
Сериал «Текст» по роману Глуховского: Почему «Телеграм» играет лучше, чем российские актёры

На платформе Start одним махом — сразу выложили пять серий — вышел сериал «Текст. Реальность» (18+). Расширенная и видоизмененная версия одного из самых нашумевших русских фильмов по роману Дмитрия Глуховского.
Обращаться к тому же сюжету еще раз было рискованно. «Текст» и так собрал примерно все, что было можно: ввел в массовую культуру темы коррупции, слепил образ ФСБшника двадцать первого века, легализовал в русском кино гиперреалистические постельные сцены, которые бурно обсуждали в сети. Оставим за скобками, что такой подход к съемкам откровенных эпизодов был бравадой лет двадцать назад, а натурализм московских типов понятен, в основном, москвичам и гостям столицы — это по меркам актуального русского кино мелочи. Так или иначе, фильм уже стал событием, о нем спорили на всех уровнях — от совершенно подросткового (погуглите ради интереса слово «куколд» — много нового о мире узнаете) до старательно-официозного.
Режиссер обоих проектов Клим Шипенко сам в предисловии к сериалу говорит, что в появлении нового «Текста» виноваты зрители: популярность полного метра заставила расширить сюжет. Подробнее прописать то, чем пришлось пожертвовать в двухчасовом кинотеатральном релизе, показать события по-новому. Но объяснение все-таки неубедительное: так что ключевой вопрос тут — а с чего вообще появился новый «Текст» и зачем его смотреть?
Сюжет тот же. Сериал и по хронометражу опережает полный метр не катастрофически сильно: пять серий по пятьдесят минут против двух с лишним часов. Если вдруг кто проспал — московский студент Илья попадает под горячую руку молодого сотрудника органов, тот подбрасывает ему наркотики и отправляет на нары. Через семь лет герой возвращается домой — мама умерла, друзья выросли и занялись своими делами, возлюбленная ждет замужества. Тут же Илья встречает своего обидчика, случайно становится виновником его гибели, завладевает его смартфоном и начинает жить жизнью того, кто его погубил. Сценарист-автор книжки, по которой сериал снят, Дмитрий Глуховский превратил в развернутую метафору выражение «отобрать жизнь», Шипенко эту фантазию на тему электронного бытия в мессенджерах мощно оркестровал.
Отличия тут — режиссер не врет — на уровне проработки персонажей. Больше ясно про обидчика из органов, про его историю, отношения с родителями, личную жизнь: в фильме она сводится к Мальдивам и бомбанувшей зрителей постельной сцене, построенной на сверхкрупных планах. В сериале, прямо по дедушке Станиславскому, старательно придумана биография, отношения с мамой-папой, черты характера, вроде инфантильности и вспыльчивости.
Но главное — не что докручено, а какими средствами. Большинство деталей, нюансов и подробностей добавлено за счет тонны медиаконтента. Фоток и видео, сообщений в телеграме и вотсапе, постов и аудиосообщений (понятно, что новый хозяин телефона по нему с генералами и мамами-папами не говорит). Странным образом, скринлайф, построение сюжета на действиях героев в сети в последние годы стал едва ли не самой сильной стороной русского визуального искусства. На нем строят и просветительские проекты, и игровое кино (Тимур Бекмамбетов вовсе идеей кино в скайпе и соцсетях одержим). В «Тексте» он срабатывает на ура и самым неожиданным образом — оказывается куда выразительнее собственно актерской игры и говорит о героях куда больше, чем мимика, пластика или голос. Куда лучше Ивана Янковского о герое-злодее говорят его фотки и тексты — а заодно не мешает кипучая экспрессия актера. Превратившись в буквы, слова и предложения, героиня Кристины Асмус перестала быть такой уж кукольной, стала живой. Герои, которые живьем на экране вовсе не появляются — полковники, начальники, родители — становятся осязаемыми. В этом главное отличие «Текста»-фильма от его же-сериала: там было действие, а тут герои, характеры и биографии.
Непонятно, хотел того Шипенко или нет, вкладывал он этот смысл в название или так случайно получилось, но подзаголовок «Реальность» тут стоит понимать буквально. В отличие от «Текста» полнометражного, занятого историей и напряжением действия, сериал представляет собой правда очень подробный натуральный очерк. А что мессенджеры способны рассказать о героях гораздо больше, чем актеры со всем своим арсеналом — ну, это тоже пища для размышлений.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Читайте также:
Для аудитории «30-»: Почему российский сериал «Чики» стал вирусным

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35