«Рано или поздно этот шаг был бы сделан». Как театральные, кинопремьеры и концерты уходят внутрь компьютерных игр
Провести премьеру трейлера в стрелялке, дать живым актерам управлять персонажами симулятора в прямом эфире, самому влезть в пейзаж апокалипсиса и читать там рэп среди летающих вокруг игроков-поклонников. Режиссеры и продюсеры один за другим вводят традиционные форматы представлений в компьютерные игры. «Фонтанка» собрала выдающиеся примеры и поговорила с участниками процесса.
БДТ «порвал шаблоны» классического театра, проведя премьеру чеховского «Вишневого сада» в Minecraft (для несведущих: это такая сетевая игра-конструктор в стилистике «Лего»). Зрители, заходя в игру (остальные могли смотреть происходящее на YouTube или «ВКонтакте»), видели скрупулезно выстроенное здание театра, ходили по его коридорам и летали по залу. Представление было недолгим: классику, не щадя, уложили в 15 минут, а общее число реплик было не больше, чем на сайте кратких содержаний для школьников. «Дратути!» — приветствовал зрителей один из персонажей, отсылая к популярному интернет-мему. Прямоугольные, будто сложенные из больших пикселей, «Лопахин», «Раневская» и другие, перемещаясь по сцене, поочередно «били» окна в сад и тут же их заделывали.
Бред? Абсурд? Издевательство? Возможно. Но комментарии большинства — хвалебные. «Ух ты, а я не знал, что в Minecraft можно творить искусство — вот видите!!!» — написал пользователь Дмитрий. «За 6 лет ... я в впервые вижу спектакль по Майну, так и ещё с народными артистами... {упал со смеха на пол} Это гениально, без сарказма, это реально круто! Отдельно кидаю вам на сцену букет цветов. Вот до чего людей довёл карантин :)» — поделился DK MOVE. «Ребят, хватит ныть. Они хотя бы попытались это сделать. Да не идеально, да скины не изображают эмоций, но они хотя бы попытались что-то сделать. В следующий раз будет лучше. Дальше больше, научатся делать лучше, они же в первые в Майнкрафте спектакль ставят», — оставила комментарий Валентина.
«Мне кажется, получилось смешно, — прокомментировал «Фонтанке» прошедшую премьеру худрук БДТ Андрей Могучий. — Идет поиск формата, который был бы адекватен игровой стихии. Он, конечно, будет продолжаться. Но, мне кажется, заход очень удачный».
Для Могучего «заигрывание» с игровой сферой — не просто повод привлечь внимание к театру, а серьезная попытка поиска существования театра в иной среде.
«Это очень важный шаг, который рано или поздно все равно был бы сделан, но на фоне пандемии это произошло, возможно, чуть раньше», — пояснил он.
БДТ планирует наращивать опыт, правда, конкретикой пока не делится.
«Естественно, это дело молодых, потому что это их среда, их жизнь, их детство, они в этом понимают, в этом живут и хорошо разбираются, — считает Андрей Могучий. — Но я поддерживаю и инициирую такие проекты. Конечно, это пробы пера, но Андрей Воронов и Эдгар Закарян — художник и режиссер — заложили неплохое начало. Театр и игра, культура игры — мне кажется, очень близкие понятия, и они могут сейчас сблизиться и превратиться в подлинное искусство».
Архитектор виртуального БДТ Андрей Воронов, под чьим руководством игроки (а строили театр именно обычные игроки) создали конструкцию, рассказал «Фонтанке», что инициатива строительства здания БДТ в игре Minecraft исходила от самих пользователей.
«Моддинг», переделывание разных компьютерных игр, их развитие, — стандартная практика. Одни рисуют карты по любимым книгам, другие воссоздают героев блокбастеров. Но когда дело дошло до Minecraft и БДТ, театр инициативу подхватил. Во-первых, предоставил планировочные решения, а во-вторых, взял процесс под свой контроль и потом готовый театр — «в управление». Строили пару недель, а всего премьеру готовили месяц: сделать театр пригодным для проведения в нем самых настоящих мероприятий оказалось даже сложнее, чем возвести здание.
Простора у виртуальных «актеров» не ахти: в продвинутых версиях игры доступно больше манипуляций телом, но авторы специально опирались на базовые возможности, чтобы обладатели даже самой простой версии все видели так, как и было задумано. Где-то недостаток средств выразительности компенсировали действиями: скажем, окна били, по словам Андрея Воронова, — чтобы показать переживания героев. А заодно и для того, чтобы соблюсти стилистику игры, где постоянно что-то рушат и строят.
К слову, исполнители ролей сами управляли своими «аватарами», направляя их по сцене, и одновременно зачитывали текст — и все это в прямом эфире. Задача не из простых. В процессе подготовки звучали предложения, чтобы кто-то один «водил» героя, а актеры просто их озвучивали, но от этого отказались. «У нас — честный театр», — говорит Воронов.
