«Рано или поздно этот шаг был бы сделан». Как театральные, кинопремьеры и концерты уходят внутрь компьютерных игр

17 июня 2020, 10:00
Версия для печати Версия для печати

Провести премьеру трейлера в стрелялке, дать живым актерам управлять персонажами симулятора в прямом эфире, самому влезть в пейзаж апокалипсиса и читать там рэп среди летающих вокруг игроков-поклонников. Режиссеры и продюсеры один за другим вводят традиционные форматы представлений в компьютерные игры. «Фонтанка» собрала выдающиеся примеры и поговорила с участниками процесса.

БДТ «порвал шаблоны» классического театра, проведя премьеру чеховского «Вишневого сада» в Minecraft (для несведущих: это такая сетевая игра-конструктор в стилистике «Лего»). Зрители, заходя в игру (остальные могли смотреть происходящее на YouTube или «ВКонтакте»), видели скрупулезно выстроенное здание театра, ходили по его коридорам и летали по залу. Представление было недолгим: классику, не щадя, уложили в 15 минут, а общее число реплик было не больше, чем на сайте кратких содержаний для школьников. «Дратути!» — приветствовал зрителей один из персонажей, отсылая к популярному интернет-мему. Прямоугольные, будто сложенные из больших пикселей, «Лопахин», «Раневская» и другие, перемещаясь по сцене, поочередно «били» окна в сад и тут же их заделывали.

Бред? Абсурд? Издевательство? Возможно. Но комментарии большинства — хвалебные. «Ух ты, а я не знал, что в Minecraft можно творить искусство — вот видите!!!» — написал пользователь Дмитрий. «За 6 лет ... я в впервые вижу спектакль по Майну, так и ещё с народными артистами... {упал со смеха на пол} Это гениально, без сарказма, это реально круто! Отдельно кидаю вам на сцену букет цветов. Вот до чего людей довёл карантин :)» — поделился DK MOVE. «Ребят, хватит ныть. Они хотя бы попытались это сделать. Да не идеально, да скины не изображают эмоций, но они хотя бы попытались что-то сделать. В следующий раз будет лучше. Дальше больше, научатся делать лучше, они же в первые в Майнкрафте спектакль ставят», — оставила комментарий Валентина.

«Мне кажется, получилось смешно, — прокомментировал «Фонтанке» прошедшую премьеру худрук БДТ Андрей Могучий. — Идет поиск формата, который был бы адекватен игровой стихии. Он, конечно, будет продолжаться. Но, мне кажется, заход очень удачный».

Для Могучего «заигрывание» с игровой сферой — не просто повод привлечь внимание к театру, а серьезная попытка поиска существования театра в иной среде.

«Это очень важный шаг, который рано или поздно все равно был бы сделан, но на фоне пандемии это произошло, возможно, чуть раньше», — пояснил он.

БДТ планирует наращивать опыт, правда, конкретикой пока не делится.

«Естественно, это дело молодых, потому что это их среда, их жизнь, их детство, они в этом понимают, в этом живут и хорошо разбираются, — считает Андрей Могучий. — Но я поддерживаю и инициирую такие проекты. Конечно, это пробы пера, но Андрей Воронов и Эдгар Закарян — художник и режиссер — заложили неплохое начало. Театр и игра, культура игры — мне кажется, очень близкие понятия, и они могут сейчас сблизиться и превратиться в подлинное искусство».

Архитектор виртуального БДТ Андрей Воронов, под чьим руководством игроки (а строили театр именно обычные игроки) создали конструкцию, рассказал «Фонтанке», что инициатива строительства здания БДТ в игре Minecraft исходила от самих пользователей.

«Моддинг», переделывание разных компьютерных игр, их развитие, — стандартная практика. Одни рисуют карты по любимым книгам, другие воссоздают героев блокбастеров. Но когда дело дошло до Minecraft и БДТ, театр инициативу подхватил. Во-первых, предоставил планировочные решения, а во-вторых, взял процесс под свой контроль и потом готовый театр — «в управление». Строили пару недель, а всего премьеру готовили месяц: сделать театр пригодным для проведения в нем самых настоящих мероприятий оказалось даже сложнее, чем возвести здание.

Простора у виртуальных «актеров» не ахти: в продвинутых версиях игры доступно больше манипуляций телом, но авторы специально опирались на базовые возможности, чтобы обладатели даже самой простой версии все видели так, как и было задумано. Где-то недостаток средств выразительности компенсировали действиями: скажем, окна били, по словам Андрея Воронова, — чтобы показать переживания героев. А заодно и для того, чтобы соблюсти стилистику игры, где постоянно что-то рушат и строят.

К слову, исполнители ролей сами управляли своими «аватарами», направляя их по сцене, и одновременно зачитывали текст — и все это в прямом эфире. Задача не из простых. В процессе подготовки звучали предложения, чтобы кто-то один «водил» героя, а актеры просто их озвучивали, но от этого отказались. «У нас — честный театр», — говорит Воронов.

