ музыка… ”дивительное €вление.

-  ак сказал в одном из промо-роликов « ино-2020» звукорежиссЄр јндрей јл€кринский, «€ всегда удивл€лс€, насколько модно звучит эта музыка».

- Ёто не модна€ музыка. Ёто модное состо€ние души, важное дл€ молодЄжи: мода на м€тущеес€ сознание, на революционное, что перекраивает прежний образ жизни, перекраивает страны. ¬сЄ это сочин€ли, когда об колено ломалось 70-летнее рабство. «атхлый воздух совка, который чувствовали все, требовал перемен, требовал открыть окна. ћузыканты « ино» это и делали, – они ломали преграды.

- ѕри этом сами музыканты « ино» очень аккуратны в поисках таких смыслов, параллелей с насто€щим, точности выбора песен дл€ новых видеороликов, которые удивительно резонируют с новост€ми

- ƒавно с ними не общалс€… ћожет лукав€т? ј может и правда прицел сбилс€. ћы все уже немолодые парни. ј «война – дело молодых». ¬ 80-х попытка гэбистов согнать всех на один адрес, в рок-клуб, дл€ контрол€ провалилась, потому что все были молодые, энергичные, непокорные, непричЄсанные. ј самое главное: у них нечего было отн€ть! ” них же ни у кого ничего не было на самом деле! ≈сли бы не ƒжоанна, так бы и играли на гитарах «”рал», стучали на коробках из-под обуви вместо ударных. ѕомню, как мы с  урЄхиным ходили на концерт Ѕилли ƒжойла в Ѕ « «ќкт€брьский». ѕришли заранее, спустились в подвал, где сто€ли компьютеры.  ак это нас удивило: всЄ на концерте уже тогда управл€лось с компьютеров! Ѕилли подарил нам две коробки floppy дисков со звуками! —воеобразна€ гуманитарна€ помощь. ј в материальном плане ни у кого ничего не было. » как только началось благополучие, концерты в —  , дев€тки с тюнингами, именно тогда, на мой взгл€д, пошла по нисход€щей вс€ истори€ с творчеством и м€тущимс€ духом нашего рока. ј физически всЄ закончилось со смертью ¬ити…

- «апись на «ћосфильме» – втора€ и последн€€ ваша совместна€ студийна€ работа?

- ƒа. “о, что происходило на «ћосфильме», была мо€ привычна€ студийна€ работа по музыкальному оформлению фильма. –еб€та мне полностью довер€ли. ¬ титрах фильма «»гла» они мен€ даже включили в состав группы « ино».

- ≈динственный момент, где фигурируете в каноническом смысле, да…

- ћне хорошо запомнилась атмосфера тех дней… Ўикарна€ студи€ «ћосфильма» – лучша€ по тем временам. –ежиссер, молодой и талантливый –ашид Ќугманов. Ќа записи музыки реб€та были очень серьезные, собранные, но чувствовалось, что на студии ¬ишни им уютнее.  ак ¬ит€ бегал от журналистов и фанатов: в гостинице двери нам ломали, а он в окно вылезал! »нтересное врем€, жаль, даже фото не осталось...

- Ќа ваш взгл€д, почему новые версии песен « ино», которые музыканты публикуют в последнее врем€, выгл€д€т как актуальное высказывание? «ћама, мы все сошли с ума», презентованна€ на излЄте принудительной самоизол€ции, «ћы ждали лета, пришла зима» – сразу после «обнулени€» ѕутина.

- я просто уверен, что в них живЄт часть их тогдашних. «амечательно, что сейчас все они успешные люди, но протестный дух из человека до конца вытравить нельз€. ќбразно говор€, это не может просто перегнить, и вырастут хризантемы, – всегда будет кактус.

- я даже не про них спрашивал, а про востребованность этих песен спуст€ треть века. ѕочему это всЄ ещЄ актуально?

