
Сериал «Текст» по роману Глуховского: Почему «Телеграм» играет лучше, чем российские актёры

На платформе Start одним махом — сразу выложили пять серий — вышел сериал «Текст. Реальность» (18+). Расширенная и видоизмененная версия одного из самых нашумевших русских фильмов по роману Дмитрия Глуховского.
Обращаться к тому же сюжету еще раз было рискованно. «Текст» и так собрал примерно все, что было можно: ввел в массовую культуру темы коррупции, слепил образ ФСБшника двадцать первого века, легализовал в русском кино гиперреалистические постельные сцены, которые бурно обсуждали в сети. Оставим за скобками, что такой подход к съемкам откровенных эпизодов был бравадой лет двадцать назад, а натурализм московских типов понятен, в основном, москвичам и гостям столицы — это по меркам актуального русского кино мелочи. Так или иначе, фильм уже стал событием, о нем спорили на всех уровнях — от совершенно подросткового (погуглите ради интереса слово «куколд» — много нового о мире узнаете) до старательно-официозного.
Режиссер обоих проектов Клим Шипенко сам в предисловии к сериалу говорит, что в появлении нового «Текста» виноваты зрители: популярность полного метра заставила расширить сюжет. Подробнее прописать то, чем пришлось пожертвовать в двухчасовом кинотеатральном релизе, показать события по-новому. Но объяснение все-таки неубедительное: так что ключевой вопрос тут — а с чего вообще появился новый «Текст» и зачем его смотреть?
Сюжет тот же. Сериал и по хронометражу опережает полный метр не катастрофически сильно: пять серий по пятьдесят минут против двух с лишним часов. Если вдруг кто проспал — московский студент Илья попадает под горячую руку молодого сотрудника органов, тот подбрасывает ему наркотики и отправляет на нары. Через семь лет герой возвращается домой — мама умерла, друзья выросли и занялись своими делами, возлюбленная ждет замужества. Тут же Илья встречает своего обидчика, случайно становится виновником его гибели, завладевает его смартфоном и начинает жить жизнью того, кто его погубил. Сценарист-автор книжки, по которой сериал снят, Дмитрий Глуховский превратил в развернутую метафору выражение «отобрать жизнь», Шипенко эту фантазию на тему электронного бытия в мессенджерах мощно оркестровал.
Отличия тут — режиссер не врет — на уровне проработки персонажей. Больше ясно про обидчика из органов, про его историю, отношения с родителями, личную жизнь: в фильме она сводится к Мальдивам и бомбанувшей зрителей постельной сцене, построенной на сверхкрупных планах. В сериале, прямо по дедушке Станиславскому, старательно придумана биография, отношения с мамой-папой, черты характера, вроде инфантильности и вспыльчивости.
Но главное — не что докручено, а какими средствами. Большинство деталей, нюансов и подробностей добавлено за счет тонны медиаконтента. Фоток и видео, сообщений в телеграме и вотсапе, постов и аудиосообщений (понятно, что новый хозяин телефона по нему с генералами и мамами-папами не говорит). Странным образом, скринлайф, построение сюжета на действиях героев в сети в последние годы стал едва ли не самой сильной стороной русского визуального искусства. На нем строят и просветительские проекты, и игровое кино (Тимур Бекмамбетов вовсе идеей кино в скайпе и соцсетях одержим). В «Тексте» он срабатывает на ура и самым неожиданным образом — оказывается куда выразительнее собственно актерской игры и говорит о героях куда больше, чем мимика, пластика или голос. Куда лучше Ивана Янковского о герое-злодее говорят его фотки и тексты — а заодно не мешает кипучая экспрессия актера. Превратившись в буквы, слова и предложения, героиня Кристины Асмус перестала быть такой уж кукольной, стала живой. Герои, которые живьем на экране вовсе не появляются — полковники, начальники, родители — становятся осязаемыми. В этом главное отличие «Текста»-фильма от его же-сериала: там было действие, а тут герои, характеры и биографии.
Непонятно, хотел того Шипенко или нет, вкладывал он этот смысл в название или так случайно получилось, но подзаголовок «Реальность» тут стоит понимать буквально. В отличие от «Текста» полнометражного, занятого историей и напряжением действия, сериал представляет собой правда очень подробный натуральный очерк. А что мессенджеры способны рассказать о героях гораздо больше, чем актеры со всем своим арсеналом — ну, это тоже пища для размышлений.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Для аудитории «30-»: Почему российский сериал «Чики» стал вирусным

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.