Без Малевича и Кандинского: Что (не) увидят посетители Русского музея после коронавирусной изоляции
Вход по группам, осмотр экспонатов практически в одиночестве и передвижение по «маршрутным листам». «Фонтанка» побывала в Русском музее за день до его открытия и рассказывает, к чему готовиться вам.
Вход по группам, принцип «непересечения»
Русский музей откроется для публики с 15 июля после четырех месяцев «простоя» из-за коронавирусных ограничений. Как и во многих других культурных пространствах, посетителям запрещается собираться в большие группы — это потенциально опасно. Пускать внутрь будут каждые двадцать минут по десять человек. Приходить просят вовремя, ведь соскучившихся по искусству — много.
Билеты в ГРМ можно приобрести только на сайте — и на определённое время. За сутки до начала работы уже образовался дефицит: сейчас осталась возможность попасть в музей лишь 20 июля. В отличие от Эрмитажа, здесь не стали отменять льготы для горожан. Но те, кому полагается бесплатный вход, могут сделать это исключительно во время первых сеансов — в 13.20 по четвергам и в 10.20 в другие дни.
Защита, дистанцирование, заговорившие картины
При входе каждому измеряют температуру и просят надевать маски. Сотрудники также работают в перчатках, масках или прозрачных экранчиках перед лицом. Закрыты кафе и сувенирные лавки. О том, что «Трапезничать сейчас лучше дома!» напоминает помещённая в модную лиловую рамочку «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева. «Надеть перчатки» и «беречь друг друга» просят и герои других работ — плакаты на мотивы русского классического искусства повесили в коридорах.
У тех, кто без экскурсий не может никак, есть возможность присоединиться к группе, на сей раз — из пяти человек. Обзорные прогулки по единственному маршруту должны проходить трижды в день и также в определённое время. Всё для того, чтобы не пересекаться с пришедшими индивидуально и не создавать у картин толпу. Экскурсоводы, как и смотрители, носят средства индивидуальной защиты.
Скамейки в залах перетягивать предупреждающими лентами никто не стал, так что сидеть и отдыхать можно. В отличие от Эрмитажа, лимита по времени на посещение в ГРМ не ввели. Регулировать поток посетителей обещают с помощью вежливых просьб: «Вас становится слишком много, пожалуйста, пройдите дальше!»
Стрелки на полу и путеводные листы
Каждому из вошедших у дверей выдадут путеводный лист с нарисованной на нём схемой залов и стрелками, указывающими направление движения. Сначала все осматривают первый этаж, затем — второй. На пол у входа и на ступени парадной лестницы Главного вестибюля нанесли стрелки красные кружки с просьбами «Соблюдать дистанцию». Хотя на паркете значков нет, потеряться всё равно не получится: на перекрёстках поставили указатели-таблички, а двери в недоступные части музея просто закрыли. Как между собой шутят смотрители, может быть, хотя бы теперь посетители перестанут спрашивать, куда именно нужно дальше идти.
Вообще, передвигаться по экспозиции разрешено только в одну сторону, поэтому единственный шанс быстрее намеченного закончить осмотр — сдаться в переходе между этажами.
Не только «мужики в чёрном»
Пока в Русский музей никого не пускали, сотрудники готовились к открытию и решили поменять наполнение некоторых залов, чтобы сделать их «привлекательнее».
Осмотр экспозиции посетители начнут с работ Василия Перова, в том числе «Охотников на привале», затем увидят картины передвижников и жанровую живопись, в частности, работы Василия Максимова, известного изображениями крестьянской жизни. После этого — Фирс Журавлёв: эксперты из научно-просветительского отдела сочли, что рыдающая невеста на его полотне «Перед венцом» 1874 года — вещь эмоциональная. После такого легче воспринимать и строгие картины в «академических залах», и историко-бытовую живопись, и портреты Ивана Крамского.
«Заходишь на экспозицию Крамского — а там одни мужики в чёрном. Ну, это правда, потому что тогда все мужчины носили чёрное, а Крамской к тому же с цветом не очень дружил, потому что начинал как ретушёр чёрно-белых фотографий. И вот люди видят тёмные какие-то портреты, сразу становится немного скучно, хотя рисунки идеальные, — пояснила одна из экскурсоводов порядок осмотра экспозиции. — Поэтому пусть люди сначала увидят и девушку рыдающую на коленях — «Перед венцом» Журавлёва — и «Охотников на привале». В зал Крамского мы, кстати, добавили работы с девушками и женщинами. Они пёстрые, эмоциональные».
Недоступные залы
В процессе подготовки к открытию гостям решили показать картины, которые не так часто можно увидеть в залах ГРМ. Например, работу художника Александра Литовченко под названием «Царь Иоанн Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» — над ней автор работал четыре года, тщетно пытаясь добиться профессорства в Академии Художеств.
Из коронавирусного маршрута «выпали» некоторые комнаты-тупики: посмотреть не получится на работы Павла Федотова и Алексея Венецианова. По мнению руководства музея, залы, которые нельзя пересечь насквозь — места потенциального скопления зрителей, а значит, опасны во время пандемии. Впрочем, масштабных изменений ждать не стоит — Шишкин и Айвазовский остались на привычных местах.
В корпус Бенуа — по отдельному билету, и исчезнувший Малевич
Главное изменение — невозможность пройти из Михайловского дворца напрямую в корпус Бенуа. Коридор перегородили стульями, двери предусмотрительно заперли. Сделано это для того, чтобы контролировать количество посетителей. Чтобы попасть в отделы современного искусства, а заодно и на выставку «Память! К 75-летию победы в Великой Отечественной войне», придётся пройти по улице. В корпус Бенуа билеты нужно покупать на сайте отдельно, вход также чётко по времени.
Пришедших просят сразу подняться на второй этаж. Три помещения выделены под экспозицию «Память!» с примерами живописи и графики 1945 – 2010 годов, в остальных же залах ничего не менялось. При этом пандемия всё-таки лишила посетителей доступа к работам Казимира Малевича и Василия Кандинского: они висят тех самых в неудачных «тупиковых» пространствах, вход в которые решили закрыть.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Как теперь будет работать Эрмитаж — без льгот для студентов, с новыми ценами и маршрутами
Эпоха Апокалипсиса и 17 ценностей России. Как проходит в Петербурге культурный форум
Новости
- 11 сентября 2024 - В Петербурге распределили 250 миллионов на кинопроизводство, лидер — лента Алексея Учителя
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
- 10 сентября 2024 - «Кинопоиску» присудили штрафов на 10 с лишним миллионов за фильм Гаспара Ноэ
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24