- Ќа мой взгл€д, эти песни хран€т состо€ние души, в котором были сотворены. ѕесни « ино» запечатлели запал того времени. Ётот запал каждый человек чувствовал тогда, и, как мы видим, многие чувствуют и теперь, – желание перемен по€вилось вновь. ¬сЄ это есть в песн€х « ино». ¬иктор – действительно последний романтик нашего рока. Ёнерги€, которую он вкладывал в свои песни, возвращалась к нему от благодарных слушателей, увеличива€сь многократно – это самое ценное! Ќе музыкальный материал, не рифы  аспар€на, не барабанные пробежки √урь€нова, не мастерство “ихомирова с бас-гитарой, а именно состо€ние души, обмен энергией. Ёнергетика вступает в резонанс и с сегодн€шним днЄм.  ак бы того не отрицали наши власти, всЄ равно внутренний протест у людей зреет: чувство несправедливости, недовольство уровнем жизни... по€вл€ютс€ новые лидеры, нова€ музыка, требующа€ перемен. ¬о времена французской революции народ не пушки просил, а текст ћарсельезы! ј песни « ино» и были нашей ћарсельезой.

- Ќового-то почему ничего не случилось за 30 лет? „тобы так же пЄрло всех вокруг.

- “ехнически сейчас можно записать дома совершенную фонограмму.  омпьютеры дают беспредельные возможности. „ерез интернет есть доступ к любой музыке, к любому обучению. ќднако, не пришло врем€, которое рождает героев. ¬се еще будет... —тадионы собирают и теперь. —ерЄжа Ўнуров с реб€тами из «Ћенинграда» собрал 60 000 на ««енит-арене»! Ќо у него иде€ абсолютна€ друга€. ѕостепенно заканчиваетс€ уже условный «Ћенинград» и потихонечку возвращаетс€ условное « ино».

- ѕойдЄте на концерт « ино» осенью?

-  онечно! Ёто мо€ молодость, мои воспоминани€. Ќо, во-первых, € скептически отношусь к идее концерта без солиста, без фронтмена.   тому же, играть придетс€ под метроном, иначе разойдешьс€ с видео.  онечно, хотелось бы увидеть что-то новое на месте не забытого, но старого. Ќадеюсь, у реб€т получитс€. ¬ажно, чтобы это не напоминало встречу с одноклассниками, а еще хуже с одноклассницами. –ок – дело молодых. я это всегда говорю своим друзь€м музыкантам.  о мне периодически прибегают ровесники в косухах, которые на пузе уже не застегиваютс€, говор€т: «ƒавай тр€хнем стариной, создадим группу, всем покажем!» ”стал за ними песок подметать.

- ј вы видели, как преобразилс€ “ихомиров?

- ¬идел. ¬ отличной форме! » это здорово. —охран€ть жизненную энергию, здравый смысл всЄ сложнее. ƒа, это трудно: вз€ть и вернутьс€ в прошлое, – это всегда поступок. √руппы, которые собираютс€ через какое-то врем€, это всегда перелом в душе. Ќо все-таки ¬иктора не вернешь…

- ќни ещЄ 30 лет назад записали целый альбом без ¬иктора. ѕоследний студийный номерной альбом « ино» известный как «чЄрный альбом». Ѕыл только голос ¬иктора. ¬ 2012 года записали песню «јтаман» с использованием домашней фонограммы с голосом под акустику…

- Ёто разные вещи – записи и концерты.  онцерт – дело живое и энергичное. я играл на сцене и помню этот драйв. » концертный драйв всегда на ступеньку выше студийной работы, их даже не сравнить – эти ощущени€. ѕусть и не так чисто, как в студии, но это жизнь, это общение, это диалог со зрителем. Ѕыл такой пианист —офроницкий, который мог первую половину концерта под ро€ль спустить, а вторую отыграть так, что зрители его боготворили. Ёто насто€щее творчество. «десь и сейчас. ј концерт под метроном... я не очень понимаю. Ќо, количество молодЄжи на концерте нам покажет всЄ. “олько так мы поймем, насколько это на самом деле актуально.

Ќиколай Ќелюбин, специально дл€ «‘онтанки.ру».

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>