«Я думаю, что содержательно этот спектакль сделан адекватно жанру, форме, в которой он существует — компьютерной игры Minecraft, — говорит Андрей Могучий. — Те, кому это не нравится., — могут просто не смотреть. Но я знаю, что огромное количество людей — молодежи, подростков, детей, — которые на спектакль отреагировали очень хорошо и потянулись к пьесе, теперь ее прочтут. Такой подход, наверное, может кем-то оцениваться как радикальный. Но через такое отчасти разрушение стереотипов пролегает путь к истине, возвращение к тем идеалам, которые мы, на мой взгляд, давным-давно утеряли в тех проявлениях культуры, которые называют себя традиционными, но на самом деле давным-давно таковыми не являются».

Пример БДТ — уникальный, но далеко не единственный случай за последний год, когда искусство проникало в игру. Вот лишь несколько случаев:

1. Театральные премьеры в игре The Sims в Москве. В отличие от петербуржцев, москвичи играли не в онлайновую игру, в которую могло зайти большое число пользователей, а без других участников — зрители смотрели спектакли в трансляции. В мае это была постановка «Бассейн» по «Бесприданнице» А.Н. Островского с Театром на Таганке. А затем, 3 июня, «Небо» Максима Курочкина с «Мастерской Брусникина». Режиссер обоих — Эмилия Кивелевич. Конечно, в данном случае присутствие игроков было относительным, здесь, скорее имеет большее значение сама стилистика компьютерной игры, нежели ее функционал. Это роднит проекты, например, с майнкрафт-фильмами и сериалами, которые в интернете есть в изобилии: сам геймер не присутствует внутри действия.

2. Концерт The Offspring в World of Tanks. Эта временная «фишка» в популярной игре представляет собой виртуальный концерт (правда, небольшой) группы The Offspring. В ангаре появилась сцена, на которой оцифрованные музыканты играли несколько песен. Дело было осенью 2019 года.

3. Концерты американского диджея Marshmello и рэпера Трэвиса Скотта в игре Fortnite. Первое выступление, проходившее зимой 2019 года, собрало свыше 10 миллионов зрителей, что организатор игры назвал знаменательным моментом для игровой индустрии. Диджей анонсировал стрим в своем графике, игроков перенесли на специальную локацию, а стрельбу отключили. Концерт длился всего десять минут. Второе выступление, рэпера Трэвиса Скотта в апреле этого года, собрало 12 миллионов игроков, что стало для игры, по данным с ее официального аккаунта, «астрономическим рекордом всех времен». Шоу вышло выдающимся по своей зрелищности — артист «упал» на планету вместе с метеоритом, перемещался по локации, потом часть его лица была заменена механизмом, а затем он и вовсе ушел петь под воду.

4. В ночь с 21 на 22 мая премьера трейлера фильма Кристофера Нолана «Довод» прошла опять-таки в онлайн-игре Fortnite. После презентации показали интервью с исполнителем главной роли Джоном Дэвидом Вашингтоном.

Многие акции последнего времени, проходившие внутри игр, не имели отношения непосредственно к искусству, но стали заметными приметами времени. К их проведению людей подталкивал коронавирус.

Например, британские иллюстраторы начали проводить рабочие встречи в ковбойской игре-шутере Red Dead Redemption 2. Участники совещания, для которых Zoom оказался слишком скучен, сначала пробовали Minecraft, но опыт показал, что люди слишком быстро отвлекаются и начинают копать. Чтобы игра не выкидывала пользователей за бездействие, они варили на игровой стоянке кофе.

 

В Half-Life один из американских преподавателей провел урок геометрии. Причем ученики были в шлемах виртуальной реальности.

А вот студенты Донского государственного технического университета от лишних действий в Minecraft сдержались: для них там провели лекцию по функциональному программированию. Японские же школьники доучились даже до целого виртуального выпускного.

«Виртуализация — это один из способов создать новый мир — такой, какой нам хочется: будь то театр, кино или любой другой вид искусства, — оценивает происходящее Антон Дмитриев, создатель и руководитель фанатского игрового проекта StarCraft 2: Russian Preview. — Широко ли это пойдёт — неизвестно: «хайп», может, будет греметь дальше, а может нет. Люди ищут выход из создавшихся ограничений — и находят. Даже когда пандемия окончится, ограничения будут, но другие. Поэтому вердикт выносить рано».

Дмитриев напоминает, что игры — лишь «способ сказать», каких существует много — книги, комиксы, музыка.

«А насчёт того, чем это лучше, чем обычный театр, — я бы сказал, ничем и не лучше, — комментирует эксперт. — Я бы сходил в обычный театр. Тут, скорее, проблема именно ограничений. Как в анекдоте, когда парень обещает: «Я подарю тебе луну, звёзды, ночное небо...» А девушка спрашивает: «А что, денег совсем нет?»

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Не только Цой жив. В «Севкабель Порту» открывают грандиозную выставку о лидере «Кино» и о времени, которое идет по кругу

В «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие «Виктор Цой. Легенда» (12+) — огромный дизайнерский мега-проект от Бюро Planet9 Агнии Стерлиговой и Александра Кармаева — москвичей, которые несколько лет назад на этом же месте перевернули представление петербуржцев о выставках своим проектом «Балабанов». Позже они же открывали выставки «Первая позиция. Русский балет» в «Манеже» и «Панк-культура. Король и шут» снова в «Севкабель Порту». И вот новый проект, который точно запомнится.

Статьи

>