«Я думаю, что содержательно этот спектакль сделан адекватно жанру, форме, в которой он существует — компьютерной игры Minecraft, — говорит Андрей Могучий. — Те, кому это не нравится., — могут просто не смотреть. Но я знаю, что огромное количество людей — молодежи, подростков, детей, — которые на спектакль отреагировали очень хорошо и потянулись к пьесе, теперь ее прочтут. Такой подход, наверное, может кем-то оцениваться как радикальный. Но через такое отчасти разрушение стереотипов пролегает путь к истине, возвращение к тем идеалам, которые мы, на мой взгляд, давным-давно утеряли в тех проявлениях культуры, которые называют себя традиционными, но на самом деле давным-давно таковыми не являются».
Пример БДТ — уникальный, но далеко не единственный случай за последний год, когда искусство проникало в игру. Вот лишь несколько случаев:
1. Театральные премьеры в игре The Sims в Москве. В отличие от петербуржцев, москвичи играли не в онлайновую игру, в которую могло зайти большое число пользователей, а без других участников — зрители смотрели спектакли в трансляции. В мае это была постановка «Бассейн» по «Бесприданнице» А.Н. Островского с Театром на Таганке. А затем, 3 июня, «Небо» Максима Курочкина с «Мастерской Брусникина». Режиссер обоих — Эмилия Кивелевич. Конечно, в данном случае присутствие игроков было относительным, здесь, скорее имеет большее значение сама стилистика компьютерной игры, нежели ее функционал. Это роднит проекты, например, с майнкрафт-фильмами и сериалами, которые в интернете есть в изобилии: сам геймер не присутствует внутри действия.
2. Концерт The Offspring в World of Tanks. Эта временная «фишка» в популярной игре представляет собой виртуальный концерт (правда, небольшой) группы The Offspring. В ангаре появилась сцена, на которой оцифрованные музыканты играли несколько песен. Дело было осенью 2019 года.
3. Концерты американского диджея Marshmello и рэпера Трэвиса Скотта в игре Fortnite. Первое выступление, проходившее зимой 2019 года, собрало свыше 10 миллионов зрителей, что организатор игры назвал знаменательным моментом для игровой индустрии. Диджей анонсировал стрим в своем графике, игроков перенесли на специальную локацию, а стрельбу отключили. Концерт длился всего десять минут. Второе выступление, рэпера Трэвиса Скотта в апреле этого года, собрало 12 миллионов игроков, что стало для игры, по данным с ее официального аккаунта, «астрономическим рекордом всех времен». Шоу вышло выдающимся по своей зрелищности — артист «упал» на планету вместе с метеоритом, перемещался по локации, потом часть его лица была заменена механизмом, а затем он и вовсе ушел петь под воду.
4. В ночь с 21 на 22 мая премьера трейлера фильма Кристофера Нолана «Довод» прошла опять-таки в онлайн-игре Fortnite. После презентации показали интервью с исполнителем главной роли Джоном Дэвидом Вашингтоном.
Многие акции последнего времени, проходившие внутри игр, не имели отношения непосредственно к искусству, но стали заметными приметами времени. К их проведению людей подталкивал коронавирус.
Например, британские иллюстраторы начали проводить рабочие встречи в ковбойской игре-шутере Red Dead Redemption 2. Участники совещания, для которых Zoom оказался слишком скучен, сначала пробовали Minecraft, но опыт показал, что люди слишком быстро отвлекаются и начинают копать. Чтобы игра не выкидывала пользователей за бездействие, они варили на игровой стоянке кофе.
Zoom sucks, we started having editorial meetings in Red Dead Redemption instead. It's nice to sit at the campfire and discuss projects, with the wolves howling out in the night
— Viviane Schwarz (@vivschwarz) May 16, 2020
В Half-Life один из американских преподавателей провел урок геометрии. Причем ученики были в шлемах виртуальной реальности.
А вот студенты Донского государственного технического университета от лишних действий в Minecraft сдержались: для них там провели лекцию по функциональному программированию. Японские же школьники доучились даже до целого виртуального выпускного.
«Виртуализация — это один из способов создать новый мир — такой, какой нам хочется: будь то театр, кино или любой другой вид искусства, — оценивает происходящее Антон Дмитриев, создатель и руководитель фанатского игрового проекта StarCraft 2: Russian Preview. — Широко ли это пойдёт — неизвестно: «хайп», может, будет греметь дальше, а может нет. Люди ищут выход из создавшихся ограничений — и находят. Даже когда пандемия окончится, ограничения будут, но другие. Поэтому вердикт выносить рано».
Дмитриев напоминает, что игры — лишь «способ сказать», каких существует много — книги, комиксы, музыка.
«А насчёт того, чем это лучше, чем обычный театр, — я бы сказал, ничем и не лучше, — комментирует эксперт. — Я бы сходил в обычный театр. Тут, скорее, проблема именно ограничений. Как в анекдоте, когда парень обещает: «Я подарю тебе луну, звёзды, ночное небо...» А девушка спрашивает: «А что, денег совсем нет?»
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны